Когда просыпаются реки и цветет багульник

Когда просыпаются реки и цветет багульник

Все народы, что жили около рек и выживали за счет речных промыслов, боготворили и очеловечивали их. Духам рек поклонялись и приносили дары, устраивали праздники. Реки-кормилицы, реки-утешительницы, без них нет жизни.

Несмотря на многообразие рек в Красноармейском районе, главной «артерией» была и остается Большая Уссурка, которая ранее называлась Иман, да и старшее поколение именует ее именно так.

 По оба берега Большой Уссурки, словно бусы на нитке, расположилось большинство сел района. Река неоднократно спасала и кормила, давала работу и служила местом отдыха, но, сколько же дани взяла, скольких погубила. И воды ее – тайна.

 Иман течет по горной местности, долина стеснена грядами сопок. Склоны их резко и круто спускаются к реке, местами нависая в виде скалистых  обрывов. Русло реки будто играет между сопок: то убегает, образуя извилины, то вдруг обидевшись на кого-то, степенно течет, разливая свои воды на 100-метровую ширину. Здесь плесы чередуются с перекатами. И в конце апреля река полностью освобождается ото льда, шумит, подпитываясь талыми водами, рассказывает свои зимние сны лесу и прилетевшим уткам-мандаринкам.

По правой стороне руку Иману подает красавица Арму. Ее воды совсем другие. Она течет по безлюдной местности, храня первозданную красоту.

Конец апреля-начало мая для Уссурийской тайги удивительное время цветения рододендрона даурского: едва зазеленевшие склоны сопок, которые обрамляют берега рек, укрываются розовым одеялом, глубина цвета которого варьируется от бледно-розового до фуксии. Это удивительное растение в народе называют багульником, и хотя настоящий багульник совсем другой, большинство из нас, слыша это слово, представляют себе именно рододендрон даурский.

Вообще же, такое звучное название переводится с греческого как «розовое дерево». Разные народы сложили много преданий о «дереве роз». Согласно европейской легенде, эльфы, спасаясь от лесного пожара, добрались до дремучего леса, который раскинулся на склонах высокой горы. Уставшие и обессиленные волшебники стали просить деревья пустить их на ночлег, но только одинокий невзрачный кустик согласился приютить их. В знак благодарности эльфы подарили ему цветы удивительной красоты.

В Забайкалье существует предание о влюбленных, которые выросли во враждующих племенах. Встретившись однажды в лесу, прекрасная девушка и молодой охотник полюбили друг друга, они тайно встречались в лесу и верили, что их чувства смогут победить вражду, но семьи не поверили в  любовь, разгорелся новый пожар вражды. И тогда молодые решили бежать. Об этом узнали в одном из племен и отправили погоню за беглецами. Не желая расставаться охотник и девушка приняли решение одно на двоих. Взявшись за руки, они шагнули в пропасть с вершины огромной скалы.

Там, где упали капли крови влюбленных, расцвели удивительной красоты цветы рододендрона, которые каждую весну напоминают людям, что любовь в конечном итоге побеждает любую вражду.

Это предание удивительным образом перекликается с удэгейской легендой о влюбленных, которые бросились в воды Имана с Лаулинского прижима. И в наши дни рододендрон буйными красками цветет на его склонах. Удэгейцы искренне верят в чудодейственную силу этого растения. Его веточки отважные мужчины сжигали перед охотой в знак поклонения богине Сангия-мама, чтобы удача не оставила их в тайге. Кстати, во время цветения растение выделяет много эфирных масел, которые предохраняют его от ночных заморозков,  и если в этот период к  кусту поднести спичку, то она вспыхнет бесцветным пламенем.

Яркие цветы рододендрона не только эстетически прекрасны, но и наряду с листьями являются лекарственным средством. В медицине их используют для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и ревматизма, вытяжки из листьев используют как бактерицидное средство.

Несмотря на красоту весеннего розового  одеяла сопок, с каждым годом оно истощается, появляется много «брешей» и «заплат» — растение не только страдает от лесных пожаров, но еще в массовом порядке его ветви обламывают «охотники за красотой», что рододендрон переносит очень болезненно, восстанавливаясь долго и трудно.

Но не только цветущим рододендроном прекрасна весенняя тайга. Пройдя по берегу Имана, и осторожно опустив руки в освобожденную ото льда воду, поймав отражение румяных цветов в потоке, мысленно ощутишь себя на улице весны. Каждый день как отдельный  дом. В одних домах тает снег, в других — набухают почки и прилетают первые птицы, а в следующем — каждая комната пахнет талой весенней водой. Этот дом манит свежестью и каким-то внутренним колокольчиком, который перекатываясь в голове, осторожно будит тебя от зимней спячки, но вместе с тем в его окнах прячутся и холодные апрельские рассветы. Все встречает и одновременно прогоняет человека. А вокруг — только удачные и не очень причуды лесной весны.

Здесь всегда текли реки и светили звезды, оставаясь безмолвными свидетелями мирозданья. Волна обязательно пощадит пловца, если он будет чтить законы тайги, а звезды укажут верный путь идущим за горизонт, если их помыслы чисты и светлы. И век за веком в небе будут загораться и гаснуть звезды, будут меняться правители и рождаться люди, а реки будут нести память о бохайских воинах и первых переселенцах района, рассказывать своим ключам и протокам удэгейские легенды,  шуметь, вспоминая задумчивых геологов на берегах и шумных туристов.

Если ты прислушаешься осторожно, то сможешь услышать этот шепот, и станет неважно, что Иман вовсе не Иман, а Большая Уссурка. Река шепчет и успокаивает: «Здесь все неизменно». Первые лучи солнца подсветят брюшко где-то высоко летящего самолета, который с пологого берега реки покажется диковинным обитателем тайги. В такой момент возникнет мысль, что где-то здесь, в этом покое и умиротворении, живет вечность.

Ирина МЕРЗЛЯКОВА

 В топонимике Приморского края нет единого мнения о происхождении названия реки Иман (Большая Уссурка). По одной из версий, название переводится с одного из языков народов Дальнего Востока как «дикий козел», по другой – «горный козел». В эвенкийском языке «има» и «иман» означают «засыпать снегом или землей», «хоронить», а «ниман» – «жить по соседству».  

 С маньчжурского «има» можно перевести как «толпа» или «скопление народа».

В китайском языке в отношении нашей Большой Уссурки (Имана) название реки записывается тремя иероглифами «И-ма-хэ», первый иероглиф означает «почтовая станция, конный вестовой, ехать на перекладных».   Второй  — «лошадь, буйный, разбойник и фамильный знак».   Третий иероглиф в названии является обычным дополнением при записи наименования реки.

Происхождение название реки Арму остается загадкой. Не удалось найти никакой информации и пролить свет на происхождение этого топонима.

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.