Проект «С-А» «У истоков жизни»

Проект «С-А» «У истоков жизни»

Дети и соцсети

Экспресс-исследование

Подростки без телефонов в руках в наши дни это уже ненормально. Большинство из них свой первый телефон, и не абы какой, а с возможностью выхода в интернет, получают, когда идут в первый класс. А к — пятому, а то и раньше, заводят свои странички в ВКонтакте или Телеграме.

А вы задумывались над тем, насколько дети привязаны к соцсетям, как те влияют на них, какие чувства вызывают? «С-А» озадачился этим вопросом и провел небольшое исследование в форме опроса.

В анкету, предложенную ребятам, входило 15 вопросов. И, кроме данных о возрасте и половой принадлежности юных респондентов, они должны были ответить, сколько и в каких социальных сетях они «сидят», какие эмоции при этом испытывают и как контролируют родители их пользовательскую активность.

В исследовании приняли участие несколько школ района, и так уж получилось, что в части из них анкетирование провели по всем правилам, анонимно, и оно охватило 102 ученика двух возрастных групп: 11-12 и 15-16 лет по 51 в каждой.

А вот в одной школе, где в опросе участвовали 62 подростка, провалили «эксперимент». Учитель задавал ребятам вопросы, и они отвечали при всех. Такие результаты, сами понимаете, не могут показать объективную картину. Но мы решили не сбрасывать их со счетов и использовать для сравнения с теми, где ребенок мог, учитывая анонимность, быть более честным в своих ответах. Это хорошая возможность понять, что подросток транслирует окружающим, а что происходит на самом деле.

Покорители интернета

Итак, первое, что нас интересовало, с какого возраста дети начинают познавать интернет-пространство и возможности, которое оно дает. К сожалению, 16 из наших основных респондентов опустили этот вопрос, а подавляющее большинство из оставшихся начали регистрироваться на различных социальных платформах с 10-11 лет (33%) или с 8-9 лет (30%). Немало и тех, кто познакомился с социальными сетями уже в 6-7 лет. Многие подростки – 60 (59%) – используют соцсети ежедневно и затрачивают на это в среднем от одного до трех часов, среди них 36 (70%) пятиклассников и 24 (47%) девятиклассника, а 16 из 102 (15%), в основном девочки, независимо от возраста, проводят время онлайн более 10 часов в сутки. Три человека — более 15 часов, и один – 24 часа.

80 (78%) человек из 102 зарегистрированы в соцсетях под своим именем, а по данным открытого опроса, – только 24 (38%), причем один подросток заявил, что не является пользователем социальных сетей.

Самой популярной социальной сетью по результатам анонимного анкетирования является TikTok — платформа для создания видеороликов в одном лице. И если среди пятиклассников в TikTokе «зависают» 42 (82%) ребенка, то среди девятиклассников уже – 47 (92%). На втором месте -Telegram и ВКонтакте, их указали 74 (72%) и 71 (69%) подросток соответственно. По результатам открытого опроса, 56 (90%) из 62 используют Telegram, а в TikTok «заглядывает» только половина опрошенных. На вторых позициях – Instagram и ВКонтакте. «Одноклассники» у подростков не пользуются популярностью, в них зарегистрированы всего 20 (19%) из 102 респодентов.

Наше исследование проводилось в начале апреля, а с 4 по 14 марта были заблокированы Facebook (платформа, принадлежащая экстремистской организации Meta, запрещенной на территории РФ) и Twitter. Кроме того, сначала была отключена реклама в Instagram (платформа, также принадлежащая экстремистской организации Meta, запрещенной на территории РФ), а затем и полностью заблокирована эта соцсеть, были отключены и все виды монетизации в Youtube. А компания TikTok объявила о том, что временно прекращает публикацию контента из России.

Следом за блокировками начался переток аудитории. Лидерами роста по объему контента, по некоторым исследованиям, стали: ВКонтакте, Telegram и «Одноклассники». Наши дети теперь более активны именно здесь, хотя на вопросы анкеты, в каких социальных сетях вы зарегистрированы, они все еще указывают Twitter — 12% из всех 164 опрошенных, Facebook – 25%, Instagram – 80%. WhatsApp назвали 4,9% респондентов, 20% из 102 — Youtube и 5,4% указали – другое. При этом два подростка (1,2%) из них являются пользователями Likeeсоциальной сетью, где можно создавать и распространять короткие музыкальные видеоклипы, а один юноша из девятого класса — порносайта, хотя здесь сработало, думается, желание выделиться, а не предельная честность.

Музыка и общение

Каждый из респондентов зарегистрирован минимум в трех социальных сетях, а 9% из них — в семи и более. И тут возникает вопрос, который вызывает беспокойство, наверное, каждого родителя, что делают дети на просторах интернета, ведь никто из них не застрахован от негативного психологического воздействия и виртуального насилия, вплоть до сексуального.

Однако опрос показал, что большинство из 102 ребят слушают музыку – 80 (78%), причем 47 из 51 (92%) старшеклассника определили музыку как основную цель использования социальных сетей. И этому есть объяснение. По мнению психологов, прослушивание любимых композиций помогает подросткам сбросить эмоциональное напряжение, свойственное этому возрасту.

На втором месте – общение — 79 (77%), увлекаются играми 74 (72%) респондента, в том числе 42 (41%) мальчика и 32 (31%) девочки. Получение информации необходимо – 73 (71%), из них 32 (31%) пятиклассника и 41 (40%) старшеклассник. А это значит, что 80% ребят из старших классов стремятся получить в соцсетях интересующую их информацию. 66% детей смотрят фильмы, 22 (21%) подростка занимаются наукой.

Какой вывод можно сделать из полученных результатов? Поскольку в возрасте 12-16 лет большинство ребят естественным путем сами или на примере других уже научились интернет-безопасности и стали более бдительными и осторожными при переписке, в добавлении фотографий и распространении личной информации, то основной целью использования соцсетей является все-таки возможность быть самостоятельным как при выборе музыки, форм общения, самовыражения, так и интересующей информации, способов удовлетворения интересов.

Это подтверждают и ответы на вопрос: «Совпадает ли Ваш круг общения в соцсетях и в реальной жизни?» В группе 11-12 лет «Да» сказали 17 (16%) ребят, а из 15-16-летних – уже 28 (27%). То есть более половины старшеклассников, а их, напомним, 51 человек, предпочитает реальных друзей виртуальным, а это значит, что с возрастом все-таки приходит понимание ценности «живых» отношений.

«Нет» — ответили 12% из общего числа опрошенных, а 41% подростков указали, что круг общения совпадает частично, что говорит о том, что и виртуальные отношения могут быть гармоничными. Самостоятельный выбор партнеров для общения дает возможность подросткам пробовать новые модели поведения, отличающиеся от принятых в их семье, что на самом деле способствует взрослению и позволяет экспериментировать с образами и моделями общения в интернете. При этом отсутствие наблюдения снимает с детей давление и стеснение.

Сети им в помощь

Следующий вопрос, который нас интересовал, – помогают ли школьникам соцсети в учебе. 75 детей (73%) ответили утвердительно, 8 (7,8%) — отрицательно, 18 (17%) — не смогли определиться, а двое указали: «возможно немного» и «может быть». Открытый опрос показал, что соцсети помогают в учебе, и так считают 43 (69%) из 62 школьников.

Большинство учащихся используют социальные сети в основном как возможность обмена информацией в ходе учебы — спросить домашнее задание, обменяться конспектами, рефератами, не отстать от учебного процесса во время болезни, а еще найти репетитора или лекцию в видеоформате при подготовке к урокам или экзаменам. Так считают 95 (85%) всех опрошенных старшеклассников и 69 (53%) учащихся пятых классов.

Также в анкете был и немного провокационный вопрос: «Заходите ли Вы в соцсети во время уроков?» Анонимное анкетирование показало, что 23% ребят во время скучных, на их взгляд, уроков просматривают страницы соцсетей и обмениваются сообщениями. 16 % из них – старшеклассники. В ходе открытого опроса в этом признались только три человека (4,8%)

Полностью отрицали посещение соцсетей во время занятий 41% подростков, из них 28% — учащиеся пятых классов. Зато совсем другую картину показал открытый опрос – 65% опрошенных ответили «нет» на этот вопрос. Конечно, кто же признается в этом, глядя учителю в глаза.

С вариантом ответа «постоянно» согласились три школьника из младших классов и только в анонимном опросе. «Иногда» в соцсети заходят 31% подростков, в основном это — девятиклассники. Открытый опрос и в этом случае показал всего 17%, то есть из 62 опрошенных школьников только 11 иногда пользуются соцсетями на уроках.

Заполнение досуга

Интересные результаты показал вопрос, как дети используют свое свободное время. Большинство — 76% подростков анонимного анкетирования отметили, что общаются с друзьями, и 70% — что «сидят» в соцсетях. При этом старшеклассников из них — 44%. Ученики пятых классов все-таки больше играют на улице с друзьями, и только каждый третий из них проводит свободное время в сети. Читают книги 21% ребят, а вот фильмы смотрят – 56%.

Поскольку 70% подростков свободное время проводят в соцсетях, то следующий пункт анкеты – «Какие эмоции Вы переживаете в социальных сетях?» — даст нам возможность понять, какую эмоциональную окраску привносят последние в жизнь детей, и чем на самом деле соцсети притягательны для них. Школьникам предложили оценить испытываемые эмоции в баллах: 0 – никогда, 1 – редко, 2 – часто, 3 – постоянно.

Так вот, эмоции радости про посещении страниц часто и постоянно испытывают 68 (67%) подростков, никогда – 8 (7,8%), из них — 7 (6,8%) мальчики. Агрессию — 37 (36%), из них редко – 29 (28%), а вот раздражение постоянно и часто испытывают 13 (12%) подростков, и 11 из них – девятиклассники, остальные – редко или никогда. При этом усталость во время просмотра страниц и общения в сети как постоянно и часто возникающее чувство отметили 16 ребят. Прилив сил ощущают 33 или каждый третий ребенок, редко или никогда – 40. Чувство свободы знакомо больше половине подростков, при этом всего 8 старшеклассников выделяют чувство вседозволенности, а десять — зависть.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что социальные сети дают возможность большинству подростков испытать чувство свободы и радости.

Из предыдущего вопроса анкеты вытекает следующий, который раскроет картину возможной зависимости детей от социальных сетей – «Не имея возможности выйти в соцсеть, что вы испытываете?» 62 (60%) из 102 респондентов отметили, что спокойно занимаются другим делом, 41 (40%) — испытывает скуку, 9 (8,8%) — раздражение, а 28 (27%) ребят все-таки ищут способ выхода в соцсеть, пятеро точно знают, что будут гулять и играть с друзьями, зайдут в другое приложение или займутся творчеством. Получается, что массовой зависимости у опрошенных детей нет, из 102  ребят 65 найдут, чем себя занять, и социальные сети в их жизни играют далеко не первое место.

Однако, как мы уже узнали выше, 70% школьников, то есть большинство, свое свободное время проводят на страницах соцсетей. И если такие общение и досуг не сильно влияют на эмоциональное состояние ребенка, то время, проведенное онлайн, особенно если оно увеличивается, может сигнализировать о проблемах в его жизни или семье.

Каждый третий ребенок (31%), из прошедших анонимное анкетирование, проводит в интернете более 5 часов в день, и это может быть симптомом серьезной неудовлетворенности своей жизнью. Для них соцсети становятся формой бегства от реальности в мир мечты и фантазий, когда они сталкиваются с одиночеством, непониманием, депрессией, нездоровой обстановкой дома.

Зависим, нет, не знаю

А теперь самый главный вопрос. Могут ли сами дети определить свою зависимость от соцсетей? 17% школьников из анонимного анкетирования и 47% ребят из открытого опроса признались, что считают себя зависимыми. 54% и 35% соответственно – не считают, 24 подростка из обеих групп респондентов не смогли определиться и выбрали вариант ответа – «не знаю».

Более правдивыми для нас, конечно, являются данные анонимного опроса, хотя и те, и другие достаточно условны, потому что никто из ребят при оценке своей зависимости не ориентировался на существующие в психологии критерии и определения.  Интернет-зависимость, например, разделяется на стадии. На начальной – проявляется здоровый интерес к сети, когда ребенок получает новые знания о мире, реализует потребность в общении.

Вторая уже считается патологической – подросток все больше времени проводит в соцсетях, если не общается, то просматривает один ролик за другим в поисках интересного видео. Начинает страдать его физическое здоровье – ухудшается память, ведь зачем запоминать, если в любой момент можно получить нужную информацию в интернете, а значит, мозг не создает новых нейронных связей, и в итоге ребенок просто глупеет.

Третья стадия — зависимость становится хронической и уже видна окружающим. Ребенок постоянно находится в сети, на замечания реагирует агрессивно, его не интересует окружающий мир и проблемы близкого окружения. Присутствует навязчивое желание проверять, нет ли новых лайков и сообщений, подолгу листать ленту, заводить сетевые знакомства.

Кстати, в планах «С-А», помимо анкетирования, было проведение эксперимента – «День без телефона», но от этой идеи пришлось отказаться. Отключить интернет на день соглашались ребята, у которых и так реальная жизнь интересна и насыщенна, а соцсети они используют только для общения и то очень ограниченное время. Остальные подростки оказались абсолютно не готовы расстаться на время от средства связи. И это в определенной мере тоже показатель интернет-зависимости.

Никакого контроля

На вопрос анкеты, контролируют ли родители их общение в социальных сетях, 15% пятиклассников и 6% ребят из девятых классов ответили утвердительно, большинство же — (75%) подростков —  выбрали ответ – нет. Из публичного опроса 69% также отрицают родительский контроль, и только у 13% подростков родители отслеживают время, проведенное ими в сети.

Такое невнимание родителей к делам детей мы можем списать на занятость, работу и многое другое, но не нужно забывать, что на самом деле взрослые люди подвержены зависимости от соцсетей ничуть не меньше, а может, и больше, чем подростки. Они точно так же «сбегают» в яркий виртуальный мир от серой повседневности.

Впрочем, вводить тотальный контроль тоже нельзя, ведь любому ребенку просто необходимо экспериментировать с самовыражением, познавать мир и социализироваться. К тому же подростки всегда найдут дорогу в обход запретов. Поэтому родителям нужно просто научить своего ребенка грамотно пользоваться интернетом и дать ему пространство для самостоятельности. Мы помним, что 58% опрошенных ребят испытывают чувство свободы, находясь в социальных сетях.

Плюсы и минусы

Результаты последнего вопроса, которые мы рассмотрим в нашем исследовании, – это мнение ребят о плюсах и минусах социальных сетей. Интересно, что пользу пятиклассники определяют следующим образом – «получаю новую информацию», «узнаю полезные лайфхаки» (советы, помогающие решать бытовые проблемы, экономя время), «общаюсь с друзьями и родными на расстоянии», «завожу новых друзей», «смотрю смешные видеоролики», «отдыхаю» и «развлекаюсь».

Девятиклассники плюсы соцсетей видят в возможности общения без выхода из дома, в доступности любой информации, получении новых знаний, в помощи в учебе.

17% подростков не смогли определить плюсы социальных сетей. Минусов, по мнению респондентов, оказалось гораздо больше: «бесят люди», «сильно устаю от них», «если долго смотрю ролики, то потом болит голова», «грустные видео», «вылезает реклама взрослых мультиков», «зависимость и трата времени», «читерство, мошенники», «агрессивные и конфликтные люди», «фейковая информация», «много лжи и обмана», «неживое общение», «несправедливость», «отупение» и другие.

А в целом 45 (44%) человек из 102 не нашли минусов у соцсетей.

Подводя итоги исследования, мы можем констатировать, что социальными сетями большинство детей начинают интересоваться еще в раннем возрасте, а активно общаться — чуть позже. Родительский контроль, а значит, интерес к тому, чем занимается их ребенок в интернет-пространстве и сколько времени он этому посвящает, практически отсутствует даже у пятиклассников.

Но подростки сами достаточно ответственно относятся к организации своего свободного времени, к учебе и общению. Основными потребностями, которые они закрывают, регистрируясь в соцсетях, являются музыка, поиск нужной информации, развитие своих способностей и талантов.

Главное, чем привлекают соцсети школьников, это свобода выбора в общении. А важность их в своей жизни признает каждый пятый школьник.

Анжела ШАМОВА

 

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.