В этом учебном году впервые для учеников девятых классов к двум основным экзаменам добавили еще один обязательный – итоговое собеседование по русскому языку, успешная сдача которого дает ученику допуск к государственной итоговой аттестации.
13 февраля все девятиклассники России пробовали свои силы в устном экзамене.
Цель его — проверить навыки устной речи у ребят. Для этого были подготовлены четыре задания, несложные по своей сути, но требующие от экзаменуемых внимания, мышления и подготовки.
Например, в первом — участникам собеседования предлагалось прочитать вслух отрывок объемом в 200 слов. Кстати, все тексты на устном экзамене были о выдающихся людях России, современниках или исторических личностях. Особое внимание здесь следовало уделить интонации, дикции и выразительности, что учитывали экзаменаторы. Во втором задании нужно было пересказать текст, правильно включив цитату. В третьем – ребята должны были на выбор описать предложенную картинку (не более 10 предложений), составить рассказ на основе своего жизненного опыта или порассуждать на поставленный вопрос. Четвертым заданием была беседа с экзаменатором.
На все давалось не более 15 минут, в том числе по 1-2 минуты на подготовку ответов. Максимальное количество баллов за экзамен — 19. Девятиклассник получит «зачет», если наберет в сумме не менее 10 баллов, а «незачет» сможет исправить в дополнительные дни — 13 марта и 6 мая.
Сказать о девятиклассниках всей страны, конечно, нельзя, а в Приморском крае на устный экзамен было зарегистрировано 19 352 участника. В Красноармейском районе — 230.
Итоговое собеседование по русскому языку ученики сдавали в своих школах. И несмотря на то, что экзамен новый, к нему применялся традиционный порядок проведения ЕГЭ. Занятия в учебных учреждениях были отменены. К 8.30 девятиклассников ждал подготовленный для экзамена кабинет, с собой ребятам разрешалось брать только черную гелевую ручку.
В Новопокровскую среднюю школу №10 к назначенному времени пришло 57 учеников. И хотя устный экзамен ребята сдавали впервые, некоторым он пришелся по душе.
— Не могу сказать, — поделилась своими впечатлениями Полина Кожанова, — что экзамен очень сложный. Я бы сказала, что он интересный, и лично мне даже понравился, потому что приятными были мои собеседники-экзаменаторы, с которыми мы общались на тему третьего задания.
Я выбрала рассказ на основе жизненного опыта — о прогулке в лесу. Экзаменаторы
спрашивали почему люди очень любят отдыхать на природе и так далее. Главное было в процессе беседы — правильно говорить.
— А мне в первом задании попался текст, — добавляет Диана Хохлова, — про шахматистку Александру Костенюк, ее достижениях, затем нужно было вставить ее фразу в текст и пересказать.
В третьем задании я выбрала описание картины, где были изображены дети, катающиеся на «банане». Здесь нужно было построить рассказ из связных предложений. И затем учителя по этой теме спрашивали у меня, люблю ли я отдыхать с семьей на природе, какие предпочитаю игры на воде, и все в таком духе. Но для меня это задание показалось более легким, чем пересказ текста, где, например, забытое слово или словосочетание нужно было правильно заменить другими словами.
Я справилась со всеми заданиями и ответила на вопросы, но главное — как это теперь оценят.
Конечно, чтение и письмо преобладают в деятельности большинства людей, начиная со школьной скамьи. Но в формате письменной речи проще высказаться, изложить свои мысли, и немногие учащиеся готовы рассуждать, вступать в диалог, развивать навыки выразительного чтения. Поэтому устный экзамен, хоть это и стресс для учеников, очень важен.
— Итоговое собеседование по русскому языку, — говорит Ольга Собченко, учитель русского языка и литературы, — это новый вид испытания, и, я считаю, что он нужен, так как помогает создать впечатление о каждом ученике, увидеть, насколько он готов к импровизированному общению.
Ребята высказывались сами, как могли, у них не были заготовлены шаблоны. Все волновались, и экзаменационная комиссия учитывала эмоциональное состояние учеников, потому что у педагогов не было цели засыпать их непонятными вопросами. Наоборот, стремились помочь раскрыть возможности ребят с точки зрения навыков говорения.
Поскольку сейчас дети мало читают, большинство из них проводят свое время за мониторами компьютеров, и в связи с этим словарный запас их невелик. На экзамене же присутствует и монолог, и диалог, которые проходят в произвольной форме, где ученику нужно правильно развить свою мысль и при этом грамотно рассказать.
В конце прошлого года мы проводили апробацию этого экзамена, где практически все ученики справились. В этот раз ребята отнеслись к итоговому собеседованию уже более серьезно, подготовились намного лучше, поэтому результаты показали хорошие.
А конкретные итоги устного экзамена ребята смогут узнать через 8-10 дней.
Евгения РУДЕНКО