Воздушных пожарных не заменишь

Воздушных пожарных не заменишь

Об этих мужественных людях говорят и пишут достаточно редко. Даже в сезоны буйства лесных пожаров мы мало что знаем об их жарких буднях.

У большинства людей сложилось мнение, будто бы пожары в лесах тушат сотрудники МЧС совместно с лесниками, волонтерами и местными пожарными бригадами, но на самом деле это не так.  Они первыми прибывают на место лесного пожара и покидают его лишь тогда, когда никакой опасности уже нет. Речь идет о сотрудниках «Авиалесоохраны»,  в частности,  Рощинского авиаотделения. 

Их работа для многих рощинцев за семью печатями, как и факт существования «парашютки» вообще. Да, была когда-то такая организация, но разве она еще функционирует, аэропорта давно ведь нет! Однако, она по-прежнему существует с 1970-х годов, и коллектив несет свою службу, согласно «Наставлениям по парашютно-десантным работам в авиационной охране лесов», находясь в полной боевой и психологической готовности.

О том, как проходят трудовые будни воздушных стражей леса, что в их работе является самым сложным, с чего начинается тушение лесного пожара  и как стать десантником,  мы говорили с временно исполняющим обязанности начальника Рощинского авиаотделения  Ю.Г.Мироновым.

— Юрий Геннадьевич, кем сегодня представлено авиаотделение?

— В Рощинском авиаотделении работают пять парашютистов,  шесть десантников и один радиооператор. Анна Милосердова, Александр Гайдамака, Владимир Тарковский, Александр Смирнов, Александр Поляков, Владимир Щерба, Геннадий  Хоменко, Игорь Евченко, Алексей Серебряков, Андрей Лопатин, Степан Момот. За нами закреплена  площадь более 2 миллионов 780 тысяч гектаров. В Рощино — самая большая обслуживаемая территория.

Сегодня тактика обнаружения лесных пожаров претерпевает изменения. Все чаще для наблюдений  используется космический мониторинг. Такие данные собираются на базе в г. Артем. Минус этих современных технологий в том, что снимки не позволяют выявлять пожары на ранней стадии на маленьких площадях возгорания, до 1 гектара.

Пожары, которые видны из космоса, – площадью от 25 и более гектаров. Поэтому без наземного и авиационного патрулирования никак не обойтись, причем одно не исключает другое. Основную нагрузку несёт наш старый и добрый АН-2, который может взять на борт группу из 6 человек, груз весом до 1,2 тонны, проводить патрулирование в течение 7 часов и доставлять парашютистов непосредственно к очагу возгорания. Такой самолет арендован для нас в Дальнереченске.

— Что можете сказать о пожароопасном сезоне-2017?

— Пожаров на нашей территории, слава Богу, зафиксировано еще не было. Для нас он еще условно не наступил. В каждый новый лётный сезон после зимней паузы нам обязательно нужно выполнить 12 тренировочных прыжков, без них на пожар не полетишь. По графику они должны быть в марте, но их не было по причине отсутствия финансирования.

После зимы прыгать жутковато, даже с таким опытом, как у меня (у Юрия 296 прыжков, из них больше полусотни на горящий лес! – Прим. автора).   Это нормально. Если перестанешь чувствовать страх, то можно наделать много непоправимых ошибок.  Самая большая сложность в прыжке – безопасное приземление (приземлиться парашютисту нужно в заданный крест).  Никогда ведь не знаешь, что там, в траве, куда снесет порыв ветра. Наша территория – сплошные распадки, ни дорог, ни площадок.

Погрешность на ветер рассчитывает летнаб (летчик-наблюдатель). Нашу территорию обслуживает летнаб Дальнереченского авиаотделения Геннадий Николаевич Вешка.  Он же четко определяет  местоположение пожара, делает прогноз динамики распространения огня, оценивает необходимое количество сил и средств  для борьбы с пожаром, выбирает площадку для приземления. Но если парашютист не согласен с расчетами  и чувствует опасность, он имеет право не прыгать.

За группу несет ответственность инструктор. У нас это Александр Поляков, он старший, выпускает людей и груз из самолета. А вообще, качество прыжков и спусков зависит от пилота и техники, которую арендовали.

— Быть воздушным стражем зеленых массивов – звучит благородно. Какое образование нужно иметь, чтобы стать парашютистом?

— Парашютистом не станешь, если десантником не был. А чтобы стать  десантником, надо отслужить в армии, пройти по здоровью медкомиссию и возраст иметь подходящий для прыжков и спусков.

За три месяца в Артеме научат десантному мастерству. А вообще-то, между парашютистом и десантником большая разница. Парашютист прыгает с парашютом с самолета, а десантник спускается с вертолета при помощи спускового устройства по шнуру. И задачи у них разные.

Парашютистов используют для ликвидации пожаров в момент их обнаружения, поэтому их высаживают сразу. Но если огонь охватил уже большую территорию, то приходится задействовать и десантную группу. При крупных пожарах, если сами не справляемся, запрашиваем дополнительных людей из других отделений.

— Много ли желающих устроиться к вам на работу?

— С 2007 года ни одного нового парашютиста не добавилось. К нам приходят каждый год, но не выдерживают и увольняются. Во-первых, не каждый может прыгать. Некоторые после 2-3 прыжков увольняются. Как известно, первый прыжок не самый страшный. Осознание опасности в полной мере приходит через некоторое время.  Во вторых,  не устраивает зарплата. Оплата нашего труда, действительно, несоизмерима с нагрузками на пожарах. Боевого вылета можно ждать месяцами, но компенсировать бездействие можно за одно тушение, которое может длиться неделю и две.

— Для меня всегда оставалось загадкой: как может небольшая группа людей остановить огонь в лесу?

— При тушении лесного пожара есть своя специфика. Парашютно-пожарная команда, конечно,  не бегает с брандспойтами, как это делают пожарные в населенных пунктах.  Чтобы потушить, надо… копать! Поэтому наши орудия труда в основном — это топоры, лопаты, мотыги, бензопилы.

Чтобы удержать распространение огня, необходимо по кромке пожара сделать защитную полосу, с которой будет снята вся подстилка, убраны корни — словом, там не должно быть ничего, что может стать пищей для огня.  Копать часто приходится километрами. Почва – не огород  у дома: камни и корни, на это уходит много сил.

Так что для десантника и парашютиста нужны, в первую очередь, хорошая физическая подготовка, а также внимательность и смекалка, ведь каждый пожар индивидуален. Не было ни одного пожара, который был бы похож на предыдущий. Стратегию тушения каждый раз нужно разрабатывать  с учетом конкретной местности, ветра и т.д.  Пока пожар не ликвидирован, мы не имеем права покидать территорию. Конечно, если начался верховой пожар, мы бессильны.

Поскольку тушение пожара обычно затягивается минимум на несколько дней, мы имеем с собой все самое необходимое.  Это  котелки, палатки, спальники, а также средства связи, медицинские аптечки. У нас есть и специальное снаряжение.

Например, СПП — снаряжение парашютиста-пожарного. В этом костюме есть специальные пенополиэтиленовые прокладки. Если ты вдруг приземлился на воду, костюм в течение получаса будет удерживать тебя на воде. А если приземлился в огонь, то костюм некоторое время защитит от ожогов.

В нашей работе рисковать здоровьем приходится довольно часто. Со временем это воспринимаешь, как должное.

— Какими средствами связи оснащено ваше авиаотделение?

— У нас есть спутниковые телефоны, радиостанции: УКВ — связь с бортом, КВ — связь земля-воздух. Все эти сигналы принимает и отсылает

Анна Михайловна Милосердова, наш бессменный радиооператор и единственная женщина в нашем мужском коллективе. В ряду ее заслуг, кроме внушительного стажа, высокого профессионального уровня и личного обаяния, есть один прыжок с парашютом!  Она достойнейший сотрудник нашей парашютно-пожарной службы.

— Как поддерживаете профессиональные навыки после длинных зимних перерывов?

— Мы проходим ежегодные сборы инструкторов, парашютистов, десантников. Для сдачи экзаменов и тренировочных спусков с вышки есть тренажеры плюс учебная подвесная система в нашем корпусе. И если нет боевых вылетов,  то раз в месяц — два тренировочных прыжка.

— Когда вы отмечаете свой профессиональный праздник?

— К нам применимы многие профессиональные праздники. День парашютиста, День пожарной охраны, День лесника. Кстати, чаще всего поздравляют, награждают и поощряют именно в День работника лесного хозяйства. Но по праву наш день — 7 июля. Именно тогда, 86 лет назад, впервые в истории нашей страны специально для целей авиапатрулирования лесов поднялся маленький самолёт-биплан По-2. Продолжительность полёта составила 1 час 33 минуты. Эту дату принято считать рождением Авиалесоохраны России.

— Существует ли у вас план работ по профилактике пожаров?

—  Обязательно нужно уделять большое внимание работе с населением и пропаганде мер по защите лесов от огня, то есть  постоянно заниматься разъяснительной и воспитательной работой. И проводить ее нужно, в первую очередь, среди детей. Поэтому весной у нас запланированы встречи со школьниками района. Человек – первопричина пожаров. Чаще всего они происходят от стекла, оставленного туристами.

— Существует ли альтернатива применения авиации в охране лесов от пожаров?

— Авиационное патрулирование лесов – один из самых эффективных способов своевременного обнаружения лесных пожаров. Все имеющиеся на сегодняшний день технические средства для мониторинга способны дополнить, но не заменить авиапатрулирование, работу летчиков-наблюдателей и воздушных пожарных.

Ольга БЕЦ

P.S. Пока материал готовился к печати, ситуация с классом пожароопасности в корне изменилась. Загорелся юг Приморья, наш  лесной «спецназ» отправился на свое первое в этом году задание. С помощью Рощинских ПДПС в короткий срок было потушено три лесных пожара.

 Справка. В Приморском крае шесть авиаотделений — в Рощино, Арсеньеве, Дальнереченске, Лазо, Тернее, Кавалерово,  и основная база — в Артеме. Всего в крае работает около  60 работников ПДПС.

 

 

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.