Проект «С-А» «У истоков жизни»

Проект «С-А» «У истоков жизни»

Трудные взрослые

Малыши приходят в первый класс, такие похожие друг на друга, смотрят на мир широко открытыми глазами, им все ново и интересно. Это светлые, доброжелательные, открытые для общения и терпимые друг к другу дети. Всегда на фоне всего класса выделяется худенькая неказистая фигурка, с неопрятным внешним видом. Вот так в основном начинается работа социального педагога с  неблагополучной семьей.

Вопрос о помощи является достаточно важным и решать его необходимо незамедлительно. Чтобы помочь детям, надо найти общий язык с их родителями, которые все попытки по оказанию помощи в решении сложившихся трудностей принимают в штыки, с агрессией, абсолютно не желая менять свое поведение и посмотреть на себя со стороны. Они не видят, что их жизнь далека от нормальной, не умеют жить по-другому. У них отсутствует желание что-либо менять в установленном за долгие годы укладе, не хотят работать и учиться. Они «влачат своё существование» на пособия для детей или одноразовые заработки, дети рождаются для улучшения материального состояния или потому, что так получилось. Взрослые не задумываются о будущем малыша, не стремятся улучшить условия проживания. Ведут  нищенский асоциальный образ жизни и ждут подачки от государства. В 2017-2018 учебном году в Рощино лишены родительских прав две семьи, их шесть детей воспитывают чужие люди. Но «мамы и папы» не унывают, они разошлись, создали новые семьи и ждут уже новых детей.

Вроде, люди должны отличаться друг от друга, семьи должны быть разные, но почему-то неблагополучные, находящиеся в социально опасном положении, похожи, рисованы, как под копирку, а самое неприятное — они тянутся друг к другу, усугубляя и без того свое тяжелое положение. Такие люди очень ленивы, не могут элементарно навести в доме порядок, не следят за чистотой своего тела и одежды, и не приучают к соблюдению гигиены своих детей. Они не хотят двигаться вперед, ждут от общества помощи, но сами не предпринимают ничего по улучшению условий проживания. Ради их  детей мы взрослых людей водим за ручку, чтобы они сделали что-то нужное — оформили паспорт, детские пособия, устроили детей в детский сад, убрались в своей квартире, вылечились и т.д.

За время работы перед глазами прошло много судеб, и мне становится грустно от мысли, что все действия зачастую напрасны. Наша работа не видна, мы радуемся даже незначительным  улучшениям и изменениям в положительную сторону, ведь ребенку жить стало легче, и это хорошо.

Я несколько лет гордилась людьми из одной семьи — мать после лишения родительских прав на старшую дочь, стала проживать с мужчиной, которому родила двух белокурых дочерей, но прежний образ жизни забывать не торопилась, уже вместе с сожителем злоупотребляла алкоголем, в доме собирались посторонние лица-маргиналы, детей подкармливали добрые соседи, малышам постоянно грозила опасность (быть придавленными пьяными родителями, умереть от голода и холода или пострадать от гостей).

В результате веселой беззаботной жизни родителей дети попали в дом ребенка, а родителей ограничили в родительских правах. Через полгода родители через суд доказали, что могут исполнять свои родительские обязанности, закодировались и были сняты с учета органов системы профилактики.

Спустя 6 -7 лет, работая в другом учреждении, узнаю, что в семье огромные проблемы. Родители почти спились, девочки-подростки педагогически запущены, имеют огромные пробелы в знаниях, являются безнадзорными, прогуливают школу, то есть уже имеют огромный опыт асоциального поведения, психологически сломлены и утвердились в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества. В итоге для матери и отца главным в жизни оказались – беззаботная жизнь в свое удовольствие, аморальное поведение и алкоголь.

Органы и учреждения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних стараются сохранить семью, чтобы дети воспитывались с родными людьми. И признаюсь, раньше я тоже придерживалась такого мнения, искренне считала, что детям будет лучше с родной матерью, пусть даже не всегда соответствующей данной роли. Но, а как по-другому? Ведь семья —   начало начал для малыша, познающего новый, подчас опасный для него мир. Сейчас я сочувствую детям, которые проживают в неблагополучных семьях.

Откуда берутся неблагополучные семьи? Ведь все дети видят положительные и отрицательные стороны жизни, находясь в социуме, примеряют на себя все социальные роли, повзрослев, они могут пойти по трудному благополучному пути, где необходимо постоянно трудиться на работе, в семье, над собой или легкому пути «Паразитизма и приспособленчества». Наблюдая за судьбами детей из детского дома и неблагополучных семей, я понимаю, что жизнь удалась у детей, которые воспитывались без родителей.

В социальной сети «Одноклассники» часто  просматриваю счастливые семейные фотографии моих воспитанников, которые стремятся жить достойно, доказывая тем самым, что все зависит только от них самих.

 

С.БОЯРОВА,

социальный педагок

МБОУ «СОШ №11»

с.Рощино

 

 

 

 

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.