Летчик-ас Василий Добровольский

Летчик-ас Василий Добровольский

 Тридцатые годы прошлого столетия страшные, но вместе с тем для большинства мальчишек  романтичные. Ребята, от мала до велика, были наслышаны о подвигах отважных советских авиаторов: Валерия Чкалова, Михаила Громова, Александра Белякова, Михаила Водопьянова. О них слагали стихи и песни, создавали художественные произведения. Их гордо величали «сталинскими соколами».

А в это время в далеком таежном селе Ново-Александровка, уютно расположившемся на правом берегу Имана, между Новокрещенкой и Гончаровкой, подрастали мальчишки. Почти каждый знал о рекордах доблестных советских асов из газет, сводок по радио. Да и воздушное движение над нашим районом в те годы было весьма оживленным. Ребята поднимали глаза к синему куполу неба и мечтали покорить воздушное пространство бескрайней родной страны. Но реальность таежной жизни была сурова, у детей был один путь – продолжить дело своих родителей-крестьян: трудиться с утра до вечера.

Однако у Василия Митрофановича Добровольского из той самой Ново-Александровки все-таки был один шанс из ста  попасть в армию в ряды ВВС. Не зря говорят, если сильно чего-то желаешь, это обязательно сбудется.

В 1938 году Василий вступил в ряды Красной Армии. С этого момента он точно знал, что вернется в родное село только героем-авиатором.

Начало войны Добровольский встретил в составе 191-го истребительного авиационного полка. Летая на И-16, защищал небо Ленинграда. Небо Ленинграда в начале войны – это постоянные дежурства, ночные вылеты, отражение атак противника, которые с каждым днем становились все интенсивнее.

Осенью 1941-го летчики полка получили новые самолеты «Харрикейны», оборудованные советскими пушками и реактивными снарядами. На зарубежную машину пересел и Василий.

29 сентября 1941 года младший лейтенант В.М.Добровольский был представлен командованием части к правительственной награде и награждён орденом Красного Знамени.

Летчик Добровольский был знаменит в Ленинграде. Защитников неба изобразил знаменитый художник Анатолий Яр-Кравченко, итогом работы которого стал фронтовой альбом известный на весь Советский Союз.

Во время одного из многочисленных воздушных боев Василий поспешил на помощь к товарищу. Пристроился в хвост немецкому самолету и погнал его вниз с такой скоростью, что тот врезался в землю, а Добровольский едва успел выровнять свою машину, зацепив кроны деревьев и привезя на аэродром полный радиатор листвы.

Воздушные бои становились все агрессивнее, и уже через некоторое время в расположении не осталось ни одной целой машины. Вскоре полк отправили на переформирование, и Василий оказался в 436-м истребительном полку.

Однополчане о Добровольском говорили, что он родился в рубашке. Однажды, возвращаясь с боевого задания по разведке вражеских диспозиций, он вместе со своим ведомым Алексеем Бородачёвым  в двух десятках километрах от аэродрома вступил в бой с четырьмя немецкими мессерами. С аэродрома на помощь поднялась четверка истребителей. Все, кто остался на летном поле, с замиранием сердца и затаив дыхание следили за схваткой в воздухе.

Снаряды противника достигли крыла и фюзеляжа самолета Добровольского. А через несколько секунд воздух разрезал звук пушечной очереди. Машина Василия вздрогнула, замерла, устремилась вниз и упала за лесом.  Раздался взрыв… Группа специалистов отправилась к месту падения. Ко всеобщему удивлению, никаких следов летчика возле самолета обнаружить не удалось. А спустя некоторое время Василий сам пришёл в полк. Он выпрыгнул с парашютом над лесом и благодаря густым кронам деревьев остался жив.

9 августа 1942 года командир звена 436-го ИАП лейтенант Добровольский был награждён вторым орденом Красного Знамени.

За короткий промежуток службы в 436-м ИАП Добровольский заслужил всеобщее уважение и любовь как среди командования полка, так и среди однополчан. Его и не любить было нельзя: дружелюбный, общительный, честный, всегда готовый прийти на помощь товарищам. Василий не был женат, у него и любимой-то не было, хотя многие девушки заглядывались на молодого статного офицера, светловолосого, с большими голубыми глазами, всегда аккуратного и подтянутого. На все вопросы товарищей Василий с улыбкой отвечал: «Победим, обязательно женюсь, но только на девушке из родного Приморья».

Мечта Добровольского сбылась, он стал не просто летчиком, а военным летчиком-истребителем – элитой отечественных ВВС.

К зиме Василий совершил около 260 боевых вылетов. В воздушных боях сбил не менее 13 самолётов противника лично и 3 в группе с товарищами.

Однако другим мечтам – выиграть войну и жениться — сбыться было не суждено. 30 декабря 1942 года старший лейтенант Добровольский погиб в воздушном бою.

Вот как описывает события тех дней боевой товарищ Добровольского, прославленный лётчик-истребитель Николай Фёдорович Кузнецов: «Пять дней тому назад Вася Добровольский схватился на лобовых с «Фоккером», и оба самолёта посыпались вниз. Все знали, какой Вася напористый. А тут фриц, видимо, попался тоже из упрямых. Правда, в последний момент «Фоккер» пытался отвернуть, но было уже поздно… Я никак не мог представить себе, что никогда больше не увижу Добровольского. Нашего Васю – весельчака и оптимиста. Не хотелось верить…»

Говорят, что летчики не погибают, они уходят в небо и не возвращаются. Остаются служить где-то в вечном небесном гарнизоне и строго следят за теми, кто пилотирует машины сегодня, стараясь всеми силами уберечь их.

Интересно получается: человека нет, села, в котором он родился и вырос, тоже нет, даже страны, за которую он погиб, а память о нем возьмет и выскользнет из-под ватного одеяла времени, переплетется в нити, узелки, клубочки, чтобы остаться в сердцах внуков и правнуков.

Ирина МЕРЗЛЯКОВА,

НП «Удэгейская легенда»

Использованы материалы книги М.Ю. Быкова «Победы сталинских соколов», а также  электронного ресурса «Красные соколы. Русские авиаторы, летчики-асы 1914-1953»

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.