За нами пойдет ЛЭП

За нами пойдет ЛЭП

 

Из дневника Анатолия Стаценко

В декабре нынешнего года исполняется 40 лет с того момента, как в Красноармейском районе начали строить высоковольтную линию электропередач, чтобы обеспечить жителей сел  государственной электроэнергией.

Анатолий Стаценко, житель с.Новопокровка, был не только свидетелем тех событий, но и участником отряда, прорубившего просеку для ЛЭП-110. Скрупулезно, день за днем, он вел дневник, где рассказывал о текущих делах и людях. Многих из них, по словам Анатолия Андреевича, уже нет в живых, но в старой толстой коричневой тетради за 44 копейки осталась добрая память о них.

Вы не найдете в дневнике победных рапортов, свойственных тому времени. В нем – правда, порою некрасивая и неудобная, о том, как далась нам электрификация.

В сокращенном варианте дневник уже публиковался газетой «Коммунист» в январе 1979 года. Мы же решили напомнить о тех днях без каких-либо сокращений.

1978 год

23 октября. Итак, ЛЭП-110. Собрались для беседы в райком. Люди из разных организаций и предприятий района. Можно сказать — добровольцы. Как выяснилось, коммунистов и комсомольцев нет, все беспартийные «большевики». Выступили представители МК-67 и райкома.

Было обещано много: хорошая организация труда, подвозка горючего и питания.

Все решено, корабль спущен на воду.

24 октября. Десантировались на окраине с.Междуречья. Часть людей базируется в вагончиках, другая часть — в доме. Решаем организационные вопросы на месте с представителем колонны № 67, прорабом товарищем Кустовым Виктором Григорьевичем.

25 октября. Кажется, все утрясли, даже с питанием. Завтра должны приступить к работе с утра.

26 октября. Приехали на место, откуда должны рубить просеку. Разделились на две бригады.

В нашей -13 человек с трактором. В соседней бригаде — 11 человек и два бульдозера. И огласилась тайга ревом «дружб» и «уралов». Работали сегодня вручную (бульдозер пробивал дорогу), отбрасывая раскряжеванные деревья и срубленные кустарники от центра опор на 3,5 метра в обе стороны. Чистота центра вдоль опор — семь метров. Заданная ширина просеки в этом месте — 22 метра, со стороны леса тоже убираем. За день прошли 250 метров от опоры до опоры. Устали, конечно.

27 октября. С утра снова работаем вручную, вальщики идут впереди, двое раскряжевывают. Остальные отбрасывают и рубят топорами кустарник и мелкие деревья.

После обеда пришел трактор, стало немного легче. Прошли две опоры по 250 метров. Уходя вперед все дальше от дороги, приходится делать переходы утром, в обед и вечером по 3-4 километра пешком, так как автобус подвозит только до определенного места.

28 октября. Опять топаем пешком километры. Видна работа двух бригад за два дня. Мы немного отстаем, так как бригада Валентина Пашкова с первого дня работает с бульдозерами. Вид просеки – это два прокоса (как на сенокосе), протянувшиеся сквозь тайгу. Трактор снова пробивает дорогу.

29 октября. Сегодня приехали до места на автомашине Газ-66, это уже экономия рабочего времени. Бригады начинают наращивать темп. Вальщики в обеих бригадах как одержимые, что-то похоже уже на соцсоревнование. Впервые обед привозят на просеку – это кое-что да значит. Но начинается то, что никогда не сбрасывается со счетов – это выход техники из строя на неопределенный срок. Сперва, «дружба» кончилась, но за неимением запчастей в строй вновь не вошла. Затем трактор в соседней бригаде сел на пень, требовался ремонт.

30 октября. Сегодня ушли за второй перевал. Началась нехватка дизтоплива для тракторов. Сказывается недостаточность транспорта и бочек для горючего. А бригады, наступая, уходят все дальше и дальше. Лес крупнее и гуще. Трактор не успевает пробивать дорогу для машины. Вальщикам, уходящим далеко вперед, обратный путь вечером через завалы и заросли нелегок.

31октября. Путь на запад чем дальше, тем труднее для вальщиков. Раскряжевщики и мы, обрубщики с трактором, идем во втором эшелоне, рубя и осаживая деревья и мелкий кустарник.

Питание неважное, едим какую-то шулемку без мяса, да и с хлебом не лучше. Потянул ветерок недовольства.

1 ноября. Двигаемся в заданном направлении, проходя опору за опорой. Бригада прораба Пашкова немного наглеет, но обещает исправиться. Но темпы бешеные, и мы с ними выравниваемся. Вальщики от перенапряжения не приходят даже на обед. На валке — Федор Митрофанович Ильинский (он же комбриг). Помощник у него — Левкин Виктор Васильевич (Павка Корчагин), так его любовно называют в обеих бригадах. Носит он синий шлем с большой красной звездой, напоминающий буденовку. Обычно вальщики надевают сверху еще и каску, а Павка обходится без нее.

Второй опытный вальщик — Владимир Недошивин с помощником Владимиром Симоненко. Работаем — душа радуется, сядем есть — печенки болят. На ужин — скудная похлебка, и та почти без хлеба. Какая бы остановка ни была, а без шуток не обходится.

2 ноября. Упорно пробиваемся сквозь тайгу на встречу с западным участком. Опять не хватает горючесмазочных материалов, зато сегодня три трактора в работе. В обеих бригадах насчитывается 25 человек. В 5 часов 10 минут вечера мы, наконец, соединились с западным участком ЛЭП-110, но с хлебом и солью нас, конечно, никто не встретил. И все же «Ура»!,

пмковцы-добровольцы.

Мы сильны нашей крепкой дружбой. Сквозь тайгу мы пробьемся, если нужно, открывая высоковольтные пути.

Кустов Виктор Григорьевич (прораб МК-67) сделал для нас все, что смог на первом этапе работ на просеке.

3 ноября. Сегодня — профилактический день. Уборка вагончиков, собирались, приводили себя в порядок. И… поближе к родному дому. С наступающим праздником, ребята! И до встречи 9 ноября.

9 ноября. Собрались снова дружно к райкому к 11 часам утра. Решали все организационные вопросы с запчастями, питанием, финансовые и культурно-просветительные.

Пообещали все, вплоть до живого быка по цене 1,20 р. за кг. Значит, все будет хорошо. Сели в автобус и поехали. Приехали. На месте базирования — полный порядок. Наготовили дров, нагрели вагончики.

10 ноября. Теплый ноябрьский день, даже душа радуется. Что-то из начальства никого нет, и мы перед штурмом восточного участка тайги набираем сил, загорая на солнышке.

11 ноября. Ни шороху, мы — сами. Настоящее черноморское побережье Кавказа. Отдыхай – не хочу. Опять дуновение ветра недовольства. Мы питаемся за счет того, что взяли из дому.

12 ноября. Проснулись. Взошло солнышко. Дышится легко и свободно. Рядом возле нас прыгает собачонка по кличке Тюльпан, он радуется тому, что мы сегодня опять никуда не поедем, наверное. К вечеру уже особенно чувствовался ветерок возмущения. В рюкзаках, однако, почти опустело, а обещанный бык, живой, по цене 1,20 р. за кг, где-то задержался в пути.

13 ноября. Утро начинается с рассвета. Здравствуй, здравствуй, необъятная тайга. Ребятам говорю: «Все же должно начальство, наконец-то, навестить нас и показать нам нужную опору, чтобы приступить к работе». Комбриг сказал: «Напрасно, ребята, вы ждете работ, вам скажут, и вы запоете». Такие дни теплые стоят, просто душа болит, лишь же пройденными были бы километры просеки.

К вечеру появляется некий Бабий из МК-67. Говорят что он — зама зама зам. Языком трепать, скажу вам, — мастер, 120 выстрелов в минуту, как автомат Калашникова, и ничего вразумительного. Говорит, что не уполномочен.

14 ноября.  Опять ласково греет солнце, болит душа, и ноет сердце, такие дни, дорогие нашему положению, уходят безвозвратно.

А в рюкзаках пусто, и командировочных не давали, сказали, что выдадут 10 ноября.

Ни денег, ни работы. Кто-то уже запел: «Вихри враждебные веют над нами, темные силы нас злобно гнетут». Кто-то стал подпевать. Потом беспардонно запели: «Пусть ярость благородная, вскипает, как волна».

Говорю ребятам: «Бык-то по цене 1,20 р. за кг, уже где-то на подходе к нашей базе. Да и вообще, надежда — наш компас земной, а удача — награда за смелость».

Дождались.  Приехал В.И.Жеребецкий из райкома. Беседа прошла в теплой, дружественной обстановке. Стороны обсудили ряд актуальных проблем. В.И. Жеребецкий пообещал уладить и уменьшить напряженность в этом районе. А у нас уже который день хлеб да чай, вот все и богатство.

15 ноября. Сегодня видя, что мы МК-67, как видно, не нужны, стала портиться погода.

С утра пошел снег. Несколько дней назад мы в райцентр послали ходока на связь, но он где-то сгинул.

Утром чуть свет направили двух представителей из обеих бригад, думаем, что на обратном пути, возвращаясь, они подберут быка, так как, может быть, он устал.

Приехали наши посланцы из райцентра к обеду. Сказали, что кое-что подвезут из продуктов завтра. А бык живой, по цене 1,20 р. за кг, видимо, был списан на наш котлопункт там, в райцентре, и сгинул бесследно в их ненасытном чреве, не дойдя до Междуречья. Говорю ребятам: «Пойдем приляжем, нужно беречь силы, а то попадем в млыво – потусторонний мир (нивх)». Кто-то горько пошутил: «Давайте Тюльпанчика (кличка собачонки) того на шашлык». Некоторые стали предлагать разные специи. Не поняв шутки, прибежала бабка и попросила меня, чтобы я помог привязать ей собачонку, а взамен предлагала картофель. Умора, со смеху помрешь с такой идиотской шутки. К вечеру приехало крупное начальство из МК — 67, решили жизненно-важные вопросы, вновь множество всего пообещало уладить и укатило. А нам осталось только ждать. Думаем, что завтра уже поведем наступление в восточном направлении, в сторону Новопокровки.

Опять надежда.

16 ноября. Сегодня встали пораньше, надеясь дождаться представителей ЛЭП-110, но никто не приехал.

Решили сами искать просеку и опоры в восточном направлении. Ребята поехали на машине, а я – на тракторе, чтобы собственными глазами сфотографировать местность, прилегающую к реке Малиновка, и за ней вплоть до сопок.

Ландшафт впечатляющий. Особенно для тех, кто беззаветно любит родную природу и не может без нее обойтись.

Неповторимая красота приморской осени даже в ноябре. Дубовые и березовые перелески, стога сена, прикорнувшие возле них. И безбрежное море полей, заросших полынью, покинутых людьми и уходящих далеко к сопкам. Все родное, близкое сердцу. Когда-то здесь были деревни.

Между прочим, хорошее место для животноводческих комплексов. Как-то хозяйски наметанным глазом это сразу схватывается по ходу движения. Нашли визир, и по нему вышли на исходный рубеж.

Здесь уже ревут «Дружбы», «Уралы» и два трактора. Перед этим было решено соединить обе бригады в единую, комплексную, с тремя бульдозерами. Было придано ей еще пять человек, тоже из нашего района. Личный состав бригады стал насчитывать 31 человека.

Все это было сделано для того, чтобы не изматывать друг друга, как было раньше.

На обед не ездили, слишком  велик переход. Болота еще как следует не замерзли. Трудно завтра будет с подвозкой бензина и дизтоплива. К вечеру вышли из строя три бензопилы, полный нокаут, а обещанных запчастей до сих пор нет.

17 ноября. Девятого ноября, когда отъезжали в автобусе от райкома, на все наши просьбы отвечали, что, мол, вы не верите партийному слову.

Верить партийному слову. Информация к размышлению. Вера. Верить. Во что-то верить. Раньше люди верили в Бога, в черта и во все прочее. Сейчас мы верим партии. Где же взаимосвязь?

Вот наглядный пример. 7 ноября 1978г. Праздничная демонстрация и митинг, посвященный 61 годовщине соцреволюции. Наши доблестные комсомольцы и коммунисты брезгуют (другого слова, поскромнее, не подберешь) взять завоеванные коллективом знамена в руки, как будто они чем-то нехорошим испачканы. Ссылаясь на более достойных и находя разные причины, лишь бы избавиться от всего этого. Что же произошло с ними? Вот у нас в бригаде люди – это же замечательный народ. Перед ними поставлена задача: прорубить просеку и дать возможность осветить райцентр и район мощной электроэнергией. Мы делаем все, что можем, даже невозможное.

Работаем в направлении Ольшевка-Добрыши. Работаем в очень трудных условиях. В недостатке горючее, цепи. Вышел из строя трактор и несколько бензопил. ЗИЛ для них где-то расплавился в пути. С питанием вопрос тоже плачевный. Нам столько машин сюда перебросили разных марок, что мы буквально не знаем, куда их подключить. Мы уже в течение месяца верим «партийному слову», данному секретарями райкома.

И я буду, в принципе, прав, если выражу думу бригады вот этой строчкой из песни. «А мы домой, в район хотим, мы так давно не видим семьи».

18 ноября. Утром, вместо командировочных, привезли аванс. Привезли рано. По этому случаю, видимо, в тайге на зверя нападет великий мор. Сразу, собравшись, уехали на просеку. Поработали неплохо. Прошли где-то 8-10 опор валки леса. Трактора отстали, не хватает дизтоплива. Сегодня прораб Бабий из МК-67 «напевал» нам какую-то свою, по-видимому, песенку, играя на наших нервах. Дело в том, что мы движемся в настоящее время в сторону Новопокровки. И что нас нужно снова перебросить на западный участок, под Филино где-то.

До праздника мы рубили просеку от Междуречья на запад, пройдя 7 километров. Вроде бы, они согласовали свое решение с нашим райкомом, и он дал добро. Между прочим, в райкоме на все наши просьбы и требования отвечали: «Что, вы не верите нашему партийному слову?» Это слово с лихвой испытал наш желудок, ноги и руки. И, если, действительно, согласовано между МК-67 и райкомом, здесь мы сразу поверим. А почему бы не поверить?

19 ноября. В ночь с 18 на 19 ноября выпал снежок и шел целый день, к вечеру усилившись. Утром рано, позавтракав, уехали на просеку. В снег работа не из приятных. Сколько в дальнейшем будем работать, столько с горечью будем вспоминать о безвозвратно ушедших теплых днях.

Вспоминать в гневе о бездарности и бюрократизме руководства МК-67 и руководителей райкома. Мне уже неприятно вспоминать и писать об этом. Я не люблю шаблонных слов и лозунгов из книг и кинофильмов, но наша работа нисколько не отличается от прокладки узкоколейки из 4-ой серии фильма «Как закалялась сталь», «Подвиг».

Есть недостатки, о которых на сегодняшний день нельзя умолчать. Появились негодяи и подонки, особенно после слития двух бригад в одну. Началась пропажа цепей, конечно, поновее. Есть и такие, кто из-за численности бригады стараются спрятаться за спину товарищей в трезвом и пьяном виде. А в общем то мы находимся как бы на острове, выброшенными волной равнодушия и никому до нас нет дела.

20 ноября. Темп по вырубке просеки резко сократился из-за дальности езды на машине, и ввиду того, что выпал снег, дорога по сопкам стала небезопасной. Да и для тракторов все время нужно греть воду.

Вот уже несколько дней работаем без обеда, сказывается нехватка бензина для машины. Сегодня пришел ЗИЛ-157 в наше распоряжение. Наша главная задача — пробиться до 313-ой опоры, а времени осталось мало, 10 дней всего.

21 ноября. Сегодня, ввиду неисправности машины, да работы с утра не доехали, хотя выехали рано. А после обеда не было смысла ехать, так как расстояние до просеки неблизкое. Приводили в порядок амуницию, постригались и брились.

22 ноября. Сегодня в лесу нашли жилье, и после обеда люди, оставленные для этого, сделали двухъярусные нары и перевезли из Междуречья в это жилье постели.

Разместился почти 31 человек. В общем, в тесноте, да не в обиде. Все-таки ближе к просеке наполовину. В райкоме да и в МК-67 думают, что мы — на больших заработках, так пусть сами выкручиваются. Ранее нами было написано письмо в газету «Красное знамя», в каких условиях мы работаем. И вот сегодня получили ответ, что наше письмо направлено в Дальнереченский райисполком и о результатах рассмотрения и принятых мерах нам сообщат.

Дополнительные машины сегодня пришли технически неисправными и не работали. Создается впечатление, что просека районного значения пущена на самотек. Все это сказывается на настроении людей. Питание в течение месяца скудное, без мяса и нерегулярное. С хлебом – то же. Едим один или два раза в день, вечером пришли продрогшие, уставшие, к тому же и ужина не было. Люди потеряли веру в улучшение обстановки и засобирались домой, тем более те, у кого срок командировки кончается 23 ноября. И только благодаря комбригу Ильинскому Ф.М. и другим удалось удержать людей. Он сказал, что надо еще немного продержаться и дойти до 313 опоры и выполнить поставленную перед нами задачу.

23 ноября. Сегодня на просеке были в 9.30. Вальщики прошли опор 5 или 6. Мы во втором эшелоне, следуя за бульдозерами, к вечеру повисли у них на хвосте, пройдя вчерашнюю и частично сегодняшнюю повалку леса.

Приезжал представитель нашего райкома с сердечно-дружественным визитом в с.Междуречье, надеясь застать нас в рабочее время в вагончиках. Что самое примечательное, все появляются тогда, когда мы — на просеке. Пусть бы кто и приехал, разве только еще раз услышать о партийном слове, которое они не выполнили. И не выполнят никогда, потому что не дают себе отчета за свои слова. А слово — не воробей — вылетело, не поймаешь.

Это будет наглядным пособием на будущее людям, добровольно поехавшим на эту нужную стройку. Именно здесь, на этой стройке, у меня окончательно сформируются взгляды на жизнь, которую по наивности и доверчивости, со своей скромностью и честностью, я недопонимал. Безгранично любя родную природу, я брал у нее все, что она давала, и в то же время, заботясь о ней, как мог, помогал ей. Отдавал тогда, когда этого требовала обстановка. Когда-то один хороший человек сказал мне: «Трудно придется тебе, Анатолий, с твоим характером в жизни». Да, трудно. В пору хочется закричать: «Люди, помогите мне!» И завершу я, пожалуй, первую часть дневника уместной поговоркой: «Когда температура тела у людей понижается на несколько градусов, то совесть у них замерзает, не замерзает только собственное соображение о своем благополучии».

Часть вторя.

24  ноября. Сегодня увеличили количество «Уралов» на валку леса. Вальщики поработали на славу, пройдя за день семь опор. Среди них такие товарищи, как комбриг Ильинский Ф.М., Воронцов А.А., Дехтярь П., Недошивин В. И., Шкерин Александр, вальщики опытные. Хорошо трудятся на раскряжевке леса Гусевский К.С. и Заболотный Н.Г.

Бульдозера захлебываются от нехватки дизтоплива, но лезут вперед. С первого дня на просеке хорошо работает бульдозерист Иванушко Виталий Григорьевич, трудится добросовестно.

К вечеру вышел из строя «Урал», полетел коленвал. Запчастей, обещанных райкомом, до сих пор нет. Здесь не последнюю роль играет тоже «партийное слово». Но, несмотря на большие трудности и невзгоды, мы наступаем на тайгу, отвоевывая у нее опору за опорой.

И все-таки мы первые добровольцы-землепроходцы, а за нами пойдут монтажники. Сегодня открылся вид на наши сопки. Еще немного, еще чуть-чуть, и мы будем у цели, дойдя до 313 опоры.

 

Снежные приморские белые поля.

С детства сердцу милая русская земля.

Видная природа, я на веки твой.

На просеке часто снится дом родной.

 

25 ноября. Продолжаем пробиваться сквозь тайгу. Передовые части достигли кедрача, пройдя где-то опор 7. Мы во втором эшелоне, следуя за бульдозеристами, прошли впервые 6 опор. Среди обрубщиков хорошо трудятся Лихоманов В.И., Поправко В.И. и другие. Сегодня вышла из строя еще одна бензопила. С питанием пошло на улучшение, стали питаться уже два раза в день. Наблюдали к обеду целую колонну автомашин, пришедшую к нам на просеку.

Впечатление великое, да толку мало. Они почему-то по ходу движения загинаются. В связи с этим мы опять, наверное, останемся без ужина. Большую, неоценимую, помощь, на всем протяжении работ на просеке оказывает шофер МК-67 Борисенко Виктор Дмитриевич. Этот товарищ трудится добросовестно, можно сказать на износ, работая днем и в ночь, если этого требует обстановка.

Сегодня некоторые остряки шутили, что будут дома детей своих пугать нашим ЛЭПом, если они не будут слушаться. Какая бы обстановка ни была, а у нас еще шутят. Смех бывает такой, что табачный дым к потолку подбрасывает.

В нашей сводной бригаде ребята хорошие, трудяги. В основном — молодежь. Есть и недобросовестные, но это единицы.

26 ноября. Продолжаем пробиваться сквозь тайгу. Вальщики прошли где-то 5-6 опор. Мы с бульдозерами не отстаем, подпираем раскряжевщиков. Просека уже проходит по мари через березняки и кедры. В ближайшие дни должны выйти на границу Красноармейского района. Осталось пройти 20 опор, а силы уже измотаны. Скоро должны отойти на исходные позиции на отдых. Люди выкладывают максимум усилий и стараний, чтобы выполнить свою задачу.

27 ноября. Сегодня вальщики вышли на 309 опору, а мы вторым эшелоном прошли до 298 опоры. Вчера вышел из строя бульдозер С-100 и сегодня не работал. К обеду вышел второй из строя. Работал только один.

Идем через кедрачи, подойдя к границе Красноармейского района. К вечеру вышла со строя бензопила «Урал». Вообщем, час от часу не легче. Подходят работы к концу, время подошло к закрытию нарядов и составлению общего табеля. Были разногласия и дискуссии на эту тему. Справедливость? Честность? Совесть? Это опять информация к размышлению. Расшифровываю эти понятия на примерах и фактах. О своей бывшей 1-й бригаде ничего плохого не скажу. Если и было два случая невыхода на работу, то они были осуждены бригадой и люди понесут материальное наказание.

Что же можно сказать о 2-й бригаде? Правильно будет, если я скажу так: анархия-мать порядка. Дисциплина трудовая у них здорово хромает. Каждый может себя назначить куда пожелает. Может работу бросить и пойти по тайге бродить, может барсуков копать или проставить все дни выходов в табель. Что уже здесь говорить о партийном слове, когда среди нас бродят гиены.

И вот — сводная бригада. Особая черта моего характера-прежде всего спросить с себя, а потом требовать этого от окружающих меня людей. К такой категории людей относится и наш комбриг Ильинский Ф.М., но почему же он отнесся к этой халтуре с их табелем беспринципно?

Лично я его понимаю. И все-таки, как мне ненавистны за проработанных 10 лет, эти грибы-паразиты, живущие за счет здорового организма. После такого в душе возникает какая-то пустота. Это единственная моя претензия к комбригу Ильинскому. Ему нужно было решить по принципу: от каждого — по способности, каждому — по труду.

28 ноября. Сегодня пересекли границу нашего района и вышли на ключ Линцура. Отсюда вальщики слышали шум проходящих по трассе машин. Последние опоры просеки — сплошной березняк. Они нам — то и затормозили продвижение вперед на два дня. Хорошо поработали в эти дни вальщики Воронцов А.А., Недошивин В.Н., Блинов В., бульдозеристы Иванушко В.Г, Ганзей В.Д. и Петер В., обрубщики Телятников В., Поправко В.И., Бочкарев В. и другие.

Большой вклад в общее дело вносят вальщики Левкин В.В. (Павка Корчагин), Черноусов В.В. и многие другие в составе 31 человека. Завтра решено последним штурмом в составе вальщиков, трех бульдозеров и обрубщиков сучьев взять 313 опору и закончить эту миссию первопроходцев.

29 ноября. Труден был путь к победе, цели, но мы пришли к ней, выполнив поставленную перед нами задачу. И пока работали, а работали напряженно, это считалось закономерным. И вот вышли к 313 опоре в пять часов вечера. Сразу навалилась какая-то смертельная усталость, равнодушие ко всему происходящему, все потеряло смысл. И это всегда так, когда к чему-то стремишься, поставив перед собой определенную задачу, и, выполнив ее, считаешь это пройденным этапом.

Цель в жизни должна быть, иначе без этого не стоит жить. На последней опоре бульдозерам что-то не повезло. Один серьезно сломался, у другого выбило стекла сучьями. Вечером от таежного жилья переехали к вагончикам в с.Междуречье, основной базе. Устроили вечер отдыха. Хочется сказать несколько теплых слов о нашей поварихе и комповаре из нашей бригады, сделавших все зависящее от них. Большое вам бригадное спасибо, товарищи.

30 ноября. Часть людей проводили в сторону Измайлихи. Стало как-то пусто и тоскливо без них. Отправили, пожелали счастливого пути. Жаль было расставаться с ними, может быть, по работе больше и не встретимся. Сработались, подружились, перенеся все тяготы и лишения на своих плечах. Эх, ребята. Хорошие вы хлопцы. Я посвящаю вам эти строки:

Мы по просеке вновь возвращались,

Созерцая глазами свой труд.

Вот уже к семьям мы вас проводили.

Будет грустно, ребята, без вас.

1 декабря. Сегодня связались с райкомом и попросили прислать сюда транспорт, чтобы выехать в райцентр. К 3 часам пришел автобус и вывез оставшуюся часть людей на большую землю.

2-3 декабря. Для ребят работы окончились еще 30 ноября, а я продолжаю работать с пером в руках, перенося записи из дневника на ученических тетрадках в общую тетрадь, работая далеко за полночь.

Записывая день за днем, я понял, что должен пройти и третий этап работ на просеке до последней опоры, где должна располагаться подстанция. Чтобы до конца, до последнего дня работ на просеке закончить дневник, если, конечно, не подведет здоровье. И сохранить свой дневник для памяти об этой стройке и людях, работавших со мной.

15 декабря. Наша сводная комплексная бригада стратегического назначения из-за предательства вышестоящих штабов перенесла на своих плечах неимоверные трудности и лишения двух этапов работ на просеке, но, несмотря на это, проявила массовый героизм и стойкость, с честью выполнила поставленную перед ней задачу и была отвезена на отдых. Вечное презрение негодяям и трусам! Вечная слава тем, кто в строю!

Ильинцы! Ильинцы! Ильинцы! Вы помните имя свое?

Сегодня должен быть общий сбор бригады у здания райкома. Собрались только почти все из 1-й бывшей бригады. Пригласил нас товарищ Никуленко В.И. для беседы в свой кабинет. Здесь же был замначальника МК-67 товарищ Бабий. Он, в частности, сказал, что транспорт на участке неисправный, вагончики нужно ремонтировать и прочие недостатки. Все эти данные оговаривались им сразу не искренне, он как бы балансировал между нами и товарищем из райкома. Это была единственная возможность поговорить с ним в такой обстановке за период с 23 октября по 30 ноября 1978 года.

Раньше мы с ним встречались всего два раза на просеке, он был неуловим и как будто избегал нас. А здесь, в кабинете, попал под наш обвинительный перекрестный огонь изобличающих его правдивых фактов. Сославшись на занятость, он вышел из кабинета, выражая свои мысли вслух. Но стены, как говорят, имеют свои уши.

Товарищ Бабий сказал о том, что мы ему там, на участке, не нужны, что он рассчитывается с МК-67 и отрабатывает 12 дней. Вобщем, езжайте, и как там будет — мало интересует. Лишь бы не толкались возле райкома.

Непосвященному в этом деле человеку показалось бы, что мы саботируем, отказываясь ехать на ЛЭП. Затем уже на улице к нам подошел В.И.Жеребецкий, чтобы справиться о нашей поездке. Мы указали причину отказа сегодняшней поездки, так как транспорт в МК-67 неисправный, исправных бензопил у нас в наличии не имеется, что зарплату за полтора месяца до сих пор не получили. И поедем на просеку тогда, когда соберутся все люди бригады. Нас, конечно, обвинили во всем, особенно комбрига Ильинского, как будто он настроил бригаду против поездки.

Какое все-таки тяжкое, несправедливое обвинение предъявлено бригадиру.

А ведь тогда, на втором этапе пути, 22 ноября 1978 года, когда люди бригады потеряли веру в улучшение обстановки и собирались бросить все и уехать домой, только благодаря комбригу Ильинскому удалось остановить людей от этой крайности. Пока В.И.Жеребецкий беседовал с нами на улице, подошел товарищ Каменный. Он не стал вникать в суть дела, а сразу: «Митингуем», — говорит, и все прочее, за оскорбление бригады я ответил ему по существу.

В семье и школе требовали говорить только правду. Секретарю райкома это не понравилось, не то время. Он объяснил свой гнев тем, что получает в месяц 300 рублей, а мы заработали «в хороших» условиях 600 рублей и начинаем саботировать, митинговать. Почему, почему правда колет глаза и коробит человека в наше время? Было время, когда за правду боролись, проливали кровь. Да что там, была правда, да вся вышла.

Участвуя на ударной стройке района, я решил вести дневник. Я вел его день за днем, рассказывая о ходе работ на ЛЭП со всей действительностью неискаженных событий. И решил отнести его в редакцию, чтобы рассказать людям района о своей замечательной бригаде и ее трудовых буднях. Сказано-сделано. Но… увы. В редакции объяснили, что не все пропустят. Нельзя, мол, все опубликовать. Духовное обогащение мне дали в жизни Ленин, Дзержинский, Н.Островский и тесная связь с родной природой. О, как сейчас боятся святой правды, диву даешься. Иной раз приходится помолчать, хотя и прав. А то могут объявить врагом народа и упрятать, тогда не узнает и Найцуха-мать о пропавшем своем сыне-рыбаке.

18 декабря. Вновь собрались, всего — три человека. Сказали в райкоме: «Езжайте на базу МК-67 в Дальнереченск, остальные подъедут». Но никто больше не приехал, по-видимому, у многих отпало желание быть энтузиастом после первых двух этапов работ на ЛЭП.

Что-то трудностью стало собрать людей после «чрезмерной заботливости» на эту нужную району стройку. «Какие несознательные элементы» эти люди из бригады Ильинского.

19 декабря. К обеду подъехали из Измайлихи еще пять человек, стало нас уже 10, так сказать, кадровых первопроходцев. Бульдозеров нет, мотопил тоже. И бригада недоукомплектована полностью. Как всегда и всюду — езжайте, все будет. А когда было? Может быть, дед Мороз позаботится о порядке и потерянном времени? Все опять повторится сначала. Никакой оперативности в штабах.

20 декабря. К работе еще не приступили. Все еще «митингуем», как говорил однажды товарищ Каменный. Претензий в отношении МК-67 насчет питания, столовой, жилья и культурно-просветительных мероприятий нет, за исключением наряд-задания по рубке просеки. Он просто невыполним. Нужны бульдозеры и вальщики. Вальщик только один, Ф.М.Ильинский. Остальные — обрубщики сучьев, не будут же они стоять в качестве наблюдателей?

Основная ударная сила-это вальщики и бульдозера. Да! «Позаботились» товарищи из райкома о третьем этапе работ на просеке, ничего не скажешь. А пора бы учесть свои ошибки и не выходить из воды сухими. На ошибках учатся, и в будущем они не должны повторяться.

Помнится, раньше в райцентре на каждом углу рекламы кричали: «Быть рабочим-великая честь». Все это верно, об этом повторяют и сейчас. Большинство из нас на ЛЭП поехали добровольцами, пройдя первые два этапа работ на просеке. А третий заход показал, что мы просто рабочий скот, погоняемый кнутовищем злобного пастуха, не отвечающего за свои поступки. Такова современная жизнь. Покой собственный-прежде всего.

21 декабря. Сегодня выехали на просеку. Осмотрелись что к чему и приступили к работе. Глаза боятся, а руки делают. До обеда на валке был у нас только бригадир Ильинский. Темп, конечно, минимальный, но ничего, на первый день сойдет. После обеда на просеку приехал В.И.Жеребецкий. тепло и задушевно поговорил с нами, как-то и на душе стало светлее, и настроение поднялось.

Сказали ему, чтобы бульдозеры направили сюда и вальщиков с бензопилами подбросили. В.И.Жеребецкий уехал, и мы приступили к работе. Спустя некоторое время произошло несчастье с бригадиром Ильинским. Валил он березы, и одна из них, крутанув на месте, ударившись о валежину, стремительно пошла назад и настигла его, ударив комлем в лицо. Придя в себя, мы вновь приступили к работе, включив на валке вторую бензопилу, и прошли за день две опоры.

22 декабря. Сегодня остались без комбрига Ильинского. После вчерашнего ЧП его положили в больницу, и мы сами продолжали рубить просеку. Прибывшие бульдозеры в работу еще не подключились, находятся на ремонте. Должны были приехать два вальщика из района, но никого до сегодняшнего дня нет, так что ни о каком темпе и речи быть не может. Прошли только две опоры за день. К вечеру вышел из строя «Урал», а нужных запчастей нет. Так что работа предоставлена, жилье хорошее, питание тоже, а вот энтузиазм прежний отсутствует.

23 декабря. Прошли только опору за день. Что-то все время подводят бензопилы. На протяжении всего дня то одну, то другую разбирали и собирали. Вроде бы настроили, должны работать. Часть людей помогала бульдозеристам, остальные были вместе с вальщиками на просеке. Вечером приехал вальщик с Востока-2, будет немного легче.

24 декабря. Сегодня закончили один из участков поставленной перед нами задачи, вышли к 86 опоре.

На валке у нас — Володя Блинов, Володя Черноусов, В.В.Левкин (Павка Корчагин). Ребята молодые, энергичные. Хорошо трудятся обрубщики Владимир Телятников и Владимир Данилович Островский, а также Виктор Форостовский. Включился в работу приехавший с Востока-2 вальщик Н.М.Лаптев. К обеду пришел на просеку бульдозер, а завтра подойдет еще один. Вот только комбрига Ильинского нам недостает, он долго будет находиться в больнице.

25 декабря. Пришел второй бульдозер Вячеслава Петера, и они вдвоем с Виктором Ганзеем основательно поработали, завершив совместно с нами часть задачи, поставленной перед нами. Наш третий этап работ на просеке заканчивается 28 декабря. Так что осталось всего два дня и, по-видимому, мы прихватим еще и январь 1979 года, но мы еще поспорим с тайгой.

26 декабря. В эти дни работал помвальщика и обрубщиком. Сегодня вальщик, работающий со мной в паре, был моим наставником. Он мне теоретически и практически объяснял и показывал, как валить лес с корня, как раскряжевывать его правильно. Немного валил я и сам, правда, без привычки семь потов с меня стекло. В бригаде в настоящее время только один вальщик с допуском, остальные работают на свой страх и риск, но несмотря на это, мы прошли за день несколько опор. Большую помощь оказывают бульдозеры, окучивая поваленные деревья и кустарник. Движемся уже в восточном направлении на Междуречье.

27 декабря. Сегодня закончили участок просеки, запланированный до Нового года. На этом я, пожалуй, и закончу свой документальный дневник.

На третьем этапе работал почти весь личный состав бывшей 1-й бригады: Ф.М.Ильинский, В.В.Левкин, Владимир Блинов, Владимир Черноусов, Владимир Телятников, А.Стаценко, Василий Поправко, Виктор Ганзей, В.Д.Островский, Владимир Бочкарев, Виктор Форостовский, Вячеслав Петер, Н.М.Лаптев.

Сегодня вечером часть людей уехала в Измайлиху, за ними пришла машина. Проводили, пожелали счастливого пути. Да! Мы трудились. И трудились на всех трех этапах работ на ЛЭП неплохо. Но нам никогда не переступить через препятствия зла и проволочки во всех малых и больших начинаниях.

Этот год основательно потряс мою нервную систему, и только благодаря строящейся ЛЭП и участию в ней, забываешь на время о своей судьбе…

Только песня нам строить и жить помогает.

 

Мы по просеке вновь проходили,

Созерцая глазами свой труд,

Вот уже к семьям мы вас проводили,

Будет грустно, ребята, без вас.

 

Не забудем, как вместе трудились,

Пробиваясь сквозь марь и тайгу.

Вы — ильинцы, мы — тоже ильинцы.

Вы езжайте, мы вас подождем.

 

Вот и закончил я свои записи в уходящем в историю района 1978 году о ЛЭП, жизненноважной и необходимой нашему району.

Мы вернемся к тебе, ЛЭП.

 

9 января, 1979г. Собрались к 12 часом к зданию райкома ветераны ЛЭП и свежее поколение воздушно-десантного отряда пожарной охраны лесов в количестве пяти человек. Поставили перед нами задачу на последний, завершающий этап работ на ЛЭП. Оговорили возможные неурядицы, и … по машинам. Приехали на базу в Дальнереченск, правда, рабочие и служащие не все еще приехали. Переночевали здесь временно, а завтра перебазируемся на постоянное жительство в район  Рождественки, поближе к просеке.

10 января. Сегодня переехали в Рождественку. Съездили на просеку, ознакомили вновь прибывших товарищей с обстановкой на месте, затем приступили к благоустройству жилья. Правда, с натяжечкой, но устроились кое-как, а там дальше наладится все. Завтра с утра приступим к работе. В составе бригады 13 человек: А.А.Стаценко, В.И.Поправко, В.Д.Ганзей, В.И.Форостовский, В.С.Бочкарев, П.П.Уркин, В.Ф.Пашкин, В.Н.Петер, Н.П.Мищенко, В.К.Синягин, П.С.Верещагин, Г.Б.Беленов, А.А.Коновалов.

11 января. Бульдозер Т-130 был на ремонте, требовались сварочный агрегат и сварщик, кое-как утрясли этот вопрос. «Сотка» ремонтировалась до обеда, а после обеда пришла на просеку и приступила к работе.

Погода весь день была скверной, дул сильный пронизывающий ветер. Работать было трудно, все время прихватывало кончики пальцев рук. Мало цепей для бензопил «Урал», только — по одной на каждую пилу. Участвовал на валке леса самостоятельно, без навыков очень и очень трудно, да еще ветер разворачивает дерево на месте. Считаю, что все наладится, и мы начнем наращивать темп с каждым днем.

12 января. Сегодня всей мощью обрушились на ЛЭП. Активизировали свои действия бульдозеристы Вячеслав Петер и Виктор Ганзей. Вот только лес мелкий, для бензопил — малый, для топоров — крупный.

Новое пополнение понемногу осваивается с работами на просеке, внося свой вклад в общее дело. Бригада наша полностью молодежная. Бригадиром избрали Виктора Форостовского, он немного старше меня и справится со своими обязанностями. Рекомендовали меня, но я отказался. Так что остался по-прежнему комиссаром бригады. Не самозванец, конечно, просто так получилось, что за 10 лет на производстве люди с уважением относились ко мне. Еще в пчелосовхозе называли комиссаром, когда в 1968 году после школы пришел в эту организацию.

Вести дневник с первого дня работ на ЛЭП — это мой долг перед моими товарищами, которые своим трудом внесут большой вклад в будущее нашего района.

 

Я все смогу, я клятвы не нарушу,

Своим дыханьем землю обогрею…

Ты только прикажи-и я не струшу,

Товарищ Время!

 

13 января. Прошли за день две опоры. Один бульдозер имел значительные поломки, думаем, что завтра будет работать. Ребята начали унывать, говорят, никакой перспективы не видим, работаем, и никто нас из райцентра не посещает.

Верно говорят, — когда кто-нибудь из райкома приезжает, светлее на душе становится, и настроение приподнятое всегда. Здесь, в Рождественке, культурно-массовых мероприятий -никаких. Можно иной раз в кино сходить вечером, да клуб не работает-на ремонте. Выпросили в столовой на вечер динамик, так что слушаем вечерами радио, а на день — отдаем обратно. А в общем, тоскливо, как в монастыре.

14 января. Прошли за день три опоры. Добросовестно трудятся бульдозеристы В.Петер и В.Ганзей, а также вальщики.

Впервые приходил на просеку бензовоз с дизтопливом, а вот с маслом — целая проблема. Цедят по капле, а для двух тракторов его нужно много. Не хватает цепей для бензопил «Урал». Всякая проволочка и недобросовестность руководителей МК-67 давит на психику людям и гасит энтузиазм.

15 января. Прошли за день две опоры. Нет и дня, чтобы в каком-нибудь бульдозере не было серьезной поломки. Трактора основательно поизносились на просеке. Не хватает горючесмазочных материалов. Приходится цыганить в совхозе и везде, где только можно. Когда это все закончится? На сегодняшний день всерьез стал вопрос о питании. Командировочных и аванс не выдали. Виктор Григорьевич Кустов (прораб), как мог, помогал нам в этом вопросе. Питались в столовой сегодня за счет честного слова, тот же сеанс будет завтра. Поверили на слово.

Связались утром с райкомом, В.И.Жеребецкого не было на месте. У нас одно желание сейчас, чтобы райком постоянно навещал нас, оказывал действенную помощь на последнем этапе работ на просеке.

16 января. Бульдозер Вячеслава Петера сегодня на ремонте, серьезная поломка. Произошла замена бульдозеров. Виктора Ганзея отозвали в связи с производственной необходимостью, взамен привезли другой, с бульдозеристом Виктором Романовичем Черевко. Прямо с марша включился этот товарищ в работу. Она ему, конечно, незнакомая, но пройдет день, два, и он освоится. Продвинулись вперед только на одну опору, вальщики, конечно, сделали больше, чем мы во втором эшелоне.

Среди вальщиков добросовестно трудились в эти дни Валентин Пашкин, Анатолий Коновалов, Владимир Полещук, Владимир Бочкарев и другие.

Навестил нас на просеке В.И.Никуленко. Привез несколько цепей для бензопил, поговорил с людьми, обещал решить ряд актуальных проблем.

17 января. Слушали вчера вечером по радио выступление В.И.Жеребецкого о нашем ЛЭП, в котором он дал высокую оценку нашему нелегкому труду на просеке. Сегодня вышли на перевал, пройдя две опоры. К обеду отремонтировался бульдозер Т-130, завел с толкача «сотку» (неисправно магнето), и вдвоем пошли крушить тайгу. Мы любим оперативность, но нас постоянно преследуют на каждом шагу трудности, во всем. Вячеслав Петер, как кавалерист, гарцевал на своем бульдозере, чтобы взять перевал, но его попытки были безуспешны. Девять раз восходил к вершине и столько же скатывался вниз, как на  лыжах. Совсем износились гусеницы за три месяца работы на ЛЭП. Если бы заменить их, то производительность бульдозера увеличилась в два, три раза.

18 января. Вальщики прошли за день 4 опоры, добросовестно трудились Валентин Пашкин, Анатолий Коновалов, а на раскряжевке — Вячеслав Синягин. Второй эшелон продвинулся на две опоры. Работали дружно, в приподнятом настроении. Пришел автомобиль «Урал», привез горючесмазочные материалы. Это радует. Еще привезли аванс, и мы со столовой расплатились за питание. Если не подведет техника и забота нашего райкома, темп по рубке просеки будет наращиваться день за днем.

Где заботятся о людях, там поднимается бодрость духа и увеличивается производительность труда.

19 января. Прошли четыре опоры, настроение отличное. Радует сегодняшний темп и оперативность бригады. Крепко поработали бульдозеристы В.Петер и Виктор Черевко, правда, его «сотка» получила серьезные повреждения и после обеда стала на ремонт. Выявился лодырь, который прячется за спину своих товарищей. Это Геннадий Белеков -коренастый, здоровый парень. Глянул на его неподвижную стойку и горестно улыбнулся, точь-в-точь, как святой Будда. У меня к таким — пожизненная ненависть всегда приходит.

20 января. Вальщики прошли две опоры сплошной повалки леса, а мы — только одну. Началась зона трудного и опасного участка просеки с большими завалами. Чертовски устали, и, несмотря на мороз, одежду хоть выжимай. Бульдозер С-100 только к вечеру отремонтировался и приступил к работе.

21 января. Прошли полторы опоры валки леса и одну вырубили топорами, в основном мелкие деревья, кустарник. На час раньше окончили работу, так как люди устали без выходных дней. Сами достали запчасти для бензопил, отремонтировали их и завтра введем в прорыв еще две, до этого бездействующих. Всего в бригаде 6 бензопил, но работало только четыре «Урала».

22 января. Работали дружно все. Бульдозеристы преследовали по пятам вальщиков, а мы почти не отставали от бульдозеров.

Потеряли стартер с моего «Урала», пахали весь снег в указанном квадрате, но не нашли. Хорошо трудились на обрубке сучьев Николай Мищенко и Василий Поправко. Сегодня пролил кровь, так сказать, за светлое будущее своего района. В декабре — комбриг Ф.М.Ильинский, в январе та же участь настигла меня.

Только успел предупредить товарища об опасности, как комель упавшей лесины поставил роспись на моем лице. Какое было самочувствие в эти дни, комментарии излишни. Ревели «Дружбы» и «Уралы», бригада двигалась вперед. Надо было работать. Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в тайге.

Проходим очередную, трудную зону просеки с большими завалами. Должны справиться с поставленной задачей к сроку, если не подведет техника. Посетил нас В.И.Жеребецкий. За, что райком нас не забывает, проявляет заботу, мы благодарны ему. Пусть даже ни с чем кто-нибудь заедет на просеку, мы рады этому.

И все-таки горечь заброшенности по отношению к нам на втором этапе работы на ЛЭП оставит зазубрину в нашей памяти.

23 января. Наступали на тайгу в темпе, не часто приходилось мне видеть лица моих товарищей такими, как сегодня. Возбужденные, радостные. Еще бы не радоваться, позади остался очередной перевал с его чащобами и большими завалами, так удручающе воздействующий на настроение людей.

Спустились с перевала и вырвались на оперативный простор, впереди — вальщики, следом за ними — бульдозеры и мы, чуть приотстав. Люди и техника весь день работали. Как монолит, с полной отдачей сил. Вечером провели разбор сделанного за день объема работ и пришли к выводу, что сроки выполнения поставленной задачи можно сократить.

Я снова поднимаюсь по тревоге,

И снова бой, такой, что пулям тесно-

Ты только не взорвись на полдороге,

Товарищ Сердце!

24 января. Вчерашний успех сегодня не закрепили, немного подвели бульдозеры. Вышли они только после обеда, так как не могли их завести. Вальщики прошли опору, и мы две — во втором эшелоне. Осталось пройти нам 10 опор всего.

25 января. Вальщики прошли до 133 опоры, а мы — до 131. Конечная цель четвертого этапа работ на просеке — 138 опора. Наше продвижение вперед задержалось из-за серьезной поломки бульдозера. Имели весьма «приятное» сообщение о том, что зарплату за декабрь не получим, так как остались должными. Правда, объем работ в декабре выполнен малый, и времени затрачено меньше, но возмущает тот факт, что наряды никем из нас не были подписаны. Как же в таком случае начисляли зарплату там, в Партизанске?

Это всякий раз тормозящая волокита с авансами, зарплатой, командировочными и справками о среднем месячном заработке за каждый проработанный месяц в МК-67 деморализует бригаду. Где-то в Партизанске кто-то из «деятелей» все время подергивает поводок, мешая нашему продвижению вперед с самого 23 октября 1978 года. Зачем все это? Понесет какую-нибудь ответственность кто из них или нет за свои махинации? За ноябрь 1978 года мы выполнили план на 233%, и этим самым обеспечим им хорошую премию, почти каждому, а у нас каждодневная нервотрепка, сбивающая с ритма.

Окончил полное среднее образование, «Найцухинский университет», как в шутку острословят рыбаки, и заканчиваю высшую жизненную школу ЛЭП, здесь, на просеке, тогда, пожалуй, окончательно разберусь во всем происходящем.

Мы, беспартийные большевики, начинали рубить просеку под ЛЭП с энтузиазмом и должны закончить начатое дело с чувством исполненного долга до конца.

26 января. Продолжая развивать наступление на просеке, мы за день во втором эшелоне прошли четыре опоры по 250-350 метров и вальщики две. Хочется по-особому отметить среди обрубщиков сучьев таких товарищей, как Н.П.Мищенко, П.С.Верещагин. Вышел в передовые Геннадий Беленов. Как я писал выше, он халтурил раньше, но за эти дни показал себя с наилучшей стороны. Вечером бригада вынесла самому молодому из нас Владимиру Бочкареву строгий выговор и предупреждение за недобросовестность по отношению к своим товарищам. Ссылаясь на неисправность бензопилы, он не соизволил помочь товарищам в валке леса или перейти ко мне во второй эшелон. Халтура в штабах и бригаде — это слишком много для сплоченного коллектива. Такова логика жизни. Дисциплина должна быть жесткой.

27 января. Вальщики за день прошли две опоры, и мы две — во втором эшелоне. Всякий раз, когда работы на ЛЭП подходят к концу, на предпоследних опорах выходит из строя бульдозер. Вот и на этом этапе случилось то же самое с бульдозером Виктора Черевко. Требуется значительный ремонт, чтобы привести его в готовность №1 к пятому этапу работ на ЛЭП. Впереди — перевал, а за ним — 138 опора, которую завтра должны «взять» последним штурмом. Много хороших, теплых слов хочется сказать о нашем водителе Павле Уркине, который добросовестно обеспечивает оперативность бригады, ее связь с участком МК-67 и, если свободен, берет топор, помогая нам во втором эшелоне на обрубке сучьев и кустарника.

Подвели бригаду сегодня Вячеслав Синягин и Анатолий Коновалов, а это им непростительно, так как они зарекомендовали себя с лучшей стороны. Не встречал я на предприятиях райцентра такого здорового коллектива, как наш, чтобы так воздействовать на провинившихся. Дали слово завтра исправить положение и работать за двоих.

28 января. «Взяли» 138 опору сегодня с горем пополам. Ветер, крепкий мороз-за весь январь не было такого, да еще несогласованность бригады. Устали, промерзли, но все же к вечеру закончили поставленную перед нами задачу раньше срока на два дня. Личным примером только и воодушевляешь второй эшелон, как политрук, как ветеран ЛЭПа. Однажды ребята сказали: «Толян, твой отец был когда-нибудь охранником?»

Я ответил им, что нет, что всю свою жизнь он проработал честно, не прячась за спину товарищей ни в сельпо, ни в сельском хозяйстве.

Как я писал выше, всевозможные неурядицы, постоянный обман и ущемление по аккордному наряду на целых два километра целый день нервировало бригаду и сбивало с трудового ритма.

Вчера бригадир привез наряд, его просмотрели все и сразу же обнаружили обман. Расстояние между опорами в наряде и сверенное нами по карте, что висит на участке МК-67, не сходится на 2 километра. Все это исходит из г.Партизанска, где находится контора МК-67. Поехать туда, только время терять, чтобы разобраться на месте. Легче обратиться за помощью в центральные газеты. Вижу линию, голубую даль. Суждено ль увидеть мне эту магистраль.

 

В большом дыму и полночи, и полдни,

А я хочу от дыма их избавить…

Ты только все, пожалуйста, запомни,

Товарищ Память!

 

 

 

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.