Автостанций не будет?

Автостанций не будет?

Решение о закрытии автостанций в селах Новопокровка и Рощино пока остается в силе.

Предпраздничная поездка в Дальнереченск в больницу прошла для меня впустую. Несмотря на предварительную договоренность, приема не было. Значит, через день снова придется ехать сюда.

Машины нет, и лишних денег тоже. Остается общественный транспорт – автобус. Уехать утром из Новопокровки в Дальнереченск можно пока двумя рейсами: на 9.00 и 9.25. А как и во сколько получится вернуться домой? Чтобы узнать это, иду в Дальнереченский автовокзал.

В расписании есть автобус на 14.45, который ходит в Вострецово ежедневно, кроме субботы и воскресенья, но веришь написанному с оглядкой — в последнее время рейсы часто отменяют, а тут еще и праздники. В общем, для успокоения решаю спросить у кассира, можно ли будет на этом автобусе уехать в пятницу в Новопокровку.

Мой вопрос приводит женщину в некоторое замешательство:

— Ой, точно не знаю. Про десятое число еще ничего не говорили, надо уточнять у диспетчера.

Сегодня, похоже, автобус будет. В зале его ждут несколько пассажирок из Новопокровки, и я слышу, как женщины сокрушаются:

— В Дальнереченске хоть автостанция есть, а у нас закрывают. Как мы теперь будем ездить, как об автобусах узнавать?

Новопокровская и Рощинская автостанции принадлежат ООО «Топаз», который выполняет в районе два маршрута: междугородний, во Владивосток, и муниципальный – на Восток.

Сегодня предприятие переживает не лучшие времена. Требования законодательства к пассажирским перевозкам ужесточились, и зарегистрированный перевозчик не в силах выдержать конкуренцию с нелегалами в этой сфере. Подорожали дизельное топливо, расходные материалы, запчасти, увеличились НДС, МРОТ, на основе которого работникам выплачивается зарплата. В то же время значительно сократился пассажиропоток, и вместе с ним — доходы. А обе автостанции уже с конца прошлого года работают в убыток.

Но главная причина, по которой «Топаз» принял решение о закрытии автостанций, – отказ других перевозчиков — ООО «Иман-Авто» и «Дальнереченскавтотранс» — отчислять процент на их содержание.

Все автовокзалы, автостанции, — говорит Сергей Романов, директор ООО «Топаз», — существуют на отчисления от продажи билетов, и предприятия, которые осуществляют пассажирские перевозки на территории района, платили порядка 17 процентов от выручки на содержание автостанций в соответствии с договорами, заключенными с нами.

В феврале этого года «Дальнереченскавтотранс» предупредил о расторжении договора – они решили сами продавать билеты.

Понятно, что им невыгодно, они «заваливаются» на бок – начиная с февраля, например, они из 28 рейсов «Дальнереченск-Новопокровка» выполнили только 12, — но от этого не легче.

Мы попытались урегулировать ситуацию на уровне учредителей – не получилось. В марте от «Дальнереченскавтотранса» пришла официальная бумага – с 10 апреля расторгнуть договор, и с начала апреля мы, известив все органы, начали процедуру сокращения.

По сути, большинство автобусов по-прежнему ездят через автостанцию, а продажу билетов в Рощино и Новопокровке осуществляет только наш — 542-й. 705-й и 531-й отказались. Местные – Крутояровский, Вострецовский — вообще мимо кассы ездят.

Автостанции обходятся нам в один миллион рублей в год или 250-300 тысяч рублей в квартал, и когда предприятие находится в тупике, тянуть их на отчисления с одного автобуса нереально.

Упрекнуть муниципальный район, к полномочиям которого относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания, в том, что пустил на самотек ситуацию с закрытием автостанций, не поворачивается язык.

Пожалуй, впервые с постсоветских времен в 2019 году для перевозчиков: «Иман-Авто», выполняющего два муниципальных маршрута — «Дальнереченск-Новопокровка», «Дальнереченск-Вострецово», — и «Топаз» предусмотрена компенсация выпадающих доходов. Сумма небольшая, 600 тысяч в год, но при дефицитном бюджете, и это – уже достижение.

После обращения руководителя «Топаза» 1 апреля в администрации Новопокровского СП прошло совещание с участием главы района Натальи Пантелеевой, замглавы АКМР Александра Шевченко, депутата районной Думы Андрея Каверзина, главы Новопокровского СП Ивана Смелика, директоров  трех предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками, — «Дальнереченскавтотранс», «Иман-Авто», «Топаз» — и представителями службы такси.

Вернуть в лоно договора об отчислениях на содержание автостанций отказников тогда не удалось. Однако по итогам совещания были подготовлены обращение на имя губернатора ПК, которое подписали более 300 жителей района, о содействии в сохранении автобусных перевозок по муниципальным маршрутам и ходатайство о выделении району субвенции на частичное возмещение убытков муниципальным перевозчикам.

Поиском вариантов разрешения сложившейся ситуации, включая личную встречу с губернатором Приморья, глава района занимается и сегодня.

Чем окончатся совместные действия муниципальной власти и общественности, прогнозировать не берусь, а время неумолимо приближает к 6 июня, которое определено последним днем работы автостанций.

Впрочем, может,  не стоит торопить события? Автостанции в районе и раньше были нерентабельными, и на моей памяти после перехода к частнику уже, как минимум, трижды балансировали на грани закрытия, но всегда находился какой-то выход. Все, от кого это зависело, вовремя вспоминали, что за каждым подобным решением стоят люди, а автостанция в нашей глубинке – не только касса, где можно купить или забронировать билет, но и зал ожидания, и диспетчерский пункт, и справка. Даже если работает она два часа в день, как сейчас, или дистанционно.

Ольга РУДЕНКО

 

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.