«Музей» на речных берегах

 «Музей» на речных берегах

Какой бы ни была река, в её русле или на берегах обязательно есть знаковые места и достопримечательности. Причем совершенно разные: известные во всем мире, признанные памятниками природы или просто значимые для местного населения.

Например, Столбы на реке Лене – на многие километры тянущиеся отвесные скалы, признаны объектом всемирного наследия ЮНЕСКО (для их охраны также создан одноименный национальный парк), или порог на Обильной, хорошо знакомый только заядлым туристам-сплавшикам.

Сегодня мы с читателями совершаем мысленный сплав по Амру и Иману, через слово знакомимся с достопримечательностями главной реки нашего округа и одного из её самых  известных притоков.

 

Там, где скалы поют над рекой

 Наше виртуальное путешествие начинается с Арму. Представьте, что вы сплавляетесь с верховьев реки. На Арму нет ни сел, ни деревушек, на многие километры вокруг раскинулась тайга, впереди единственная дорога – серебристая река. По берегам её стоят кедры-великаны, ели и лиственницы буквально склоняются над водой, отражаясь десятками оттенков зеленого в воде.

Одной из рек, впадающих в Арму, является Алмазинка или на старый лад — Мудацен, название с китайского можно перевести как «большая гора, покрытая лесом». Почему Мудацен переименовали именно в Алмазинку, наука топонимика ответа не дает, рыбаки-старожилы утверждают: «Потому что места красивые, как алмаз».

Здесь в урочище расположена одна из достопримечательностей Арму – отвесные скалы с огромными вымоинами, напоминающими гроты. Вымоины-гроты в скале напоминают глазницы, при определенном освещении в очертаниях скал можно угадать человеческие лица.

Туристы любят рассказывать, что скалы «умеют петь», их так и называют в народе – поющие. Когда дует сильный ветер, поток воздуха попадает в камни и получаются звуки, похожие на свист. Шум волн и ветра также добавляют в «природный оркестр» свои партии.

На берегах Алмазинки расположен один из крупнейших археологических комплексов Приморья, находящийся под федеральной охраной. В эпоху палеолита здесь были стоянки и поселения.

Под приглядом лесных духов

Орочонский бог

Для городских, впервые оказавшихся на берегах таежных рек, все в диковинку: и встречающиеся звери, и чай на костре, и шелест листьев на ветру… Тайга и река диктуют свои правила, писаные и неписаные законы и правила поведения, которые передаются из поколения в поколение.

Дальше спускаемся по Арму, вот по левому берегу осталась протока Сухая, чуть дальше – сопка Гусинка, а значит, мы — уже на территории национального парка «Удэгейская легенда». Теперь впредь нужно вести себя осмотрительнее, чтобы не нарушить режим заповедной территории.

Одним из загадочных мест, объектом показа и изучения в национальном парке является скала Орочонский бог – историко-культурный памятник, место отправления обрядов иманских удэгейцев.

Скала невысокая, примерно 7-9 метров в высоту, изрезанные склоны ее с трех сторон отвесно уходят в реку. Сторона, обращенная к дороге, более пологая, при желании можно забраться на вершину, смотря при этом под ноги, чтобы ненароком не наступить на спящего щитомордника.

Удивительно название скалы. Звучное, цепляющее, его если уж услышал раз, то обязательно запомнишь, хоть с ошибками, но воспроизведешь. Гости национального парка удивляются, почему бог орочонский? Орочи – коренной народ, проживающий на Дальнем Востоке России, преимущественно в Хабаровском крае в долинах рек Тумнин и Хунгари, а также на побережье Охотского моря. Почему же тогда такое название, если большинство орочей проживают в соседнем крае?

Ответ, как обычно, скрыт в истории. До конца 19 века, пока исследования Приморья не стали носить массовый и системный характер, с легкой руки мореплавателя Жана-Франсуа де Лаперуза, а также этнографа  и зоолога Леопольда Шренка, отечественные ученые все коренные народы Нижнего Амура и Сахалина стали называть орочами.  Ведь до начала 20-го века, экспедиции по изучению севера края были единичны.  Как услышали, как запомнили, как перевели на русский язык, так и записали название народа, а уж если это попало в казенные документы… Вот и согласно данным переписи населения 1915 года, в нашем округе (тогда еще даже не районе, а селах волости) проживали только орочи, хотя традиционно стойбища Вахумбе (в иных источниках – Вашибе) и Санчихеза были удэгейскими. И только после издания трудов Владимира Арсеньева, ближе к середине ХХ века, официально во всех документах удэгейцы стали удэгейцами, орочи – орочами.

Этнографы отмечали, что скалы в культуре удэге играли особую роль. Так В.В.Подмаскин отмечал, что скалам, как и огромным камням причудливой формы, поклонялись, наделяли их особенной силой. Считалось, что камень слышит и способен выступить своеобразным проводником. К скалам и камням ходили просить о заступничестве, об избавлении от болезней, об удачной охоте.

Ученый С.В. Березницкий считает, что к Орочонскому богу ходили поклоняться духу пещеры (по преданиям, недалеко от скалы когда-то была пещера, ныне утрачена). Духам оставляли пищу и табак, говорили благодарственные слова.

Сегодня ни на скале, ни рядом с ней удэге обрядов не отправляют. Но если подняться на вершину, то повсюду будут встречаться россыпи монет, лоскуты и ленты, повязанные на деревья, части рыболовных снастей, спички, бусины, конфеты, хлеб и другие продукты. Рыбаки и туристы, независимо от национальности и вероисповедания, оказавшись в этих местах, не стесняются оставлять вещи и пищу на скале, чтобы с погодой повезло, клёв был. Другие верят, что таким образом расположат к себе духов леса и реки и путешествие сложится.

 Место встречи

Слияние рек Большая Уссурка (Иман) и Арму

Мы подошли к устью Арму – здесь река впадает в Большую Уссурку (Иман). Это живописное место не оставит равнодушным ни одного путника: воды бурной, прозрачной, рыбной и более холодной Арму сливаются со спокойной, тягучей водой Большой Уссурки и на протяжении километров эта разница видна и ощутима.

Слияние рек чаще всего попадает в объектив фотографов, здесь есть удобный берег, чтобы лучше рассмотреть этот вечный природный процесс.

 

В гармонии с небом и рекой

Вид на Лаулинский прижим и реку

Течение Имана-Большой Уссурки медленно несет нас дальше: ниже Корейского прижима и села Дерсу, практически на самой границе национального парка, над рекой возвышается и выделяется на фоне склонов сопок фактурная скала —  Лаулинский прижим.

Это уникальный объект, совмещающий, с одной стороны, историко-археологический, а с другой – ландшафтный памятники природы.

Лаулинский прижим представляет собой группу скальных образований, вертикально обрывающихся в воды Большой Уссурки, высотой 63,2 м в самой высокой точке, на вершинах которых расположены две видовые площадки, с которых открываются красивейшие виды на долины Большой Уссурки и Перевальной, село Дерсу и панорамную перспективу сопок, поросших тайгой.

В национальном парке существует экологическая тропа с одноименным названием. Этот маршрут выбран не только из-за красивых видовых площадок, но и краснокнижных растений, произрастающих на склонах прилегающих сопок и нескольких руинизированных археологических памятников, расположенных на склоне сопки.

 Соседи подвесного моста

Река уносит нас дальше. И вот впереди — ожерелье подвесного моста, и рядом с ним на правом берегу, его вечные соседи – скальные обнажения Бохо (Старик и Старуха) и водопад Дубравушка или, как его называют старожилы, – Догдихин.

Водопад Дубравушка (Догдихин)

Водопад небольшой, его «гордостью» является темная каменная чаша, куда и ниспадает прозрачная прохладная вода.

Наверху сопки расположена дубовая роща, вероятно, в честь которой и назвали водопад. Сбегая вниз со звонким журчанием, вода проходит под дорогой и сливается с Большой Уссуркой. До мая здесь всегда лежит лед, сопки и скалы надежно оберегают водопад от знойных лучей небесного светила, и свет солнца попадает в распадок только на закате. Ранней весной удивительно видеть красивые кружева застывшего потока наверху и слышать бодрое журчание воды под толщей снега, так как даже под пушистым одеялом из снега и льда водопад не замерзает.

Крутая скала рядом с водопадом – Старик, вторая, что ниже, шире — Старуха. Так их величают в народе. Или Дед и Баба. Этнограф С. Березницкий в своих работах упоминает их как скальные обнажения Бохо.

До наших дней дошла трогательная удэгейская легенда о происхождении скал. По преданию, в давние времена на берегу Имана было жилище семейной пары. Жили супруги в согласии и уважении, но детей не имели. Прошло много лет, прежде чем духи услышали их просьбы и послали им ребенка. Мальчик рос сильным и смелым, слыл знатным рыбаком и охотником. Беда пришла, откуда не ждали, – он утонул во время рыбалки. Старик и старуха так страдали, что окаменели от горя. На этом месте и появились одноименные скалы, они стали символом родительской любви, со временем место стало культовым – здесь отправляли обряды и оставляли подношения духам, также между скалами была кумирня, в которой просили о семейном благополучии.

Старик раньше выглядел иначе, несуществующий ныне выступ напоминал человеческую голову. Скала изменила свои очертания при строительстве лесовозной дороги. Ученый Сергей Березницкий записал рассказ старожилов в Дальнем Куте — по преданию один человек решил свалить «голову» Старика с помощью ствола дерева, но сорвался вниз и разбился, таким образом, считали удэгейцы, духи покарали его за вероломство в культовом месте.

С годами почитание скальных обнажений постепенно сошло на нет. Весной скалы окутывает цветущий рододендрон, а с их вершин открывается восхитительный вид на реку и сопки.

 Озеро Любительское

Впереди долгий путь по реке, на карте – изгиб, половинка петли. Минуем устье Дальней и подходим по Большой Уссурке к Вострецово.

Ох, уж это Вострецово! Интереснейшее на исторические события место в округе. В центре села расположено озеро Любительское – один из первых памятников природы Приморского края, включенный в соответствующий  реестр в далеком 1974 году с формулировкой «живописное  озеро для культурно-массового отдыха населения». Общая площадь охраняемой территории составляет 4,5 га.

Любительское – тоже достопримечательность реки, ведь оно является пойменным или старичным, то есть участком старого русла Имана.

Долгие годы Любительское было излюбленным  местом отдыха не только жителей Вострецово, но и соседнего Незаметного. Лет 50 назад вода в нем была удивительно чистой и прозрачной, уровень воды тоже был выше, чем сейчас. В те годы селяне ловили в водоеме карасей, щук, речных мидий, а после подъёма воды в реке на озерной рыбалке можно было разжиться даже ленком.

Мост через озеро – это не только украшение и великолепная локация фото, но и необходимость: на другом берегу расположено несколько улиц, ходить в обход далеко и неудобно. В середине прошлого века мостик через озеро был проложен по воде.

В наводнения и паводки река брала свое — мосточки размывало. Со временем на сваях поставили широкий мост с высокими перилами, который тоже стал знаковым местом в селе.

Сопка в малиновых цветах

 Чуть ниже Восторецово, буквально через реку, раскинулось Рощино. В этом селе тоже расположен памятник природы Приморского края – гора Багульниковая, хотя селяне привыкли называть её Мачта (за геодезический знак на вершине) или Сопка (собирательное название).

В документах Багульниковая фигурирует, как «гора с эстетическими крутыми скалами, покрытыми дубняками и зарослями рододендрона». В региональный реестр памятников природы сопка-гора включена в январе 1991 года. Расположен памятник природы в юго-восточной части с.Рощино, практически упираясь в реку.

Высота Багульниковой составляет 333,5 метра над уровнем моря. Весной и осенью рощинцы ходят на её вершину в поход, фотографируются, но массово Багульниковую посещают весной – полюбоваться обильным цветением рододендрона остроконечного, называемого в простонародье багульником, который-то и дал название памятнику природы.

Источник

На левом берегу Большой Уссурки в районе села Богуславца есть еще один малоизвестный памятник природы края – Артезианский источник. Расположен водоем в истоке протоки Имана — Волги. Представляет собой мелководное незамерзающее озеро с очень холодной водой. Дно песчаное, в песке можно рассмотреть воронки от бьющих родников. Определено, как место зимовки диких уток.

Добраться до озера от Богуславца можно либо пешком, либо преодолев несколько километров на проходимой машине. Несколько десятилетий назад семьями выезжали к озеру с родниками на пикник, но регулярные наводнения размыли берег, сделали непригодным подход к источнику. Добираться до него – утомительно. Маленькое озеро заросло кустарником, много природного мусора — регулярно приносит разливающейся водой.

 Храня историю

Вид с Новопокровского городища

И вот мы спустились по реке почти до Новопокровки, на левом берегу  возвышается сопка, которую прекрасно видно с реки и с дороги. На ней расположено городище «Новопокровское-2» — объект историко-культурного наследия федерального значения.

Городище было открыто в конце 19 века военным деятелем, писателем, генералом Иваном Надаровым. Отправившись на рекогносцировку военной дороги, Надаров попутно вел метеорологические дневники, обследования северных рек края, а также совершил несколько открытий в области археологии.

Первые исследования городища были проведены в 1965 году Эрнстом Шавкуновым. Им же было сделано предположение, что ряд городищ, расположенных на территории края, в том числе и Новопокровское, относится к догосударственному периоду империи Цзинь –  чжурчжэней.

Площадь городища составляет 20,3 га.  Учеными выявлено 14 башен, укрепленные ворота. Внутри имеются искусственные террасы, зафиксировано 142 западины, то есть ямы, оставшиеся от жилищ. Городище было очень хорошо укреплено: защитный вал ограничивает его с запада, имеется внутренний вал, охранявший городище с запада и с юга, высота которого варьируется от 4,5 до 8 метров.

Также ученые предполагают, что Новопокровское городище – это многослойный памятник. Помимо средневековья, здесь выявлены следы эпох неолита и палеометалла.

Несмотря на то, что городище находится под охраной государства, прийти сюда может любой желающий.

 Место нереста

 Мы постепенно подходим по реке к границе Красноармейского округа. В окрестностях Гоголевки расположен еще один памятник природы Приморского края – устье протоки Вербовая, которое является местом нереста лососевых рыб и тоже охраняется государством.

Стремясь к новым впечатлениям, необязательно куда-то ехать, преодолевать препятствия и расстояния. Достаточно прийти на берег реки, взобраться на сопку, прокатиться до соседнего села, а, может, просто внимательнее присмотреться к привычному – удивительное рядом, нужно только знать. А природа нашего края округа вам в этом поможет.

 

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.