Согласно Федеральному закону «Об образовании» дошкольное образование является первым уровнем образования детей и тесно связано с начальным общим образованием.
Сегодня понятие преемственности понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги не только детского сада, но и школы.
Наш детский сад сотрудничает с педагогами начального звена МБОУ СОШ №11 с. Рощино. В начале учебного года мы заключаем договор по обеспечению преемственности, составляем план совместной деятельности.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение школьного музея и школьной библиотеки, беседы и встречи с учителями и учащимися школы, которые посещали наш детский сад – все это вызывает у наших ребятишек интерес и желание пойти в школу.
Два раза в год МБДОУ проводит День открытых дверей, на который мы приглашаем не только родителей, но и учителей начальных классов.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.
Для того чтобы обсудить проблему преемственности и найти точки соприкосновения программ дошкольного и начального образования, 9 января на базе МБДОУ №19 с.Рощино прошла встреча за «круглым столом», в которой приняли участие учителя начальных классов МБОУ СОШ №11 и воспитатели МБДОУ №19. Тема для обеих сторон самая актуальная: «Портрет будущего первоклассника».
Цель встречи за «круглым столом» заключалась в рассмотрении проблемы подготовки ребенка к школе и поиску совместных действий.
В рамках реализации совместного плана работы «круглого стола» предварительно было проведено анкетирование среди учителей начальных классов, воспитателей детского сада и родителей воспитанников подготовительных групп. По результатам анкетирования можно сделать вывод , что и у родителей и у всех педагогов одинаковое видение подготовки детей к школе .
Поприветствовала всех присутствующих педагогов и ознакомила с повесткой «круглого стола» заведующий МБДОУ №19 Галина Жановна Иванова.
Мероприятие началось с презентации: «Сохранение линии преемственности между программами детского сада и начальной школы образовательного учреждения», подготовленной учителем начальных классов МБОУ СОШ №11 Еленой Борисовной Форшневой.
Так как наше дошкольное учреждение работает по двум программам, то с краткими сообщениями о том, каким должен быть выпускник детского сада по ФГОС, выступили педагоги: Наталья Владимировна Плеханова «Представление о ФГОС ДО по программе «Детство» и Наталья Ивановна Мулярова «Представление ФГОС ДО по программе «От рождения до школы».
Согласно ФГОС дошкольного образования, вступившему в силу 1 января 2014 года, выпускник дошкольного учреждения при поступлении в школу должен обладать определенным набором качеств таких, как любознательность, уверенность в собственных силах, самостоятельность, инициативность, готовность отвечать за свои поступки, доброжелательность.
Анна Николаевна Вихрянова, учитель начальных классов, изготовила прекрасный красочный наглядный материал и передала воспитателям для размещения в уголках для родителей в подготовительных группах с информацией: «Что элементарно должен знать ребенок, поступающий в школу» и «Что должен уметь будущий первоклассник» по образовательным областям.
С рекомендациями и пожеланиями по развитию речи дошкольников с целью более успешного освоения программы литературного чтения в первом классе выступила Елена Владимировна Шкорик, учитель начальных классов. Татьяна Петровна Матина, также учитель начальной школы, подробно раскрыла «Особенности работы учащегося первого класса на начальном этапе обучения (сентябрь-октябрь)».
В заключительной части «круглого стола» коллеги заслушали сравнительный анализ диагностики педагога-психолога МБОУ СОШ №11 Евгении Равильевны Федько «Об адаптации детей в первый месяц обучения» и педагога-психолога МБДОУ №19 Натальи Александровны Османовой «О готовности детей старшего дошкольного возраста к школе».
В ходе дискуссии педагоги особое внимание обратили на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, семьи и школы, ведь по Закону «Об образовании» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, а педагоги дошкольных учреждений и школы призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов.
Поэтому было принято решение провести совместно с педагогами школы родительские собрания в подготовительных к школе и в старших группах в начале февраля. А также было принято согласованное решение при проведении Дня открытых дверей в подготовительных к школе группах предоставить возможность педагогам школы показать мастер-класс проведения примерного урока.
С.ЛОГВИНЕНКО,
заместитель заведующего
по УВР МБДОУ №19