Воспитание детей средствами ТРИЗ

Воспитание детей средствами ТРИЗ

Экологическое образование детей – это актуальная проблема нашего времени.

Только экологически воспитанные и образованные люди могут вывести планету из этого катастрофического состояния, в котором она пребывает сейчас. Но нужно знать, что формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, руководить которым должны как родители, так и педагоги.

В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты.

Педагог обязан помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.  Только системный подход к ознакомлению с природой позволяет реализовать воспитательную задачу, на первый план сегодня выходит ТРИЗ — педагогика, то есть теория развития изобретательских задач.

Актуальность и значимость ТРИЗ — педагогики для дошкольников – это коллективные игры и занятия, и она призвана не заменить основную программу, а максимально увеличить её эффективность. Цель ТРИЗ – не только развивать фантазию детей, но и научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.

Потому 31 января в Новопокровке, на базе Центра экологического образования «Намба», прошёл очередной районный семинар-практикум по теме «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ-педагогики». Его участники — педагоги детских садов Красноармейского района и  дополнительного образования  Дома творчества с.Новопокровка.

Обобщая опыт своей работы, в первой части семинара педагог  МБУ ДО «ДДТ» с.Новопокровка и руководитель Экоцентра «Намба»   В.П.Назарова в увлекательной интерактивной форме рассказала о том, как в своей деятельности на кружке и в работе с образовательными учреждениями района применяет современные технологии ТРИЗ.

Из её выступления сначала теоретически, а затем практически педагоги узнали, как применять ИКТ и различные виды активной деятельности детей в своей работе. Многие элементы театральной, исследовательской, изобразительной, двигательной деятельности участники семинара апробировали в ходе практических заданий, игр, квестов, системного анализа.  Некоторые воспитатели при этом сошлись во мнении, что благодаря их использованию можно ещё так много придумать, и признались, что после увиденного и услышанного у них зародилось так много идей для новых экологических проектов!

Речь на семинаре также шла о том, что экологическое воспитание будет более результативным, если оно будет основываться на приобщении детей с раннего возраста к народному декоративно-прикладному искусству (ДПИ). Использование ценностей народного ДПИ в воспитании подрастающего поколения диктуется наряду с социальными, психологическими, эстетическими, патриотическими и, конечно же, экологическими аспектами, так как народное декоративно-прикладное творчество, являясь поэтическим отображением красоты Земли, способно воспитать чувство любви к природе родного края и бережного к ней отношения. Поэтому вторая часть семинара была посвящена мастер-классам. Их провели педагоги допобразования Л.С.Семенчук («Изготовление экоигрушки в детском саду «Травянчик») и В.И.Дуброва («Летние трофеи», панно из природного материала).

Добавлю, что все присутствующие получили в подарок от Экологического центра тигриные календари и новые образовательные методические материалы ПК ИРО и Фонда «Феникс» по экологии, а также рекомендации по использованию их в своей работе. Представители тех дошкольных образовательных учреждений,  кто в этом году принял самое активное участие в районном фестивале, получили от ЦЭО «Намба» памятные сувениры.

Хочется поблагодарить всех выступающих и участников семинара за проделанную работу. Судя по многочисленным хорошим и добрым отзывам, полученные на нём опыт и знания действительно пригодятся  педагогам для дальнейшего эффективного обучения наших детей экологическому воспитанию.

Н.КАРАБАНОВА,

методист управления

образованием АКМР

 

 

 

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.