Проект «С-А» «У истоков жизни»

Проект «С-А» «У истоков жизни»

Исправить можно, но лучше предупредить

«С-А» продолжает традицию приглашать на проект «У истоков жизни» редких для глубинки специалистов от медицины. Сегодня о детском здоровье мы будем говорить с Константином Лученковым, врачом мануальной терапии центра детского здоровья «Аленка» г.Владивостока.

  — Константин Сергеевич, несмотря на большую востребованность мануальных терапевтов в наше время, многие люди имеют весьма смутное представление о них. Одни приравнивают к массажистам или костоправам, другие считают чуть ли не Богами, рукам которых все подвластно. Поэтому наше интервью предлагаю начать с маленького ликбеза. Хотя бы коротко расскажите, что такое мануальная терапия и чем детская — отличается от взрослой?

Мануальная терапия – это способ воздействия на тело человека с помощью рук врача. Существуют различные техники, которые изучают мануальные терапевты. Их великое множество, и они подбираются индивидуально, по показаниям пациента.

В понимании большого количества людей мануальная терапия  —  это та сфера, где ломают кости, скручивают в бараний рог. Но это не так. Все поменялось, и мануальная терапия стала более мягким направлением.

Чем взрослая — отличается от детской? Ну, это то же самое, что сравнивать педиатра и обычного терапевта, детского и взрослого инфекционистов. Это принципиально разные направления, так как врач работает с разными категориями пациентов и диагнозами, которые у них есть.

— Судя по форумам мамочек и разговорам с молодыми родителями, мануальная терапия сегодня требуется многим детям едва ли  не с рождения. Например, у кесарят очень часто бывает подвывих первого шейного позвонка, который, если его не исправить, может перейти в кривошею. А какие еще могут быть травмы при рождении, и сколько времени есть у родителей, чтобы их исправить или минимизировать их последствия для здоровья ребенка?

Действительно, есть большой набор родовых травм. Это отдельная группа патологий, с которыми работает мануальный терапевт. Они входят в категорию родового травматизма. Бывают подвывихи, различного вида компрессии позвоночно-двигательного сегмента. Могут случиться и более тяжелые травмы. Например,  перелом ключицы.

Родовых травм очень много, и к ним должен быть индивидуальный подход. Какие-то из них лечатся с участием ортопеда, какие-то — с участием невролога, что-то мануальный терапевт может решить сам на приеме.

Если у ребенка – ортопедические (связанные с опорно-двигательным аппаратом) проблемы, родителям необходимо дать множество рекомендаций для того, чтобы исключить риски развития осложнений и сохранить ортопедическое здоровье ребенка, чтобы структура его скелета была правильной.

Например, если не обращать внимания на кривошею, то может возникнуть деформация головы, и пациента нужно будет лечить уже с помощью различных ортопедических изделий. Или, если не вылечить должным образом травму ключицы, у ребенка может развиться парез Дюшена-Эрба (заболевание, при котором возникает паралич руки) – это достаточно грозное осложнение после перелома. Его с мануальным терапевтом обязательно должен лечить невролог.

В общем, если не заниматься  должным образом, одно заболевание перетекает в другое, и лечение усложняется. Поэтому, как только у ребенка обнаруживается какая-то проблема, родителям необходимо сразу обращаться к специалисту.

— В какие периоды жизни ребенка просто необходимо обращаться к мануальному терапевту, чтобы выявить патологию и предотвратить ее развитие?

 — Вообще рекомендуется всем детям с рождения посетить мануального терапевта, чтобы своевременно диагностировать родовые травмы, различные врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Это очень важно еще и потому, что мануальный терапевт осмотрит ребенка в первую очередь, как врач, и сможет увидеть и другие отклонения, а не только те, с которыми работает мануальный терапевт.

Как я, например, провожу прием. Я осматриваю ребенка и говорю: «У вас есть проблема с тазо-бедренным суставом, надо посмотреть обязательно на УЗИ» или «У вас есть неврологические проявления» — это либо усиленные рефлексы либо патологические рефлексы новорожденного, и в данном случае обязательно необходимо посещение невролога. Без этого – никуда. И только потом я перехожу к частному осмотру, как мануальный терапевт.

Далее в раннем возрасте необходимо наблюдать, как ребенок ползает, как переворачивается, как смещает вес тела, как держит голову, потому что есть навыки правильные и неправильные, и последние следует исправлять.

Начиная с года, когда ребенок пошел, необходимо смотреть осанку, структуру позвоночника, костей таза.

Кроме этого, для профилактики заболеваний и выявления скрытой патологии важно показывать ребенка специалисту в 5,7 и  12-14 лет. Это  периоды наиболее активного роста детей, поэтому, так  скажем, профилактические осмотры мануальным терапевтом, ортопедом, неврологом просто необходимы. Но если родители заметили изменения в осанке ребенка, нарушения подвижности его позвоночника, шеи, плечевых  и тазобедренных суставов, к специалисту надо обращаться незамедлительно.

— А есть среди детей те, кому чаще других стоит наблюдаться у мануального терапевта?

Да, и это те ребята, которые ведут активный образ жизни. При занятии спортом ребенок получает травмы или выполняет неестественные движения, которые приводят к определенным дисфункциям, и мануальный терапевт, если он действительно что-то понимает в своей специальности, знает биомеханику тела, может изменить патологические движения, дать рекомендации, чтобы ребенок в дальнейшем не получил еще более серьезную травму.

Например, сегодня ко мне на приеме пришла пациентка со структурной дисфункцией – торсией (перекосом) крестца. Когда я спросил, что могло к этому привести, выяснилось, что девочка занимается танцами, и они выполняли один элемент, после которого у нее возникла боль в тазу. Было жесткое приземление – на крестец с развернутой ногой при повороте.

При осмотре выявилось, что у нее плохо двигается бедро. По этой причине она не могла сделать выворот достаточно хорошим с помощью ноги и докручивалась телом, что в итоге  привело к боли, и они пришли ко мне. Лечение заключалось в том, чтобы устранить эту дисфункцию и дать рекомендации.

— Тему спорта хочется продолжить. Многие родители просто одержимы спортивным будущим ребенка, отправляют во всевозможные спортивные секции, считая, что это большая польза для здоровья.

Если говорить о профессиональном спорте, то здесь очень важно для ребенка подобрать тот вид, который ему подойдет. Помимо  огромного желания, должны учитываться фактура тела, его возможности.

В больших спортивных центрах, где тренируются дети, есть определенные критерии отбора. У пловца будут оценивать его чувство воды, плывучесть, размах рук, объем легких, как он держится на воде. Эти факторы будут влиять на успех ребенка. Но к этому нужно знать и состояние его здоровья, скелета, чтобы он не получил травму и не разочаровался в будущем, что  выбрал этот вид спорта.

Но это, подчеркну, касается профессионального спорта.

— А есть еще дети с ОВЗ. Что им может дать мануальная терапия?

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это очень большое направление в реабилитации, и мануальная терапия в данном случае выступает как сопровождение таких пациентов. То есть для устранения каких-то частных дисфункций, она, может быть, неплохо подойдет, но здесь надо понимать, какой это ребенок, правильно оценить его возможности и то, чему его надо научить в конкретной ситуации с конкретным диагнозом.

Если ребенок не может ходить, мы должны стремиться к тому, чтобы он смог свободно встать, вертикализоваться, чтобы родителям проще было с ним заниматься и ухаживать за ним. Или мы должны научить ребенка садиться, брать вилку, ложку, обуваться, чистить зубы.

Вот этим должен заниматься реабилитолог или, как называют такого врача за рубежом , дефектолог. То есть специалист, который может устранить какие-то дефекты. Мануальная терапия в этом будет занимать небольшое место – 20 процентов от всего лечения, которое требуется пациенту. Это мировая практика.

В нашей стране надежды на мануальных терапевтов немного завышены, но в мире детьми с ОВЗ занимаются серьезные реабилитационные центры и получают хорошие результаты. И главное — люди не разочаровываются. Это тоже очень важно — сказать правду, как можно помочь, и точно знать, какие у ребенка перспективы.

 — И в завершение разговора, что бы Вы посоветовали родителям, которые, действительно, пекутся о здоровье своих детей?

— Первое – не терять голову. Некоторые родители настолько сильно обеспокоены состоянием здоровья своего ребенка, что даже при полном его здоровье начинают искать проблемы – плохо говорит, неправильные стопа, походка, глаза косят…  Так вот, не надо искать то, чего нет.

И еще. Сейчас много информации в интернете, и главное – не запутаться в ней, не завязнуть в информационном мусоре.

Дорогие родители, пожалуйста, руководствуйтесь всегда законами здравого смысла и логикой. Если проблема неострая, значит, есть время подумать и принять правильное решение. Даже если вы находитесь очень далеко от больших медицинских центров, с ними всегда есть возможность связаться, а то и проконсультироваться на расстоянии.

 

Готовясь к интервью с детским мануологом, «С-А» собрал вопросы, которые волнуют мамочек с маленькими детьми, и задал их доктору.

— Какой должна быть автолюлька для детей от нуля?

— Она должна максимально мягко отыгрывать все удары, которые могут быть при столкновении. Как это посмотреть? Берем и гнем ее, по диагонали пытаемся скрутить и сбоку сжимаем. Если произошло столкновение, дверь помнется в салон. Чтобы ребенка не зажало, она должна удар отыграть и ограничить его от давления.

Ремень должен быть максимально правильным, чтобы при столкновении или экстренном торможении ребенок не вылетел вперед, если мы садим его спиной к ходу движения. Такой ужасный опыт в моей практике был. У пациентов ребенок вылетел через лобовое стекло. Благо, он ничего не повредил и не сломал, отделались испугом. А самый нормальный ремень — тот, который имеет пять точек фиксации: один ремешок идет снизу, два — сбоку и два — сверху.

Когда я слышу слово автолюлька, я сразу думаю о том, что это то место, где ребенок будет ездить до трех-четырех или пяти месяцев, в зависимости от размеров автолюльки и антропометрических данных ребенка — рост, вес. Главное — чтобы она подходила по размерам, ребенок должен комфортно там располагаться. И необходимо, чтобы была специальная ортопедическая подушка под углублением, где находится у ребенка спина. И малыш должен там находиться в положении лежа, а ни в коем случае — сидя.

И несколько слов о длительности передвижения в автолюльке, это тоже важно. Когда мы ребенка носим, то меняем руки, и ребенок изменяет свое положение. Когда мы кладем ребенка спать в кроватку, он тоже может повернуть голову, повернуться набок, расправить руки, повернуть ногу и так далее. В автолюльке и автокресле дети чаще фиксированы. Здесь необходимо, если планируются какие-то длительные поездки, хотя бы раз в сорок-пятьдесят минут ребенка доставать, чтобы он не залеживался. Его можно поносить, например, пять-семь минут и положить обратно.

— Можно ли использовать плавательные круги на шею малышу и с какого возраста?

— Есть категории врачей, которые за — круг, и есть те, кто против. Я не рекомендую использовать плавательный круг, если у ребенка есть ортопедические патологии. С той же кривошеей этого категорически делать нельзя.

Потом надо смотреть, как ребенок находится в круге. Бывает, он сильно прогибается назад или, наоборот, наклоняется вперед, чтобы удержаться на воде. Это не совсем полезно. Если ребенок располагается в ванне вертикально, не достает ногами дна, что делать нельзя до того возраста, пока ребенок не встанет, тогда круг можно использовать, но не более 5-7 минут.

О плавательном круге очень часто задают вопросы, и я говорю, что это больше развлечение для ленивых родителей. Это же очень просто – одел круг и смотришь, как ребенок веселится. Гораздо полезней будет, если мы ребенка поместим в ванну, будем держать на руках, имитировать плавание, то есть поддерживать под головку, стимулировать держание головы в воде, формировать иные полезные для ребенка навыки.

Насколько полезны ходунки, помогут ли они научить ребенка ходить?

Это больная тема для врачей, которые занимаются детской реабилитацией. В общем и целом, принудительные способы вертикализации ничему ребенка не обучат.

Есть понятия подготовки и готовности ходить. Когда ребенок может встать и сесть у опоры, перейти от одной опоры к другой с помощью рук, когда может держаться одной рукой за опору – это готовности. Если мы вмешаемся в этот процесс с помощью ходунков, ребенок может начать неправильно развиваться. У него должны сформироваться правильность переноса веса тела, чувства баланса, равновесия, защиты. То есть он может упасть и при падении назад будет падать на попу, а вперед – на руки.

В ходунках он этого не испытывает. Они вредят формированию правильных реакций, нейронных связей, которые необходимы ребенку, чтобы взаимодействовать с окружающей средой.

Я часто наблюдаю детей после нахождения в ходунках, у которых масса тела смещена вперед или назад, неправильно сформировался центр тяжести тела. Наш позвоночник подвергается силовой нагрузке, и от того, где расположен центр тяжести — на уровне второго или пятого поясничного позвонка, зависит осанка, и ходунки могут косвенно влиять на нее.

Но для детей с задержкой статокинетических рефлексов, ДЦП, ходунки жизненно необходимы. Потому что, если ребенок, когда «созреет» не будет вертикализирован, и мы упустим этот момент, он потом никогда не сможет встать сам.

— До какого возраста ребенок должен научиться садиться сам и в какой последовательности?

При формировании навыков, действительно, есть определенные последовательности. У нас есть моторная, двигательная, зона коры головного мозга, которая отвечает за наши движения. И в этой коре должны сформироваться нейронные связи двигательных актов, и они формируются в определенные периоды жизни ребенка. Я называю это коридорами навыков.

Например, навык переворота формируется с трех до пяти месяцев. Есть коридоры навыков, когда ребенок начинает держать голову, делать первые шаги. Но все очень индивидуально. Бывает, нейронные связи формируются очень рано, и ребенок может встать в пять месяцев. Он уже понял, что может встать.

То же самое касается и ползания на четвереньках. Но лично я за то, чтобы стимулировать детям положение на боку с опорой на локоть, что должно быть по возрасту 6-7 месяцев, и стимулировать четвереньки, то есть сначала ребенок должен научиться ползать, а потом — сесть.

И необходимо, чтобы ребенок ползал правильно, чтобы разгрузка веса была 50 на 50 на кисти и на колени.  Когда ребенок опирается только на таз, а с помощью опоры на руки особо не передвигается, тогда формируется неправильный изгиб позвоночника, и он может сесть с круглой спиной.

— Ребенок при ползании отталкивается только одной ногой. Насколько это серьезно. И нужно ли это исправлять?

— Про ползаньи на одной ноге говорят: «как раненый партизан, солдат»,  я называю это ассиметричным ползаньем. На практике это наблюдается довольно часто. Главное – чтобы ребенок не ползал так долго. Если —  2-3-4 недели,  не страшно. Если два месяца и больше – это должно насторожить, потому что тело работает ассиметрично,  а любые ассиметричные движения потом приводят к ассиметрии в теле.

У детей могут быть мышцы в ассиметричном тонусе, справа – больше, слева – нет. Может происходить ротация бедра, когда наружное – больше. Такие дети в дальнейшем могут косолапить, если это не корректировать специальными лечебными укладками. А вот вопрос с коррекцией уже достаточно индивидуальный. Надо смотреть на ребенка, как он ползает и надо подстроить условия, чтобы это скорректировать. На словах сказать, как это исправить, сложно, надо показывать. Люди из деревень, из глубинки, которые не могут приехать, часто  обращаются ко мне по этому поводу, спрашивают, как можно исправить. Они высылают мне видео, я смотрю, нахожу ребенка с похожими проблемами, на котором могу показать, что нужно делать. Также записываю видео с этими пациентами и с их разрешения отправляю его. Но лучше все же показать лично.

Ольга РУДЕНКО

 

Врезка

О враче. Константин Лученков – из когорты молодых врачей Приморского края, и в медицине – отнюдь не случайный человек. Сколько себя помнит, столько и проявлял интерес к этой сфере нашей жизни.

Окончил Тихоокеанский государственный медицинский университет во Владивостоке. Работать начал еще со студенческой скамьи – на четвертом курсе его пригласили в отделении анестезии и реанимации Владивостокской клинической больницы №2. По словам доктора, за три года в многопрофильном стационаре он получил колоссальный опыт. Здесь же он принял и решение специализироваться по направлению реабилитации.

— Наблюдая за работой хирургов, нейрохирургов, травматологов, — объясняет он свой выбор, — я всегда думал, как живут люди после перенесенной операции или инсульта, как пользуются своим телом, насколько самостоятельны, и как им можно помочь.

Правда, все, что он мог позволить себе на тот момент по направлению реабилитации, – это курсы массажа.

При переходе на работу по новому профилю потребовались навыки детского массажа, и он освоил и это. А после окончания университета пошел учиться на мануального терапевта.

Получив специальность и немного поработав, молодой врач испытал некое разочарование.

— Не все, — признается он, — что касается проблем здоровья детей, лечится с помощью мануальной терапии.

Возникла необходимость в дополнительных знаниях, и он снова пошел учиться. Пройдя курсы повышения квалификации, получил сертификат врача-физиотерапевта, потом – врача ЛФК и спортивного врача. Учится и сегодня – осваивает новую для региона специальность – врача по медицинской и физической реабилитации.

А работает Константин Лученков все-таки врачом мануальной терапии с детьми в Центре детского здоровья «Аленка» г.Владивостока и, судя по благодарным отзывам пациентов в соцсетях, довольно успешно.

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.