Пенсионный фонд России продолжает увеличивать число электронных сервисов для граждан как в части их информирования, так и в части оказания государственных услуг, которые делают визит в ПФР необязательным.
О том, какие услуги ПФР можно получить через Интернет и как это правильно сделать, мы побеседовали с начальником Управления ПФР по Красноармейскому району Еленой Жеребецкой.
— Елена Геннадьевна, как давно услуги ПФР стали доступны через Интернет?
— Первые услуги Пенсионного фонда в электронном виде стали доступны еще в 2015 году. Пенсионный фонд стремится идти в ногу со временем и максимально упрощать людям получение услуг. Могли бы вы еще несколько лет назад представить, что сегодня можно обратиться за пенсией прямо из дома? А это уже — реальность.
Наша цель – сделать так, чтобы людям не нужно было тратить время на визит в ПФР, чтобы получение любой справки, подача любого заявления, назначение любой выплаты были доступны через Интернет.
— Какие услуги самые востребованные?
— Среди граждан, которые еще работают, – это информирование о сформированных пенсионных правах. Люди интересуются, какой у них стаж, сколько накопилось пенсионных баллов, кто управляет их пенсионными накоплениями.
В части материнского капитала популярнее всего был сервис подачи заявлений на предоставление единовременной выплаты в размере 25 тысяч рублей.
Люди предпенсионного возраста чаще всего подают заявления о назначении пенсии, нынешние пенсионеры – заявления об изменении способа доставки пенсии.
— Можно ли через Интернет подать заявление на выдачу сертификата и направление материнского капитала, например, на улучшение жилищных условий?
— Да, такие заявления можно подать через Интернет. Однако посетить ПФР в данном случае всё же придется. В первую очередь, для представления документов личного хранения, так как они есть только у самого гражданина. Получить их из других источников мы не можем. Например, если вы направляете средства материнского капитала на погашение жилищного кредита, нужно будет принести в ПФР кредитный договор с банком.
— Один из самых популярных сервисов – подача заявления о назначении пенсии. Но назначение пенсии – это ведь очень сложный процесс! Как это возможно?
— К моменту выхода человека на пенсию у Пенсионного фонда уже есть большая часть информации о его пенсионных правах – стаже и начисленных страховых взносах. Эти сведения мы получаем от работодателей, а также в ходе заблаговременной работы с будущими пенсионерами.
При наличии всех необходимых документов орган ПФР выносит решение о назначении пенсии и сообщает об этом гражданину.
Если же какие-либо сведения отсутствуют, гражданину направляется соответствующее уведомление, в котором рекомендуется в течение трех месяцев представить документы для назначения пенсии.
Но для нас очень важно, чтобы человек заранее лично проверил всю имеющуюся у нас информацию. Это также можно сделать в личном кабинете гражданина на сайте ПФР.
— Значит, в личном кабинете можно проверить, какие сведения о моей работе есть в ПФР. А если человек обнаружил, что какой-то информации у вас нет?
— В этом случае ему нужно представить нам документальное подтверждение неучтенных периодов стажа или справки о заработной плате. Их можно получить у работодателя, направив ему письменное заявление. Это копии приказов о приеме на работу, о переводах на другую работу, об увольнении, справки о заработной плате и другое.
Если организация уже ликвидирована, нужно обращаться к правопреемнику работодателя, в вышестоящую организацию или в архив.
— Каковы сроки рассмотрения обращений, которые направляются через Интернет?
— Такие же, что и при личном визите, предельные сроки определены законом. Большинство услуг, которые оказывает Пенсионный фонд, относится к категории «сложных» услуг, когда мы обязаны проверять сведения или запрашивать информацию у других ведомств. Например, направляем запросы, не лишена ли мама родительских прав, или ожидаем ответ из архивов.
Другое дело – так называемые сервисы информирования. Эти услуги оказываются в режиме реального времени. Если вы решили узнать о продолжительности своего стажа и количестве пенсионных баллов, об остатке средств материнского капитала на счете, о размере назначенной пенсии и так далее, – всю эту информацию можно получить сразу же на экране вашего компьютера.
— Как зарегистрироваться в личном кабинете, чтобы получить доступ к услугам?
— Для доступа к услугам нужно быть зарегистрированным пользователем портала госуслуг. Если вы зарегистрированы на портале, используйте эти логин и пароль для входа в личный кабинет. Кстати, содействие в регистрации на портале и подтверждение учетной записи осуществляют наши специалисты в клиентской службе.
Отмечу также, что ряд услуг личного кабинета доступен без регистрации: например, вы можете записаться на прием в Пенсионный фонд, задать вопрос online, направить обращение, сделать предварительный заказ документов или справок, рассчитать примерный размер будущей пенсии с помощью пенсионного калькулятора и так далее.
— Недавно ПФР представил свое мобильное приложение. Каковы его возможности?
— Мобильное приложение разработано, чтобы еще больше облегчить гражданам доступ к услугам фонда.
Приложение позволяет записаться на прием, заказать нужные документы, найти ближайшую клиентскую службу, просчитать размер будущей пенсии. Граждане, зарегистрированные на портале госуслуг, могут получить информацию о состоянии своего индивидуального лицевого счета в ПФР, о назначенных пенсиях и выплатах и остатке материнского капитала.