Проект «С-А» «У истоков жизни»

Проект «С-А» «У истоков жизни»

Знать, где соломки подстелить или Чтобы был счастливым человек

Что такое школа приемных родителей? Чему учат в ней взрослых? С чем сталкиваются родители, воспитывая своих и приемных детей?

На эти и другие вопросы отвечает руководитель службы психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей Детского дома города Лесозаводска, психолог, имеющий большую практику, О.А.Мамаева.

— Ольга Александровна, что такое школа приемных родителей, когда и почему в ней появилась необходимость?

— Просто ответить на этот вопрос нельзя, потому что суть образования приемной школы родителей спрятана глубоко. И для начала важно ответить на вопрос: «Зачем ребенку семья?», не только — приемному, а любому. Почему все-таки даже хорошие детские дома никогда не смогут заменить семью?

Чтобы ребенок вырос гармонично развитой личностью, ему необходимо многое. Например, дом, кровать, игрушки, еда, мама, папа, бабушки, тети, дяди, братья, сестры, друзья. Также ему нужна безопасность, любовь, забота, понимание, уважение, образование, здоровье, адекватная самооценка, культурная идентичность, вера и надежда в хорошее будущее, опора семьи. И это самый минимум.

Когда мы говорим, что ребенку нужен дом, мы подразумеваем — отчий, куда он может в любое время вернуться, где у него есть своя комната, в которой хранятся его игрушки, вещи, фотографии, и теплые воспоминания. Такой дом ребенку может дать только семья.

Если подразумевать под словом дом просто стены, в которых ребенок живет до 18 лет, а затем уходит, начав взрослую жизнь, и никогда больше сюда не вернется, то такое место для проживания государственная организация предоставляет.

Здесь ребенок получает сбалансированную, здоровую и сытную еду, которая дается по часам, и вместе со всеми детьми. Но если говорить о том, что у него должна быть возможность поесть в любое время суток с учетом всех его предпочтений в еде, то это может дать только семья.

Братья и сестры  должны быть для любви у любого ребенка, чтобы вырос он счастливым человеком, что может получиться только в семье. Тот, кого не любят, любить не умеет и транслировать любовь не может, поэтому в детских домах дети друг друга не любят, они друг к другу привязаны – это разные вещи.

Безопасность. Охранники, которые работают в любом детском доме, ее обеспечить смогут. Но под этим словом подразумевается, что, если что-то произойдет с ребенком, вся его семья встанет на защиту.

Самооценку, которая состоит из двух вещей – представления человека о том, кто он есть и какой, и объективной оценки окружающих, причем не самого ребенка, а его деятельности, формирует только семья.

Веру и надежду в хорошее будущее может дать тоже только семья. Потому что ребенок, воспитанный в детском доме, не знает, что с ним будет, когда откроются ворота учреждения и он покинет его.

Продолжать разбираться по этому списку можно долго, но даже из этого минимума вещей следует, что ребенок может стать счастливым, быть гармонично сформированным, развитым, а затем и хорошо социально адаптироваться в обществе только благодаря семье.

В ней обязательно должны быть и мама, и папа. У детей должна быть модель семьи, где люди любят друг друга, дарят друг другу заботу и внимание. А ребенок этому и многому другому учится у них.

 

 

Например, принято считать, что ребенок не должен видеть в семье конфликты. Это неправильное мнение. Он не должен видеть драки и слышать крики, а конфликтам место должно быть. Ребенок должен знать, как войти в них, и уметь из них выйти.

Мама расстроила папу, а потом извинилась перед ним и поцеловала. Или, наоборот, папа поступил нехорошо, но затем сделал, как и мама. Ребенок, видя это, осознает, что разногласия в семье могут быть, и решить их можно простым способом, что и показывают родители.

Семья, которая хочет стать приемной, это люди, которые стремятся построить между собой хорошие отношения, но кроме этого, у них обязательно должно быть желание сделать счастливыми кого-то еще.

О том, что дети из детских домов имеют право на семью, и она обязательно у них должна быть – это очевидно. Это записано в законе. И государство приняло решение, что нельзя считать сирот, проживающих в системе, устроенными, так   появилось ориентирование на приемные семьи.

Детей под опеку брали сначала учителя, воспитатели, медики. То есть те, кто считал, что воспитать приемного ребенка они смогут, потому что у них хватает и образования, и запаса знаний, и большой любви к детям. А затем к этой категории граждан прибавились и другие. Но далеко не у всех получалось воспитать приемного ребенка.

Со временем люди разочаровывались в том, что делают, и как результат – возвращение детей обратно в детский дом.

В целях профилактики возвратов детей в госучреждения в России с 2012 года для всех, кто собирается взять ребенка на воспитание, обучение в школе приемных родителей стало обязательным. И так как желающих взять под опеку ребенка немало, в настоящее время такие школы есть во всех регионах страны. Наша — работает с 2013 года.

— Чему учатся в вашей школе взрослые?

— Для того чтобы приемные родители смогли заменить ребенку утраченную семью, одного их желания мало. Есть специфические проблемы, с которыми они столкнутся, и для их решения личного опыта недостаточно, даже если в семье есть дети. Наши специалисты через систему подготовки помогают кандидату в приемные родители самому научиться разбираться в той или иной ситуации и находить грамотные решения.

Кроме этого, люди обдумывают и примеряют на себя жизнь с приемным ребенком еще до знакомства с сиротой. Это помогает понять, что воспитание такого ребенка — это особый труд, и он отличается от воспитания кровного ребенка.

С кровным ребенком у матери врождённая привязанность — это то, что помогает родителю управлять им. Он, как ниточка за иголочкой, всюду следует за родителем. И, если тот сказал: «Так делать можно, и это хорошо», то ребенок ему верит и делает.

Вот всего этого с приемным — не случается. Для того чтобы он услышал родителя, ребенку нужно полюбить его, должна быть сформирована привязанность родителя к ребенку и ребенка к родителю. Поэтому воспитывать и относиться к кровному и приемному ребенку нужно по-разному. Начиная с понимания того, что последнему пришлось пережить психологически, когда его забирали из родной семьи.

Для ребенка, как и для взрослого человека, любая потеря — это травма. И дети — тоже люди, и у них есть свои эмоции, точно такие, как у взрослых. Они выражать их правильно не всегда умеют, потому что опыта нет. И мы, взрослые люди, почему-то уверены, что для ребенка избавление от алко-наркозависимой семьи будет для него большим счастьем. Но это самое большое заблуждение всех взрослых.

Даже самая неблагополучная семья, которая не заботилась о ребенке, — это весь его мир. Постоянно пьяная женщина, которую он зовет мамой, для него — центр вселенной. Все это вместе — вся его жизнь, и у него другой нет, да и не хочет он себе другую.

Поэтому, когда детей забирают из таких семей, взрослые должны понимать, что в этот момент любви и благодарности они к нам не испытывают. Они переживают тяжелейшую психологическую травму.

Когда ребенок попадает в приемную семью, на приемных родителей выходит вся его боль, и они должны быть к этому готовы.

Вообще, адаптация у каждого ребенка проходит по-разному, и для нее существуют определенные временные рамки — от 1,5 года до 3 лет.

Это и многое другое должны знать все приемные родители, о чем и говорят наши специалисты. Потому что на самом деле задача ШПР состоит не в том, чтобы каждый вышедший отсюда стал приемным родителем, а чтобы человек понял: «Мне это надо, я это вынесу, и я очень хочу, чтобы этот ребенок стал для меня настолько родным, что я его усыновлю в любом возрасте».

— В каком формате проходит обучение для приемных родителей?

— Есть установленная программа, утвержденная департаментом науки, образования Приморского края, которая включает в себя психологические, педагогические и социальные вопросы, где самый важный аспект работы — помочь потенциальным приемным родителям осознать ответственность принимаемого решения.

На тренингах наши кандидаты могут примерить на себя роли приемных родителей и самого приемного ребенка. Благодаря этому шаг за шагом каждый сможет понять чувства и эмоции как взрослых, так и детей в той или иной ситуации. Например, один раз и на всю жизнь любому взрослому запомнятся ощущения, которые он испытает, взяв на себя в упражнении роль ребенка, лишенного семьи, ведь его жизнь начинается не с того момента, когда он пришел в приемную семью. У него есть своя история, которая была создана кровными родственниками.

Все эти вещи помогают приемному родителю сделать выбор, о котором потом ему не придется жалеть, понять, что желание взять под опеку или усыновить чужого ребенка  это серьезное и осмысленное решение.

Мечты приемных родителей очень часто сводятся к красивой картинке: мы хотим взять маленькую трогательную девочку, которая сразу всех полюбит,  и в семье все будет хорошо. Но чаще всего такого не получается. Поэтому в ходе занятий кандидаты в приемные родители узнают, какие им нужны качества для того, чтобы успешно наладить взаимоотношения с ребенком, потерявшим семью, и как сделать так, чтобы малыш быстрее адаптировался к новой жизни.

По окончании школы приемных родителей выдается свидетельство о подготовке лиц, желающих принять в свою семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей. Этот документ действителен на всей территории РФ. Кроме него, родители получают еще и огромный багаж знаний для воспитания сироты.

Но после того как родители окончили школу, работа с ними не заканчивается. Потому что мы являемся службой психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей — это наша основная функция.

Но я хочу повторить одну важную вещь, которую сказал еще Януш Корчак, выдающийся польский педагог, что ненормальное поведение ребенка есть нормальная реакция на ненормальные условия жизни. Дети «ломаются», только если их «ломают» взрослые. Поэтому, когда звонят и просят поработать с их ребенком, то мы понимаем, что работать надо с родителями. Если ребенок стал вести себя плохо, в этом виноват только взрослый. Как только родитель меняет свое поведение по отношению к ребенку в лучшую сторону, и ребенок автоматически меняется — в хорошую.

— Много ли взрослых людей, которые хотят стать приемными родителями, но считают, что ШПР им не нужна?

— Много. 70 процентов, а иногда и все 90 тех, кто приходит в нашу школу, не просто с предвзятым отношением, а с большим негодованием и вопросом: «Зачем вы все это придумали?»

Я не знаю, как в других школах, но в нашей — у людей в корне меняется отношение к процессу обучения, и к ШПР в том числе. Большинство из тех, кто считал, что это для него пустая трата времени, потому что у него большой опыт воспитания своих детей,  уже после первого занятия очень рады, что попали сюда.

ШПР – это не способ усложнить жизнь приемным родителям, а наоборот – помочь, уберечь их от неверных шагов, грамотно преодолеть трудности, подобрать оптимальное решение для той или иной ситуации. Здесь они получают знания не только о сиротах, но и в принципе о детях, их психологическом развитии, потребностях и возможностях, а главное — о лучших способах построения детско-родительских отношений, что необходимо родителю, у которого есть и кровные дети.

— С кем труднее работать, с детьми или взрослыми?

— Со взрослыми. Чаще всего родители обращаются с девиантным поведением ребенка – воровство, ложь, нежелание учиться. Нет такого, чтобы родитель позвонил и сказал: «Я хочу ребенку сказку перед сном почитать, а он противится, что делать?»

А первые три пункта исчезли бы сразу автоматом в семьях, где есть трудности, если бы они делали последний — прижмите к себе ребенка и скажите: «Я люблю тебя».

На тренингах мы проводим такое упражнение, когда разбиваем родителей на пары по ролям: один — ребенок, другой — родитель. И даем для них жизненную ситуацию, например, сын разбил машину или украл все деньги. И предлагаем маме или папе начать разговор с фразы «Я люблю тебя!», а потом провести воспитательный момент, и в конце опять сказать «И несмотря ни на что, я все равно люблю тебя! Ты для меня родной и важный человек!»

Что происходит с ребенком? Он слышит две основные фразы, которые сказал родитель в начале и конце разговора, и ему становится стыдно, что он поступил плохо с человеком, который так его любит. А без этих двух основ ребенок воспринимает родителя, как агрессора. Он понимает, что сделал плохо, но не до такой же степени, чтобы его не любили.

И взрослым тяжело сказать эту простую, но необходимую для каждого человека фразу, возможно, потому что им самим в детстве никто этого не говорил. Очень сложно менять себя, если самому этого не было дано.

— А бывали такие моменты, когда приемный родитель очень хотел взять ребенка, а потом, во время посещения ШПР, передумал?

— Тех людей, которые обычно очень хотят взять под опеку ребенка, как правило, ничего не останавливает. Они проходят весь курс до конца и становятся приемными родителями.

Но есть и моменты, когда из группы, где занимается 10 человек, один-два кандидата пересматривают свое решение стать родителями. И в таком случае мы им выражаем благодарность за их честность: это гораздо лучше, чем принять на воспитание ребенка, а затем вернуть его обратно. Вторичный отказ наносит сильнейшую психологическую травму ребенку, он перестает доверять всем вокруг в целом.

— Случалось такое, что вы сами не давали заключения на приемное родительство?

— На это мы не имеем права, потому что психологическое тестирование на территории Приморского края запрещено.

Иногда мы видим, что человеку не стоит становиться приемным родителем. Более того, в личной беседе мы пытаемся ему объяснить, что ему нужно немного поработать над собой и подождать с опекунством. Кто-то слышит наши рекомендации и принимает их к сведению, а кто-то — нет. Но на сегодняшний день у нас нет законных рычагов для запрета. Поэтому, если кандидат в опекуны окончил школу приемных родителей, сдал тестирования, подготовил все необходимые документы для опеки, он на законном основании может стать приемным родителем.

— С работой ШПР количество возвратов детей уменьшилось?

— Да, уменьшилось на порядок, но все-таки они есть и будут. Потому что взрослые люди очень часто, чтобы взять в свою семью чужого ребенка, свою деструктивную мотивацию прячут очень глубоко в себе и становятся приемными родителями без честного для себя ответа на вопрос: «Для чего я хочу это сделать?» И от этого возникают многие проблемы и трудности в семье.

А самое страшное, что по статистике 70 процентов возвратов детей в детские дома совершают кровные родственники.

— В наше время очень много социальных сирот. Почему так происходит?

— Массовое сиротство пришло к нам из лихих 90-х, когда родители зарабатывали деньги разными способами, и им некогда было уделять внимание собственным детям. Поэтому выросло поколение, которое ушло в алко-наркозависимость.

А произошло то, что я называю монтажом. Дети должны видеть труд родителя. Шел пахарь на поле и за руку вел своего сына, и мальчик видел, каким трудом папа для семьи зарабатывал на хлеб. Кузнец работал в кузнице, и с ним был трехлетний ребенок, который с маленького возраста наблюдал, каким трудом папе достаются деньги.

А потом произошли обвалы, когда родитель уходил с утра на работу, ребенок его не видел и засыпал без него. Если родитель и возвращался домой до его сна, то он был такой уставший, что, взяв пульт от телевизора, ложился на диван. А когда выдавалось свободное время, то проводили его в компании своих друзей, распивая спиртные напитки. И получается, что дети не видели, как родители зарабатывали деньги, зато прекрасно наблюдали за тем, как они умеют расслабляться и отдыхать, веселиться и радоваться жизни. Поэтому и выросло поколение, умеющее отдыхать и расслабляться, но не работать.

И вот приходит момент, когда у этого поколения рождаются дети, которые  им не нужны, потому что родители предпочитают продолжать вести разгульный образ жизни. И бабушки с дедушками, пребывающие в шоке, что у них такие наследники, начинают забирать детей себе. Но навыка, чтобы воспитать из них достойных людей, у них нет, потому что в свое время они своих детей упустили. И тогда они начинают применять две тактики: либо зацеловывают своих внуков до беспамятства и дают огромное количество внимания, либо начинают очень жестко воспитывать.

И первое, и второе приводит к тому, что в подростковом возрасте, ребенок становится неуправляемым. А бабушки и дедушки уже пожилые, у них нет сил, чтобы ему  противостоять. Поэтому и пошел поток сиротства при живых родственниках в детские дома, в которых была, есть и будет наполняемость.

— Как вы относитесь к тем, кто хочет воспитывать в своей семье приемного ребенка?

— Очень положительно! Я считаю, что все дети до единого, любого возраста должны быть дома и в семьях. Для нас, как специалистов, работающих в ШПР, любой пришедший и сказавший, что он хочет стать родителем, сразу заслуживает глубокого уважения.

И при этом у потенциального приемного родителя должен быть только один единственный мотив, который направлен для ребенка: «Чтобы был счастливым человек!» или «Чтобы сиротства в стране было меньше». Если это не пафосные изречения и не сиюминутный порыв, то эти люди для нас важны, нужны нам и почитаемы нами. И мы хотели бы, чтобы таких было как можно больше.

— Есть семьи, которые берут под опеку по десять и более детей. Не переоценивают ли они свои силы?

— Десять детей можно взять под опеку, но тогда, когда есть папа, мама, дедушка, бабушка, старшие дети, которые выращены в любви. А когда в ней воспитывается десять человек, и родитель один, тут рано хлопать в ладоши и говорить, какая замечательная эта приемная мама. Кого-то из детей она обнимает, а кто-то другой в этот момент плачет, потому что ему внимания не уделили. То есть на каждого приемного ребенка должна быть одна пара рук и глаз для должного внимания и любви.

Чтобы было понятно, давайте представим жизнь ребенка, как ходьбу по узкой тропке вдоль обрывистой скалы. Идти по ней страшно да и бежать тоже. Его охватывает дикий страх и паника от того, что он в любой момент он может оступиться и сорваться вниз.

Но любой ребенок будет чувствовать себя увереннее, если папа и мама вдвоем, «обвязав его канатами», будут идти наверху и страховать.

Это и есть путь родительства, когда мама и папа идут своей дорогой, а ребенок – своей, но при этом они идут с ним рядом и ведут его до социализации, до выхода с этой узкой, обрывистой тропы. Если вдруг родители поссорились, стоят и кричат друг на друга, интересно, они держат в этот момент канаты или они их ослабили, или вообще один из них бросил свой конец каната и ушел? А если они взяли еще одного ребенка и решили вести его не по этой тропе, где идет первый, а по другой, что начинает происходить? Ребенку страшно идти, и он начинает проверять, страхует его кто-то сверху или нет, делая это поведенчески.

То есть, пока он тихо сидит, молча рисует или играет в кубики, никто о нем не вспоминает. Но стоит ему разбить вазу, все — вокруг него.

Для родителей важно, чтобы ребенок был сытый, одетый, обутый и здоровый, а ему ровно в таком же объеме нужно внимание, что упускают все родители. Это базовая потребность. Без нее человек эмоционально умирает. И когда этого внимания ему не дают, он получает его любыми способами, в том числе и негативными.

Когда родители ребенка обнимали, целовали, радовались его правильному поведению, то он и внимание будет привлекать правильным путем — нарисует красивый рисунок, сделает бутерброд, принесет воды, даже когда это им и не нужно.

А когда он не знал, что родителей радует, он будет привлекать их внимание чем получится, например, поступками, пугающими окружающих. «Я сейчас из дома убегу, и за мной все побегут» или другими словами как бы дернуть «канат», проверить: «А я вам еще нужен, вы меня любите?»

— Когда можно сказать, что у приемной семьи получилось воспитать приемного ребенка?         

— Лично у меня нестандартный ответ на этот вопрос. Когда приемные дети выросли, стали взрослыми, родили своих детей и не бросили их, а воспитали их хорошими людьми, в этом случае у замещающей семьи получилось правильно воспитать приемного ребенка. А если приемный ребенок вырос в семье до 18 лет, а дальше хочет идти один по жизни — в этом случае разве можно сказать, что эта семья получилась?

И я считаю, что если приемные дети вырастут, станут родителями и еще усыновят других, то семья, где они росли, просто молодец!

— Вы работаете со многими территориями, какая обстановка в замещающих семьях?

— Раньше на сопровождении у нас были Красноармейский, Пожарский, Дальнереченский, Лесозаводский и Кировский районы. По закону мы должны сопровождать только Лесозаводский район, но учим всех, кто приезжает, потому что человек сам решает, где ему учиться, но сопровождать его должна та служба, которая находится на его территории.

Сложно сказать, какая обстановка в приемных семьях, которых мы учили, потому что одни семьи периодически звонят, и мы работаем с их ситуациями, другие не звонят. Возможно, потому что там все хорошо, а может быть, взрослым просто нет дела до своих детей или не обращаются к нам за помощью, потому что им неудобно, что в их семье дошли до такой ситуации.

Когда мы выпускаем из нашей школы родителей, говорим им всем одну нашу любимую притчу.

Когда у вас возникла проблема, это подобно горящей спичке в вашей руке. И есть несколько вариантов развития событий. Вы можете сразу и вовремя ее задуть, а можете смотреть на нее, и она опалит вам пальцы, или можете начать махать ею, и в вашем доме загорятся шторы, мебель, стены и так далее. Поэтому, когда проблема-спичка только загорелась, наши специалисты вместе с вами решат ее за минуту.

Сделал ребенок первый раз что-то такое, от чего вам стало неприятно, и вы не знаете, как вести себя, позвоните сразу нам. Не ждите, когда загорится рука, рукав, затем вы —  в целом, ваш дом и все вокруг вас. Потом, когда вы и ваша семья будет сидеть «на пепелище» своего дома от маленького пламени одной спички, помочь восстановить все, и себя в том числе, будет сложно.

Поэтому в завершение разговора я хочу обратиться ко всем родителям: если у вас есть потребность в получении консультации психолога, звоните по телефону: 8 (42 355) 28 3 78.

Или пишите на электронный адрес: mamaeva_68@inbox.ru.

 

 

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.