Таинственная скала Гугя

Таинственная скала Гугя

Поздней весной тайга удивительно комфортна для путников, здесь нет ни снега, ни зеленых непролазных зарослей, ни темени от сомкнутых крон деревьев, ни комаров. С майским лесом может сравниться только лес октября, но ощущения все равно разные.

Осенью таежный мир готовится к зиме, весной же временные качели находятся в противоположной точке – все только начинается, пробуждается и оживает. В мае весь лес, словно ждет какого-то неслышимого сигнала, а получив его, мгновенно преображается: деревья, которые еще вчера будто прятали свои стволы за зарослями отцветающего рододендрона, теперь гордо шумят на ветру, покачивая ветвями с нежными зелеными листьями.

В лесном массиве всегда привлекают к себе внимание скалы. Для путника в тайге скала – это возможность зацепиться взглядом, увидеть какие-то причуды и изломы на склонах, возможность  пофантазировать или отметить точку в своем маршруте. Высокие и крутые, расположенные у воды и затерянные среди сопок, — они завораживают и настораживают, оставляют равнодушными и удивляют.

Например, в удэгейской культуре скалам отводилась особая роль, считалось, что в них заключена какая-то особая сила. Возле них устраивали места поклонения духам и богам, в пещерах скал скрывались от дождя и ветра.

Совсем рядом с национальным парком «Удэгейская легенда» расположена скала Гугя, ранее почитаемая удэгейцами. Одноименное урочище, хоть и включено в список достопримечательностей и возможных экскурсионных маршрутов, но фактически не исследовано. Случайные путники сюда вряд ли забредут, ведь недалеко есть куда более привлекательный и доступный  с туристической точки зрения Лаулинский прижим.

Гугя расположена в среднем течении ключа Второй Островной и представляет собой скальный останец сорокаметровой высоты. По виду скала похожа на гигантский каменный клык.

Мало кто слышал о ней, но еще меньше людей видело эту скалу. Поэтому дружной небольшой компанией, вооружившись термосом с чаем и фотоаппаратом, мы отправились в сторону паромной переправы через Большую Уссурку (Иман) у Дальнего Кута. Случайность, невезение, или удэгейские духи леса постарались, но нам не повезло. Паром в это утро не работал. Ремонтные работы обещали затянуться на несколько часов, и построенный вариант маршрута — добраться на машине до пасеки в районе Островного (Санчихезы), а затем преодолеть пять километров пешком вдоль ключа, рассыпался в пух и прах. Наш проводник не растерялся и повел прямо через сопку у Дальнего Кута по старой дороге.

Подъем оказался сложным, но, между тем, очень интересным. Тайга живет весной. Вдоль заброшенной дороги, простираясь вглубь леса насколько хватает человеческого взгляда, поднимается папоротник. Встречаются постепенно отцветающие приморские первоцветы – хохлатка и джефферсония. Буйным желтым цветом радует калужница. Под ногами еще много прошлогодней серо-коричневой листвы. И вдруг тишину нарушает вспорхнувшая горлица, разбитый крыльями поток воздуха едва ощутимо касается щеки. Здесь, на молоденьком кедре, невысоко от земли, птица свила гнездо. Аккуратно проходим дальше. Первая символическая вершина – макушка сопки. Малая часть пути пройдена, впереди нас ждут крутой спуск и несколько километров по тайге.

Но сегодня добраться до Гугя не дано, в силу обстоятельств поворачиваем обратно. Дойти до скалы не удастся. Какие-то таежные силы, превращаясь в элементарное «не получилось», уводят от этого места. Учитывая, что иманские удэгейцы очень почитали эту скалу, оставляешь рационализм и недоверие где-то на поваленном дереве и начинаешь хоть чуточку верить в предания «лесных людей».

В тайге свой ход времени и свои правила. Как же здесь не вспомнить предания удэгейцев о Гугя, рассказанные старожилами Островного-Санчихезы несколько десятилетий назад, которые записал и сохранил для науки С.Березницкий — автор монографии  «Этнические компоненты верований и ритуалов коренных народов амуро-сахалинского региона» — прим. автора).

Легенда гласит о том, как из племени, люди которого называли себя «наху», старик по имени Гугя отправился на поиски места, где он мог бы жить и служить богу и людям. Где проживало это племя, неизвестно, но на их земле росла мягкая белая вата (по предположению Березницкого речь шла о хлопке).  Долго шел старик, пока не вышел к берегам Имана, где встретил молодого удэгейского охотника. Попросил старик отвести его к отвесной скале в тайге. Удэгеец послушался и повел старика к высокой скале (возможно, речь идет о Лаулинском прижиме), но Гугя ответил, что ему нужна другая скала. Тогда юноша отвел его к скале, которая возвышалась над горным ключом. Старик обрадовался и сказал, что это то место, которое он долго искал. Прощаясь с охотником, Гугя попросил навестить его через три года. Вернувшись через обещанное время к скале, удэгеец увидел, что старик окаменел.

Принял охотник каменного Гугя за божество, поклонился ему и попросил удачи в промысле. Постепенно люди стали приходить к скале и просить о помощи. Но однажды, придя к каменному старику в очередной раз, люди увидели, что дверь в пещеру закрылась и спрятала каменного Гугя в своих недрах.

Согласно другой легенде, имя Гугя можно перевести как «бог женьшеня». И поселился в пещере у скалы человек с таким именем и стал молиться своему богу о добре для всех людей. В пещере Гугя оборудовал себе жилище, сделал мебель и посуду из дерева. Но  однажды на сопке случился пожар и, чтобы не сгореть, Гугя вместе со всем своим имуществом превратился в камень. Стали поклоняться скале все народы, которые жили рядом: удэгейцы, китайцы, корейцы. Учитывая интерпретацию имени Гугя, возможно, просили об удаче в поисках женьшеня в лесу.

После установления советской власти, корейцы и китайцы покинули берега Имана, тогда удэгейцы стали ходить к скале сами, но так как Гугя хотел добра для всех народов, он расстроился  и ушел от людей. С тех пор к скале никто не ходит.

Вот такие легенды сохранил для нас ученый. Верить в них или нет – каждый решает для себя сам. Если хотите испытать себя, то можете рискнуть и попробовать добраться до этой таинственной скалы. Но с другой стороны, в любой сказке или предании, есть нечто большее, чем просто вымысел. Нечто большее – это крупинки народной мудрости. В данном случае – будьте добрее к людям и природе. А если вам все же захочется покорить вершину, так не обязательно лезть на скалу или на сопку. В голове у каждого много мысленных гор и вершин – целей и желаний, к достижению, то есть к вершине которых можно и нужно идти.

ИРИНА МЕРЗЛЯКОВА

Фото из архива НП «Удэгейская легенда»

(Проект «С-А» «Заповеданный мир Синегорья»)

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.