100 лет органам ЗАГС России

100 лет органам ЗАГС России

У органов записи актов гражданского состояния  в России солидный возраст 100 лет со дня образования.

 18 декабря 1917 года В.И.Лениным были подписаны декреты ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния». Именно тогда при районных управах были созданы отделы ЗАГС. В соответствии с декретом об отделении церкви от государства и школы — от церкви метрические (церковные) книги были переданы в местные отделы ЗАГС. В 1918 году был принят первый Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, определивший основные функции органов ЗАГС и порядок их деятельности.

ЗАГС, 1997г.

Архивный фонд записей актов гражданского состояния Красноармейского района образован с 1910 года  Новопокровской, Картунской, Гоголевской, Саровской церковными метрическими книгами. Лишь торжественное венчание и запись в церковной метрической книге определяли законность брака, как и действительность фактов рождения и смерти.

Метрические книги являются большой ценностью для историков, демографов, генеалогов и других исследователей.

Чествование рождения двойни, 2015г.

В Приморском крае (Приморской губернии) метрические записи о рождении, смерти, заключении религиозных браков признавались и регистрировались церковью по 1922 год включительно. Органы ЗАГС в нашем крае создавались в 1923-м году, после окончания гражданской войны и иностранной интервенции.

В сельской местности функции регистрации актов гражданского состояния были возложены на исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов народных депутатов.

Что же представляет собою работа органов ЗАГС сегодня? Что такое акты гражданского состояния? Человеческие судьбы, запечатленные в документе. Рождение и смерть, заключение брака и его расторжение, установление отцовства и усыновление, перемена имени…

Какие бы важные события ни происходили в жизни человека, их свидетели – актовые записи. Работники отдела ЗАГС незримо «ведут» человека, записывая, как главу книги, каждый этап прожитой жизни.

Записи актов гражданского состояния – это документы вечного хранения, благодаря которым каждый человек может узнать свои корни, свою родословную, осуществить конституционное право  в определении своей национальной принадлежности.

Отдел ЗАГС стоит на защите законных прав граждан. Здесь можно получить юридическую консультацию по семейному законодательству, регистрации международных браков. Работники отдела ЗАГС квалифицированно и грамотно отвечают на запросы граждан и организаций, судов, прокуратуры, органов соцзащиты, сотрудничают с министерствами юстиции, выдают свидетельства и справки. Свидетельства, выданные отделом ЗАГС, — это первоисточники всех последующих документов человека. Работники отдела ЗАГС продолжают выполнять важные задачи по охране и защите законных прав граждан, а также государственных интересов. Главной задачей специалисты отдела ЗАГС считают укрепление семьи, возрождение семейных традиций и семейных ценностей, «наведение мостов» между поколениями.

Пусть говорят – бумага равнодушна.

Да, если это белоснежный лист!

А если это запись – посмотрите,

Ведь он живой, в нем – человеческая жизнь!

В тех записях отражены и боль, и радость,

Заполнены они умелою рукой.

Мы 100 лет храним  историю России,

Великой Родины, любимой и родной!

Анна КОРОТКОВА,

начальник отдела ЗАГС

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ  СПРАВКА.  По сохранившимся данным районного архива, с 1960 по 1965 годы отдел ЗАГС нашего района возглавляла Лидия Петровна Колесникова, на ее смену пришла Римма Никитична Шанина и проработала в отделе до 1974 года. После четыре года регистрировала акты гражданского состояния Мария Антоновна Заика.

Шесть лет проработала в органах ЗАГС Мария Степановна Кривелева. До 1987 года должность заведующих занимали Нина Тимофеевна Изотова, Надежда Гришанкина. С 1987 по 2001 год  руководила отделом Любовь Дмитриевна Кипчук, при ней совершенствовалась система ЗАГС. Внедрялись в быт новые гражданские обряды: ритуалы имянаречения, празднования всевозможных семейных юбилеев, вручение первого паспорта. К ним подключались отделы культуры, комитет комсомола, руководители предприятий, депутаты. Созданы автоматизированная система хранения информации, электронный архив, в котором собраны актовые записи за десятки лет. С 2001г. по настоящее время  должность начальника отдела занимает  Анна Николаевна Короткова, рядом с которой долгое время проработала главный специалист Светлана Геннадьевна Цысь.

 

 

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.