«Экзамен» на прочность

«Экзамен» на прочность

Не берусь утверждать за всю Россию, но для Приморья 2018-й поистине стал годом «Обрушившихся мостов».

22 июня в Надеждинском районе прямо под грузовиком провалилась переправа через реку Кипарисовка. 26 числа в Красноармейском районе обрушился мост через реку Маревка, соединяющий села Измайлиха и Метеоритный с районным центром — не выдержал натиска лесовозных машин и сложился пополам.

16 октября на объездной трассе Седанка-Патрокл из-за самосвала на проезжую часть обвалился пешеходный виадук, а через десять дней после этого в Михайловском районе на трассе Владивосток-Арсеньев возле села Осиновка рухнул мост вместе с ехавшим по нему большегрузом. Тяжелая фура, падая, раздавила легковой автомобиль, где находились молодая женщина и ее трехлетняя дочка. Для всего Приморья это стало настоящей трагедией.

Причиной чрезвычайных происшествий служат несколько факторов, но основные – это большой износ конструкций — как правило, все они построены еще в советские времена, и слабая несущая мощность сооружений, которая не рассчитана на современные многотонники.

Что касается Красноармейского района, то в наших бедах в не меньшей степени виновата и природная стихия.

Почти два года муниципалитет ликвидировал последствия наводнения 2016 года, в том числе восстанавливал мосты, а в сентябре после тайфуна «Джеби» снова пришла большая вода. Многое пришлось начинать сначала, но сегодня уже есть результаты.

Отремонтирован подвесной мост через Большую Уссурку, связывающий между собой два села: Новопокровка и Новокрещенка. В начале ноября завершены работы и по укреплению его опор. В Дальнем Куте восстановлен подвесной мост, снесенный наводнением нынешней осенью. На это потребовалось около  двух миллионов рублей.

Отремонтирован мост в Крутом Яре. Готовится в соответствии с прошедшим летом конкурсом проектно-сметная документация на строительство моста через реку Маревка. Процесс этот долгий, поэтому пока решено сделать временное сооружение для проезда к селам Измайлихинского куста.

Любому ремонту, вернее, принятию решения об этом, предшествует большая работа по обследованию объектов. Такие ревизии отдел жизнеобеспечения, сельского хозяйства и охраны окружающей среды АКМР проводит планово раз в год, весной или летом, когда сходит талая вода и на мостах хорошо заметны дефекты. Что, в принципе, и было сделано в июле этого года. Но после сентябрьской стихии специалистам отдела Павлу Дземину и Алене Бабкиной пришлось еще раз «идти» пройденным маршрутом. В одну из таких поездок отправилась с ними и я.

На балансе у муниципалитета три дорожных участка, на которых расположены 29 мостов, поэтому осмотр всех конструкций — это дело нескольких дней. Я участвовала в самой первой ревизии, которая была 7 ноября. В этот день проверка мостов проводилась на автомобильной дороге  «0 км-Метеоритное-Измайлиха-Лимонники-Глубинное», здесь их находится 11 штук. На первый взгляд может показаться, что это немного, но в осеннее время года такие мероприятия усложняются ограниченной продолжительностью дня. Поэтому, чтобы досконально осмотреть каждый мост и сделать это засветло, важно было не терять времени, и в 11 утра от здания районной администрации мы отправились в поездку.

Дорога предстояла длинная, а сама проверка для меня, как для человека, мало что понимающего в дорожном хозяйстве, была абсолютной загадкой. Поэтому, чтобы хоть немного представить себе картину предстоящей работы, я решила расспросить об этом своих спутников.

— Как проходит осмотр каждого моста? – начала я с главного.

— Мы его измеряем, — отвечает Алена, — затем соотносим размер с данными технического паспорта, дальше производим осмотр конструкции на предмет разрушений и, если они есть, фиксируем их в дефектовке.

— А есть вероятность, что после летней проверки какие-то мосты пришли в негодность?

— Конечно, — говорит Павел, — вполне возможно, что какой-то из них будет в неудовлетворительном состоянии. Чаще всего этому подвержены деревянные мосты, которые продавливаются под весом лесовозов. А минувшее наводнение может еще и усугубить эту ситуацию, поэтому нам и пришлось выезжать внепланово.

— Для нас прежде всего важно, — добавляет Алена, — выявить дефекты на мосту, то есть его разрушения или другие какие-нибудь негативные изменения. Выяснить, насколько они серьезны, чтобы понять, как быстро требуется принимать необходимые меры.

Проехав с.Богуславец и повернув на Востокскую трассу, мы едем по железобетонному мосту через Большую Уссурку. Находясь в машине, особо не ощущаешь каких-то грубых неполадок сооружения, и складывается впечатление, что с ним все в порядке, но Павел акцентирует мое внимание:

— Посмотрите, на этом мосту с обеих его сторон в разных местах отсутствуют бетонные плиты, что совсем небезопасно для пешеходов. Несмотря на то, что этот мост не числится на балансе Красноармейского района, в крае мы уже не раз поднимали вопрос о необходимости ремонта. Обещают, что сделают его в 2019 году.

Примерно через 40 минут после моста наша машина повернула в сторону с указателем «Глубинное».

— Засеките километраж, пожалуйста, – сказала в этот момент Алена нашему водителю, —примерно за 4,5 километра от дороги будет мост длиною в 14,40 километра через реку Холминка.

С этого момента, как я поняла, началась прямая работа специалистов. Как они объяснили мне потом, так легче сориентироваться с местоположением того или иного моста. А подсказать его с точностью до метра всегда поможет технический паспорт, в котором указаны не только расстояние, но и название водотока, и полная длина моста, и то, из чего он сделан. Кстати, кроме техпаспорта, у специалистов всегда в наличии с собой и еще один не менее важный документ — карта искусственных сооружений автомобильной дороги.

Через несколько минут мы приехали на первый обследуемый мост. Он был деревянный, и с перилами, мимо такого точно не проедешь, даже если не будешь засекать километры. Алена отправилась считать метры деревянного сооружения, а Павел — осмотреть его снизу с одной стороны. И хотя мне это показалось излишним – и так было видно, что мост в отличном состоянии, я отправилась за главным специалистом.

— Этот мост новый, — объяснил он, — его делали в 2016 году после тайфуна «Лайонрок». Все деревянные конструкции не подгнившие, целые, болты не ржавые. По центру стоят металлические трубы — опорные части, они находятся на одном уровне, нет никаких сдвижек. Состояние этого моста хорошее, даже после минувшего наводнения.

Через несколько минут, сфотографировав внешний вид сооружения на свой фотоаппарат, к нам спустилась Алена, и вместе с коллегой они отправились на другую сторону моста. Максимально залезть под него и досконально осмотреть не так-то просто — кругом вода, запросто можно оступиться и угодить в водоем. Выручают сапоги, которые всегда наготове у специалистов на такой случай.

Поднявшись на дорогу, Алена фиксирует все замечания по мосту в дефектовочной ведомости. Ну, и, не теряя времени, едем дальше.

Следующий мост через реку Спутни-А, буквально — в нескольких километрах от предыдущего. Он на два метра меньше по протяженности,  железобетонный. И, в целом, отвечает требованиям безопасной эксплуатации.

— Если смотреть по направлению от Глубинного в Рощино, — поясняет Павел, — то можно отметить, что среди трех рядов свай две крайние слева немного выпирают, поэтому мост чуть-чуть сместился. Абсолютных разрушений нет, сильные размывы и гнилые участки отсутствуют — опасности для движения автотранспорта нет, поэтому состояние моста удовлетворительное.

Пока Алена заносит данные в дефектовку, я узнаю, что мостовая ревизия по направлению в с.Глубинное закончилась. Отсюда нам предстоит ехать на объездную Измайлихинскую дорогу, где нужно осмотреть девять мостов. Последним в этом списке стоял разрушенный мост через реку Маревка. И несмотря на то, что специалисты отдела жизнеобеспечения знают непонаслышке, в каком состоянии он находится, не доехать до него никак нельзя. Сегодня лесозаготовители начали там восстановительные работы, поэтому важно увидеть все своими глазами.

А пока двигаемся к этой цели со всеми остановками. Первый в плане обследования — мост через ручей Безымянный. Он совсем не похож на предыдущие. Небольшая деревянная конструкция почти слилась  с дорожным полотном, по крайней мере, мне так показалось. Как потом выяснилось, не каждый мост хорошо заметен. Поэтому иногда я удивлялась нашим остановкам и в недоумении спрашивала то у Алены, то у Павла: «А здесь что, мост?», «И тут мост?»

Ответа, в принципе, не требовалось. Достаточно было подойти к краю дороги, и становилось понятно – здесь расположен мост. Тогда-то я и поняла, насколько важно было засекать километраж. Ну и, конечно, благодаря, опыту специалистов, ни один замаскированный мосток не был пропущен.

Как и этот. Его длина составляла девять метров. На поверхности его я не заметила каких-то дефектов, но, когда мы спустились к нему с дороги, увидели, что идет разрушение пролетных бревен. Одно и вовсе упало, что представляет препятствие для воды. С другой стороны моста – такая же картина. Да и подмостовое пространство очень маленькое. Понятно, что в период дождей мост не будет пропускать воду, и его размоет.

– Пока явной опасности, — говорит Павел, — этот мост не представляет, но в летний период его необходимо разбирать и ставить новый. А пока для него оценка «неуд».

Следующий обследуемый мост лежал через ручей Нижняя Лимонниха. Длиной 36 метров, полностью сделан из металла. Глядя на него, я даже подумать не могла, что с этой железной конструкцией может быть что-то не так. Единственное, на что я сразу обратила свое внимание,  это ограничительный знак «4 т».

Ревизоры, которые то спускались под мост, то поднимались на него, похоже, были серьезно озадачены.

— У этого моста, — объясняет Павел, — местами начинает рваться металл, он имеет существенные дефекты. Пока конструкция держит груз, но его нужно ограничить другими знаками, заменить на 5 тонн. Поэтому, в целом, его состояние можно считать неудовлетворительным.

В небольшой беседе выяснилось, что лесовозы, если нет большой воды, этот мост всегда объезжают по ручью. Его глубина позволяет сделать это. А зимой еще проще — можно проехать по льду. А вот летом, когда идут ливни, и воды здесь предостаточно, то водители едут по этому металлическому сооружению, рискуя машинами своими и жизнями.

Ограничительные знаки, даже если их и поменяют, вряд ли спасут ситуацию. Но будем надеяться на лучшее, а пока уже два «незачета» подряд в ревизии.

Дальше нас ждет еще один такой же по размеру мост, первый — через реку Маревка. По словам специалистов, его ремонтировали марте 2016-го. Разрушенные пролеты заменили, но остались старые сваи, которые пока держатся, то есть сильных разрушений нет. Поэтому, заключает Павел, на данный момент состояние сооружения удовлетворительное.

До конечного пункта маршрута нам оставалось осмотреть еще четыре моста, которые, несмотря на разный строительный  материал, размер и некоторые дефекты, были в нормальном состоянии.

Среди них особенно запомнились два мосточка через реку Измайлиха. Один из них — старой постройки, его особо никто не использует по прямому предназначению, а рядом — второй, новый. Но поразило меня не их доброе соседство, а то, что здесь очень много змеиных шкур. Длинных и коротких, те, что уже выцвели, — видимо, не один год лежат, и тех, у которых еще яркий окрас.

В общем, я, как человек, не очень любящий гадов, поспешила удалиться. А мои спутники, конечно, остались для дальнейшей работы. Как сказал Павел, нам еще повезло, что настали холода и самих змей уже нет, а вот летом это место просто кишит ими.

Поочередно на этом дорожном участке было обследовано восемь мостов, и потихоньку мы приближались к последнему. Кстати, когда произошло его обрушение, местные жители жаловались на плохое состояние объездного пути. Нам, с одной стороны, в этом смысле повезло — дорога была прихвачена первыми морозами, и проблем с движением автотранспорта не возникало. С другой — не удалось реально оценить состояние объезда, хотя специалисты отдела жизнеобеспечения говорят, что этот участок не заброшен, периодически его грейдируют. И в этом я убедилась сама, когда подъезжали к Лимонникам, видела, как бульдозер ООО «Легион» выполнял работы по формированию кюветов автодороги.

Минуя километр за километром, мы доехали до когда-то 62-метрового деревянного красавца через реку Маревка. А здесь картина дня такая. На одной стороне сложенной пополам деревянной конструкции, которая ближе к Измайлихе, стоят пакеты, рядом с ними сидит мальчик. С другого конца деревянной переправы женщина вручную переносит сумки. А на берегу один за другим подъезжают самосвалы, выгружают грунт и опять уезжают — идет отсыпка под новый временный мост. И автолюбителям, и пешеходам это связующее звено одинаково необходимо.

Для сообщения между селами важен любой мост, длинный он или короткий, узкий или широкий. Если он рухнет — движение встанет. Чтобы избежать таких ситуаций, и была проведена сегодняшняя поверка.

Подводя ее итоги, можно сказать, что большая часть объектов сдали «экзамен» на прочность, только два – получили «неуд». Конечно, не все у них идеально, кое-какие дефекты имеются, но, свою прямую функцию они выполняют.

Несмотря на то, что я участвовала только в одном выезде, знаю, что остальные два дорожных участка тоже прошли ревизию. На автомобильной дороге от с.Крутой Яр до с.Дерсу обследовано 10 мостовых переходов, четырем из них требуется ремонт, а на участке с.Рощино-Крутой Яр-Мельничное — семь, и все находятся в удовлетворительном состоянии.

В общем, можно сказать, что мостов, которым требуются ремонтно-восстановительные работы, в районе всего шесть. Обследование для них – первый этап на пути возрождения. После этого составляется дефектная ведомость, а на ее основе — сметно-финансовый расчет, определяющий необходимый объем денежных средств.  А дальше – включение в соответствующую  муниципальную программу на следующий год, после реализации которой мосты смогут снова служить людям.

Евгения РУДЕНКО

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.