Дальний Кут: мифы и реальность

Дальний Кут: мифы и реальность

Проект «С-А» «Синие горы зовут»

Маршруты «Удэгейской легенды»

В разгар рыболовного сезона  в национальный парк приезжают сотни туристов со всего Дальнего Востока. И первое, что видят горожане после многих километров разнообразных дорог – от зеркального асфальта, до качелей бездорожья – резко появляющийся  бревенчатый дом, похожий на бывший терем какой-нибудь сказочной царевны. Однако, подъехав к нему, понимаешь, что это никакое не жилище, а опора диковинного моста, который тянется через реку, практически упираясь в скалу.

Скала Старуха

Водопад

Фото Владимира Гневашева

Ожерелье моста

В Приморье много подвесных мостов, например, через реку Уссури. Смельчаки по нему умудряются проезжать даже на автомобилях. Есть и у нас в районе еще одна тонкая подвесная веточка, соединяющая Новокрещенку и Новопокровку. Но именно подвесной мост через Большую Уссурку в районе Дальнего Кута стал символом Красноармейского района и своеобразными воротами в национальный парк.

Хоть территория парка и начинается дальше, среди туристов он является своеобразной точкой отчета. Позади моста – город и суета, после – царство тайги и рек. Ранним утром наш мост уведет  путешественников в туманы, чистые, пахнущие рекой и чуть-чуть кедровыми орехами, наполненные загадками и неторопливой лесной мудростью. А когда утреннее волшебство рассеется, то взору явится подвесное рукотворное творение.

248 шагов по гигантскому подвесному ожерелью. Вокруг только шум ветра, шепот и разговоры воды. И раз! Ты будто попадаешь в другое измерение. Время начинает течь медленнее, а все сомнения и думы, будто остаются на другом берегу реки.

Попасть в парк можно и на лодках,  и если направляться вверх по течению, взору откроется еще более захватывающий вид: мост с воды кажется совсем другим, он гордо охраняет покой реки и знает почти все ее тайны.

Одну загадку ему никогда не удастся постичь. Река, будто шутя, показывая свою силу и мощь во время наводнений, смывает и разрушает  мост, но каждый раз люди заботливо восстанавливают его, ведь это единственное постоянное средство связи с «большой землей».

В холодное время года есть так называемый «зимник», летом, если позволяет вода, — удивительный самодельный паром, который работает за счет течения реки и угла поворота парома к нему. Кстати, каких только паромных переправ не было в этом месте за последние несколько десятилетий: и большой дизельный, вмещавший несколько машин, и понтонный, а какое-то время даже гусеничный вездеход-амфибия.

Если стоять у опоры моста, глядя на противоположный берег, то обязательно привлекут внимание две скалы. Одна шире и ниже, уютнее, достаточно пологая, вторая – высокая и крутая. Это скальные обнажения Бохо. В народе их называют Старик и Старуха.

Удэгейская легенда гласит, что в давние времена на берегу Имана скал не было, а было жилище семейной пары. Жили супруги в согласии и уважении, но детей не имели. Прошло много лет, прежде чем духи услышали просьбы и послали им сына. Ребенка в семье очень любили, он рос рыбаком и охотником, с малых лет помогал своим пожилым родителям.

Беда пришла, откуда не ждали. Мальчик утонул во время рыбалки. Старик и старуха так страдали, что окаменели от горя. На этом месте и появились одноименные скалы. Скалы  стали символом родительской любви, а место, где они расположены, культовым – здесь отправлялись обряды, здесь же оставляли хлеб или какие-либо другие дары духам. Какое-то время между скалами была кумирня, в которой просили о семейном благополучии.

Старик раньше выглядел иначе, несуществующий ныне выступ напоминал человеческую голову. Скала изменила свои очертания при строительстве лесовозной дороги. Ученый С. Березницкий записал интересный рассказ старожилов в Дальнем Куте: по преданию один человек решил свалить «голову» Старика с помощью ствола дерева, но сорвался вниз и разбился, таким образом, духи покарали его за вероломство в культовом месте.

С годами почитание скальных обнажений постепенно сошло на нет. Здесь не поклоняются духам, не просят о заветном, не загадывают желания. Сегодня это одна из достопримечательностей не только преддверия национального парка и Дальнекутского поселения, но и всего района. Весной скалы окутывает цветущий рододендрон, а с их вершин открывается восхитительный вид.

Рядом со Стариком расположился водопад Дубравушка, возле которого также любят фотографироваться туристы. Сам водопад никак нельзя сравнить ни с Ниагарским, ни с Викторией. Его протяженность всего около ста метров, но его «гордостью» является темная каменная чаша, куда и ниспадает прозрачная прохладная вода.

Наверху сопки расположена прекрасная дубовая роща, в честь которой водопад и получил свое название. Сбегая вниз с удивительно звонким журчанием, вода проходит под дорогой и сливается с Большой Уссуркой (Иманом). Раньше водопад был полноводнее, уровень воды держался примерно одинаковым на протяжении всего года, сейчас же обмелел, но стал более бурным.

До мая здесь всегда лежит лед, сопки и скалы надежно оберегают Дубравушку от знойных лучей небесного светила, и свет солнца попадает в распадок только на закате. Холодным зимним днем удивительно видеть красивые кружева застывшего потока наверху и слышать бодрое журчание воды под толщей снега, так как даже укрывшись белым пушистым одеялом, водопад не промерзает до конца.

Над ним неоднократно видели тигра, что-то привлекает хозяина тайги в этом месте,  может быть, даже отличный обзор поймы реки, а может быть, что-то другое, неведомое нам. Кстати, до недавнего времени в распадке Дубравушки было и много женьшеня, а это удивительное растение тоже окутано множеством легенд.

Когда-то молодежь Дальнего Кута очень любила ходить к Дубравушке и скалам, мальчишки и девчонки, поглядывая на подвесной мост (не едет ли кто?), исследовали окрестности своего села, шутили, рассуждали о тиграх и водопаде, пересказывали услышанную  легенду о родителях мальчика, превратившихся в скалы.

Дети давно выросли и сегодня о преданиях почти не говорят. Где-то стерлось, где-то потерялось, в памяти держится совсем иное. А тайга, наблюдая за туристами, любопытно разглядывающих скалы и мост, лишь тихо улыбается: «Попробуй догадайся».

          Ирина МЕРЗЛЯКОВА

При подготовке статьи использованы материалы книги

С. Березницкого «Этнические компоненты верований

и ритуалов коренных народов Амуро-Сахалинского региона»

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.