По Арму спускается резиновая лодка, совсем скоро можно будет причалить на стоянку, сварить уху, просушить вещи, разобрать и проверить рыболовные снасти. Туристы, глядя на обрывистые берега, замечают, словно выскочившую из-за поворота, небольшую скалу. Устало спрашивают проводника из местных, что же это за осколок у воды. «Так это же Орочонский Бог», — отвечает мужчина, улыбаясь в усы.
Для городских, впервые оказавшихся на берегах таежных рек, все в диковинку: и встречающиеся звери, и чай с лимонником в котелке, и шелест листьев на ветру… и, конечно же, легенды.
Тайга диктует свои правила и законы поведения, хранит свои предания, знания о которых передаются из поколения в поколение. Часть из них не выдерживает проверку временем и навсегда остается в водах Леты, другие перемешиваются с домыслами и безграмотностью, обретая черты мифа, сказки таежной были. Такова человеческая природа — что в мегаполисе будет казаться пустым, смешным, далеким и выдуманным, «на месте событий», то есть в лесу, равнодушным уже не оставит никого, по крайней мере, внимание к себе привлечет.
Одной из загадок национального парка является так называемый Орочонский Бог – историко-культурный памятник, ритуальное место отправления обрядов народа удэге. Распространено мнение, что это невысокая скала на правом берегу Арму. Правильно будет сказать – до наших дней сохранилась только она. Старожилы вспоминают об исчезнувшей ныне пещере, которая находилась рядом. Скала небольшая, примерно 7-9 метров в высоту, изрезанные склоны ее с трех сторон отвесно уходят в реку. Природа потихоньку берет свое — мхи и деревья отвоевывают себе место даже на склонах скалы. Сторона, обращенная к дороге, более пологая, при желании можно забраться на вершину, смотря при этом под ноги, чтобы ненароком не наступить на спящего щитомордника.
Первый миф об Орочонском Боге – это название места. Название удивительное, цепляющее, если уж услышал раз, то обязательно запомнишь, хоть с ошибками, но воспроизведешь. Многие удивляются, почему бог орочонский? Орочи – коренной народ, проживающий на Дальнем Востоке России, преимущественно в Хабаровском крае, в долинах рек Тумнин и Хунгари, а также на побережье Охотского моря. Почему же тогда такое название, если большинство орочей проживает в соседнем регионе?
До конца 19 века, пока исследования не стали носить массовый и системный характер, с легкой руки Лаперуза и Л.И. Шренка (1854 г.) ученые все коренные народы Нижнего Амура и Сахалина называли орочами. Удэгейцы, как и нанайцы, ульчи, орочи и ороки, по данным полевых материалов Л.Я. Штернберга, относятся к группе народов, известных под общим термином нани (на – земля, ни – человек). Однако сами себя удэгейцы называют этнонимом убэ, уде, удикэ, удэкэ, удэхе, удэгэ (В.К. Арсеньев, А.Ф. Старцев и другие исследователи).
Экспедиции, созданные для изучения территории, например, в начале 20-го века, были единичны. Как услышали, как запомнили, как перевели на русский язык, так и записали название народа, а уж если это попало в казенные документы… Вот и согласно данным переписи населения 1915 года в нашем районе проживали только орочи, хотя традиционно стойбища Вахумбе (Вашибе) и Санчихеза были удэгейскими. И только во второй половине ХХ века официально удэгейцы стали удэгейцами, орочи – орочами.
Как именовали это место коренные народы, неизвестно. Современное имя скала приобрела в середине прошлого века, благодаря… безграмотности. В те годы рыбаки еще застали удэгейцев, которые отправляли обряды, оставляли еду и подношения духам. Получилось что-то вроде: «Кому они там все оставляют? Да Богу своему». Рыбаки не стали разбираться в этнографических тонкостях, и с тех пор скалу и урочище именуют так.
Взобравшись на скалу, оглядываешься вокруг, удивляешься ее форме и размерам, положению: между сопкой и «богом» проходит дорога, которая будто бы отрезает скалу от остальной сопки.
Второй миф об Орочонском Боге гласит: «Скала раньше выглядела иначе». Местные жители неоднократно вспоминали, что во времена их детства «бог» имел другой вид. Кто-то говорит о возвышениях, напоминавших столбы, кто-то о том, что скала была гораздо выше и величественнее.
Что же заставило скалу поменять свой внешний вид? По одной из версий – строительство лесовозной дороги. В середине прошлого века в районе активно развивалось лесное хозяйство, одним сплавом леса по реке было не обойтись. Нет ни одного документально оформленного доказательства, что породу в том месте взрывали, для того, чтобы проложить дорогу, однако на поверхности скалы есть выход коренных пород. Если имело место быть естественное разрушение скалы, то коренные породы никак не могли бы оказаться наверху.
Еще одним свидетельством влияния человека на облик скалы является исчезновение пещеры, о которой вспоминают старожилы. Этнографы, занимавшиеся изучением культуры иманских удэгейцев, задокументировали рассказы местных жителей о том, какую роль играла скала и ненайденная ныне пещера в жизни удэге.
Если сегодня подняться на скалу, то на вершине в выбоинах и выступах будут встречаться россыпи монет, здесь же можно увидеть лоскуты и ленты, повязанные на деревья, остатки пищи, части рыболовных снастей, спички, бусины и цветные стекла. Рыбаки и туристы, независимо от национальности и вероисповедания, оказавшись в этих местах, не стесняются оставлять вещи и пищу на скале, чтобы с погодой повезло, чтобы клев был, на удачу, таким образом пытаясь расположить к себе тайгу и реку. Так вот, третий миф об Орочонском Боге связан с обрядами, отправляемыми в этих местах.
Ученый В.В. Подмаскин отмечает, что скалы в культуре удэге играли особую роль. Скалам, как и огромным камням причудливой формы, поклонялись, наделяли их особенной силой. В фольклоре удэге есть много историй, как духи и шаманы превращали людей в камни. Считалось, что камень слышит и способен выступить своеобразным проводником. В это место ходили просить о заступничестве, об избавлении от болезней, охотники загадывали удачную охоту.
С.В.Березницкий считает, что к Орочонскому Богу ходили поклоняться духу пещеры. В ней было обустроено ритуальное место. Духам оставляли пищу и табак, говорили благодарственные слова. Из осоки делали похожих на людей фигурки лесных духов, которых называли Буа адони. Поверьте, если выросшая на Имане удэгейка окажется в этих местах, то она непременно вспомнит, как в детстве мама или бабушка учила мастерить таких кукол и без единой нитки или крепления сплетет несколько таких.
Время неумолимо. То, что раньше было смыслом жизни целого народа, постепенно растворилось за горизонтом, а нам остались лишь мифы и догадки. Теперь истину знают лишь вековые кедры, собирающие на рассвете макушками крон рассыпанные августовские звезды. Со временем они заберут эти знания с собой в вечность.
Ирина Мерзлякова
(Проект «С-А» «Синие горы зовут)
(Благодарю за помощь в подготовке материала научный отдел НП «Удэгейская легенда»)
P.S.: Дорогие читатели! Если вы что-нибудь слышали об Орочонском Боге, бывали в этих местах в детстве, слышали от родителей, пожалуйста, свяжитесь с национальным парком. Очень важно, хотя бы примерно, в рисунках восстановить облик скалы и найти место, где была пещера, вероятно, похороненная осыпью, попытаться сохранить для потомков и науки сведения об истории и культуре этих мест.