Все началось с бревна…
Напрасно ученые и весь остальной мир поют оду колесу. Все началось с бревна. Когда древний человек понял, что, оседлав бревно, можно переплыть реку, добраться до другого берега и исследовать его — перед ним открылся новый, загадочный и увлекательный мир.
Бревно позволяло двигаться по течению, заглядывая за изгибы рек. Затем появились связанные между собой брёвна — первые плоты, потом лодки, выдолбленные из ствола дерева. Так начался долгий путь развития того, что сегодня мы называем транспортом, который спустя века привёл к созданию космического корабля. А колесо? Оно появилось где-то на середине этого пути. Но именно бревно дало человечеству возможность открывать неизведанные земли, да и, в общем-то, убедиться, что Земля — круглая.
Считается, что колыбелью человечества была Африка, и расселялись люди исходя из Африки, через Аравию и Месопотамию, а далее — на восток и запад. И, не имея плавательных средств, расселиться по столь огромной территории было бы проблематично. Прошло несколько тысяч лет, и путь человека привел к берегам красивой реки, которую мы называли и продолжаем называть Иман. По мнению археологов, люди появились здесь около 8-10 тыс. лет назад и выбрали одно из самых живописных мест — высокий берег в районе устья реки Алмазинка (Мудацен). Они плавали по реке Арму на деревянных лодках-долбленках, рыбачили, охотились, слушали, как Поющие скалы исполняют свою неземную мелодию.

Постепенно люди расселялись по берегам рек Иман (Большая Уссурка) и Арму. Лодка в их жизни была единственным средством передвижения, а река — дорогой без конца и края. На лодках перевозили грузы, ходили по реке в другие поселения, где меняли пушнину на ткани и металл.
О лодках иманских удэгейцев писал В.К. Арсеньев: «Орочи-удэхе — удивительные мастера плавать по горным рекам в своих долбленных лодках. Лодки устроены так, что они не разрезают носом воду, а взбираются на волну». Эти лодки, которые мы называем «бат», были вершиной мастерства местных умельцев.
Река, как и прежде, несёт свои воды, как дань, мировому океану. Как и прежде, она служит дорогой, местом добычи пищи. Изменилось ли что-то? Конечно. Изменилось то «бревно», на котором мы ходим по этой реке. Если 100 лет назад это была лодка, выдолбленная из цельного ствола дерева или сделанная из бересты, то с появлением специального инвентаря, в первую очередь продольных пил, появились дощатые лодки — баты. Передвигались на них, как и раньше, с помощью шестов и весел. Старые охотники помнят, как добирались до своих охотничьих участков на таких лодках, как нанимались «батчиками» (судоводителями) для доставки грузов на прииск Благодатный, что открыли в 30-х годах XX века на берегу р. Бейча (Щедринка). Дорога туда занимала от 7 до 10 дней — по реке это больше 180 км от Картуна (Вострецово), для понимания: сегодня ближайшее от бывшего прииска село — Мельничное.
Село Вострецово славилось мастерами — строителями лодок. В конце 50-х-начале 60-х стали появляться первые лодочные моторы, а затем и первые «дюральки» (лодки из высокопрочного сплава алюминия). Берега рек возле селений пестрили разноцветными лодками: коричневыми, зелеными, голубыми. Их использовали для работы, развлечений и отдыха. Детвора ныряла с них в реку или набирала полную лодку воды, чтобы потом, когда солнце нагреет ее, купаться в своеобразной «ванне». На самодельном баркасе добирались до гидропостов. На реке их было три: один на правом берегу реки Иман чуть выше села Картун (Вострецово), второй был в селе Сибичи (Глубинное), третий пост — в селе Сидатун (Мельничное). Без лодок была немыслима рыбалка.
О перспективе водного туризма в нашем районе в 50-х годах писал краевед и путешественник, проложивший первые маршруты для массового прохождения в Приморском крае Пётр Костромин. В своей книге «По таежному Приморью» он пишет о сплавах (в то время на плотах) по Иману, Арму, Нанца (Обильной), Татибе (Дальней), Колумбе (проходимость этой реки тогда была еще не полностью изучена, но местные жители поднимались вверх на лёгких лодках с грузом почти на 60 километров). Его описания и рекомендации актуальны и сегодня: «Хороша наша красавица Арму с ее чистой, как слеза, но холодной, как лед, водой, с крутыми, часто скалистыми берегами. Но спускаться по Арму на плоту любого типа или на лодке, все равно: резиновой или плоскодонке — можно посоветовать только туристу, имеющему серьезный опыт плавания по горнотаёжным рекам».
Или вот: «Водный переход по среднему Иману от Сидатуна до Картуна легче и безопасней. Отмеченные на всех картах перекаты-пороги среднего Имана — Юрасовский и Каменный — сейчас частично разрушены, а частично занесены галькой и песком во время больших наводнений 1950-1952 годов; теперь это обычные перекаты, каких много в среднем Имане», — писал Петр Костромин.
В наши дни переходы и сплавы по рекам стали намного проще, ведь арсенал плавсредств сейчас огромен. Никто уже не сплавляется на бревенчатых плотах. Да и найти подходящие брёвна стало сложнее. Эпоха коллективизма прошла, уступив место индивидуализму. Теперь у каждого есть своя лодка, каноэ или байдарка. Конечно, есть рафты, но они, как правило, предназначены для организованных групп туристов, а потому каждый год наши реки расцвечены яркими мазками всевозможных «бревен» для сплава.

Те, кто сплавлялся по рекам Арму, Обильная, Большая Уссурка, Дальняя, навсегда запомнят красоту этих рек. Каждый сплав по этим рекам дарит новые открытия и впечатления. Здесь можно увидеть, как синева неба сливается с голубизной вод, как тихими вечерами, незримо, тайными тропами вдоль распадков спускается к реке сумрак. Как молодой месяц умывается украдкой в скрытой заводи.

Можно услышать древнюю песнь реки и, сидя у костра под звездным куполом неба, потерять счет времени. Вы навсегда запомните вкус ухи, сваренной на костре, терпкий смолистый запах налетевшего из-за речной излучины ветра и неспешные разговоры под шум далекого переката.
А все начиналось с бревна.