Похитить ребенка за 90 секунд

Похитить ребенка за 90 секунд

В конце мая Приморский край потрясла трагедия. В Анучинском районе пропал 10-летний мальчик. Спустя два дня тело ребенка с ножевыми ранениями нашли на балконе у преступника, которым оказался 16-летний школьник.

Случаев, когда пропадают дети, немало. Одних «пропашек» находят в скором времени живыми и невредимыми, с другими — происходят криминальные истории, подобные Анучинской, а третьи просто исчезают бесследно.

Готовим эксперимент

По данным Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям, в России в 2016 году было зафиксировано около 45 тысяч обращений граждан в правоохранительные органы по факту пропажи детей. В прошлом — эта цифра снизилась до 30 тысяч, что,  безусловно, радует, но факт остается фактом — дети пропадали и пропадают.

Большинство из них самовольно уходят из дома или госучреждений, еще часть теряется, а остальных похищают преступники. И в 90 процентах таких случаев ребенок уходит со злоумышленником по собственной воле, доверчиво откликнувшись на какое-то интересное предложение или просьбу о помощи.

Знают ли наши дети правила общения с незнакомцами, как ведут себя с ними и понимают ли, что совершенно чужой человек может нести для них угрозу?

Чтобы выяснить это, мы решили провести эксперимент — поддадутся ли оставленные без присмотра дети на уговоры злодея, в качестве которого выступал журналист, то есть я, и уйдут ли вместе с ним.

Эксперимент проходил в двух селах – Рощино и Новопокровке, и участие в нем приняли  шесть девочек и четверо мальчиков в возрасте от пяти до десяти лет, вместе со своими родителями.

Конечно, со взрослыми оговаривалась каждая деталь, и на всякий случай, чтобы иметь в запасе козыри, я интересовалась об увлечениях детей, которые были в абсолютном неведении, что их собираются проверить на «прочность».

Каждый из родителей уверял, что их ребенок в курсе, какие опасности могут подстерегать в окружающем мире, и должен быть особенно начеку при встрече с незнакомцами. Поэтому, когда я шла «на дело», сильно надеялась, что  эксперимент мною провалится.

Начали его с Новопокровки, и здесь сложность заключается в том, что необходимо было найти детей, которые бы меня совершенно не знали. А таких, как оказалось, было немного. Тем не менее, ребятню удалось подобрать, как и место для проведения эксперимента, — всеми любимая детская площадка возле магазина «Серафима».

По предварительной договоренности  мамы приводили туда свое чадо и под банальным предлогом купить что-нибудь якобы, уходили в магазин, а на самом деле стояли в стороне и наблюдали за происходящим. В случае, если  ребенок уходил со мной, выходили к нам навстречу с удивленными глазами.

Ну попросили же помочь!

Эксперимент занял несколько дней, и в первый из них — так вышло — мне пришлось «работать» с мальчиками. Храбрые по своей природе, они часто стремятся прийти на помощь людям, однако, эти прекрасные качества, бывают только на руку злоумышленнику. Но, может, все-таки наши ребята будут осторожны и не поддадутся на мои уловки? Посмотрим…

Первым участником экспресс-исследования становится 9-летний Василий.

Жаркий, солнечный денек, на территории возле «Серафимы» многолюдно. Люди то и дело заходят в магазин, кто-то проходит мимо по тротуару, да и на самой игровой площадке оживленно — оно и понятно, у детворы начались долгожданные летние каникулы.

Я стою недалеко от магазина в тени деревьев и наблюдаю, как мама с сыном приходят на площадку, останавливаются возле фонтана. Женщина, по всей видимости, дает своему ребенку наставления и уходит с игровой территории. Вася прямиком бежит на качели, садится, лихо раскачивается на них и начинает о чем-то говорить с ребятами, которые стоят на горке. Небыстрым шагом я направляюсь к ним, подхожу и вклиниваюсь в разговор. Затем плавно начинаю акцентировать свое внимание на интересующем меня объекте. В общем, за минуту Вася мне рассказал и про школу, и как он учится, и сколько ему лет, и куда пошла его мама. Понимая, что ребенок в принципе ко мне расположился, я решила зайти сразу с козырей.

— Слушай, у моего племянника сегодня день рождения, он очень любит динозавров, а в магазин, что находится за углом, как раз привезли их новые коллекции. Вот только я в них ничего не понимаю.

Для пущей убедительности жалобно вздыхаю:

– Ты не мог бы пойти со мной и подобрать подарок?

Мгновение, и ребенок спрыгивает с качели и с радостью  идет со мной, как он думает, в магазин. Еще двадцать секунд, и мы уже — за пределами площадки, практически, заходим за угол торгового помещения. В принципе, хватай и тащи в машину — и пикнуть не успеет, как окажется  в салоне авто преступника. Но, к счастью, в нашем постановочном сюжете к нам навстречу вышла мама мальчика.

— Итоги эксперимента меня удивили, — признается женщина.

— Значит, все, — обращается она к сыну, —  чему я тебя учила, было впустую? Я же говорила много раз не общаться с незнакомцами. Кроме того, ты пообещал, что будешь ждать меня на площадке.

— Мам, ну попросили же помочь! – привел Вася весомый аргумент.

К сожалению, первый опыт прошел на отлично. Всего лишь две минуты мне понадобилось, чтобы увести за собой вполне взрослого ребенка.

Может, у детей маленького возраста больше страхов, и они не попадутся в приготовленную «ловушку»? Но нет, и пятилетний Стасик пошел со мной,  крепко держа меня за руку. Уж очень ему хотелось посмотреть маленького, белого, пушистого щеночка. Пока мы шли к условленному месту с мальчиком, уже даже и кличку для несуществующего животного подобрали.

— Пушок, — сказал Стасик, — очень мне нравится.

В этом случае на «воровство» малыша ушло полторы минуты.

После двух положительных результатов «окрыленная» (здесь это звучит ужасно, но что поделать)  своим успехом, я решила, что без труда «переворую» всех детей. И если в первых двух случаях я немного волновалась — поймите правильно, детей «похищала» первый раз — то в третьем, с семилетним Ванечкой, я уже была уверена в своих силах на все 100 процентов.

Я делала все, как и в первых двух случаях, — была самой милой и очаровательной незнакомкой, мы катались на карусели, мальчик отвечал на все мои вопросы, но, несмотря на нашу милую беседу, в первой попытке увести его с площадки, я получила отказ. Ребенок заинтересовался моим предложением посмотреть роботов, но никуда не пошел, а просто произнес вслух: «Ну где же мама?» и быстро убежал на качели.

Тщетны были мои вторая и третья попытки. Даже когда я сказала, что есть котенок, которому нужна помощь, Ванечка ответил:

— Котенка нужно отвезти к ветеринару, и вообще-то нужно дождаться маму, потому что она мне сказала быть здесь.

После такого железного аргумента я больше была не в силах заманивать мальчика, поэтому позвонила маме и с радостью сообщила, что ребенок без нее никуда не пойдет. А когда Ванечка увидел на горизонте свою маму, поспешил к ней с предложением:

— Мама, у этой тети есть котенок, у него болит лапа, пойдем посмотрим, что с ним?

Второй день в эксперименте. Участвуют девчонки. Впечатлительные, эмоциональные, уж  они-то должны быть более осторожны с незнакомыми людьми.  Но нет. Первой это подтвердила десятилетняя Ира.

В ситуации с ней «постановка» была немного изменена. Девочка каталась с подружками на велосипедах, поэтому мама ей позвонила и сказала, чтобы она ехала к «Серафиме» и ждала ее на площадке, а она пока зайдет в магазин. Стоя на крыльце магазина, я по маминому описанию с легкостью узнала свою «жертву» среди троих подъехавших девчонок. Ира в поисках мамы забегает в «Серафиму», но увы, там ее нет. Увидев, что ребенок растерян и собирается звонить по телефону маме, я незамедлительно предлагаю ей свою помощь:

— Ирочка, а ты, наверное, маму потеряла? Я ее знаю, пойдем покажу, куда она ушла. И через полминуты девочка со своими подружками идет со мной по выдуманному маршруту. Еще полминуты, и мы — за пределами оживленного людного места. Итого на «воровство» этой девочки я потратила ровно минуту.

Во время «разбора полетов» девочка призналась, что пошла со мной  только потому, что я знаю ее маму. При этом имя ее я даже не называла.

— Если бы вы были настоящей преступницей,  — расстроилась девочка, — я бы это сразу поняла и никуда не пошла бы. Где же ваша черная машина, в которую вы сажали бы детей?

— Ну как бы ты поняла, что я настоящий злоумышленник? Ты думаешь, я надела бы  черную одежду,  солнцезащитные очки и натянула кепку на лицо, так? – спрашиваю я у нее, но в ответ тишина.

А вот пятилетнюю Юленьку, чтобы заманить в место «Х», пришлось потратить немного больше времени, чем с предыдущими детьми. Несмотря на свой маленький возраст, девочка не поддавалась ни на сладости, ни на игрушки, которых у меня было якобы огромное количество. Я уже стала сдаваться, но напоследок спросила, какие мультики любит девочка. Она говорит названия, я быстро нахожу в телефоне через интернет то, что ее интересует, и Юленька уже готова идти со мной хоть куда. Без страха дает мне свою маленькую ручку, в другой ее руке крепко зажат мой телефон, и мы уходим с площадки, обсуждая главных героев ее любимого мультфильма. И в этом случае, даже несмотря на то, что девочка не сразу сдалась, ушло ровно две минуты! При этом большую часть времени я искала мультик, который больше всего ею любим.

Ну, а с семилетней Анечкой, как и Ванечкой, я не смогла выполнить страшную миссию. Девочка на уговоры не поддавалась:

— Мама мне сказала быть здесь и никуда не уходить, я ее не хочу расстраивать.

Ну, а в конце нашей беседы, видимо, я ей надоела своим присутствием так, что девочка и вовсе убежала в магазин, в котором должна была быть по легенде мама.

Ну что ж, это был второй ребенок из шести, который проявил осторожность. Маловато…

Вам, что взрослых мало?!

На третий день нашего эксперимента мы отправились в соседнее село Рощино. В этом населенном пункте не возникло проблем с подбором детей, потому что там меня никто не знает. Тем интереснее становилась наша задача — заодно проверить и реакцию окружающих людей на происходящее. Тем более, что первых двоих девочек-сестренок 10-летнюю Евдокию и 8-летнюю Христину мама отправила в продуктовый магазин «Иман», который находится в довольно-таки людном месте.

У меня к этому времени в голове уже созрел план, ради которого я даже бинт купила в ближайшей аптеке. Жду сигнала от мамы, находясь прямо напротив обозначенного места. Через какое-то время я вижу их на горизонте, девочки идут и о чем-то мило болтают. Делаю грустный взгляд, подхожу и пытаюсь с ними познакомиться. На мой вопрос: «Девчонки, а как вас зовут?» слышу встречный — от Евдокии:

— А вам зачем?

— Очень нужна ваша помощь, — продолжаю я, — у меня в машине лежит беспомощный щенок, у него повреждена лапка, помогите мне, пожалуйста, ее перебинтовать.

Я показываю при разговоре купленный бинт:

— Или подержите его, а я сама наложу повязку — он просто вырывается, и мне одной никак не справиться.

— А вы позовите других людей, — отвечает старшенькая и заметно прибавляет шаг, зовя при этом свою младшую сестру:

— Христина, пойдем, пойдем я тебе говорю!

А та, в свою очередь, услышав о бедном животном, в отличие от Евдокии, свой ход замедлила. Я вижу, что ребенок в растерянности: и маленькую собачку жалко, и сестру не может ослушаться.

— Христина, может, хотя бы ты мне поможешь, пока сестра будет в магазине? – не успокаиваюсь я.

— Вам, что взрослых здесь мало?  — заявила Евдокия и забрала Христину.

Через несколько минут, когда пришла мама и мы стали разбираться по факту, что произошло, старшая девочка на мой вопрос: «Почему вы все-таки не пошли со мной? Неужели не жалко было щеночка?» ответила:

— Жалко, конечно, но с незнакомыми людьми нельзя говорить и уходить, потому что они могут украсть!

От десятилетнего ребенка такое объяснение заслуживает громких аплодисментов.

Пока шел эксперимент, я замечала, что люди интересуются происходящим,  но при этом в наш разговор с девочками никто не попытался вмешаться, а точнее – спросить у меня, что мне нужно от детей, или в конце концов предложить свою помощь, чтобы их обезопасить, но увы… этого не последовало.

Слава Богу, что девчонки оказались очень бдительными и никуда не пошли. А, может быть, в Рощино дети лучше обучены правилам общения с незнакомцами?

Идем дальше, на игровую площадку возле Дома культуры «Геолог», где, к сожалению, не очень людно. Но именно там мама следующей девочки назначила встречу. При этом попросила  меня, чтобы этот эксперимент, пойдет со мной ребенок или нет, остался для ее дочери настоящим жизненным уроком, то есть ей никто в конце не скажет, что это была небольшая проверка.

Сценарий «похищения» на этой детской площадке был таким же, как и в Новопокровке. Поэтому, увидев направляющуюся в магазин маму и одинокую десятилетнюю Дашу на карусели, я стремительно направилась к ней. Оказавшись на одной территории с девочкой, я подворачиваю свою ногу, и  причитая,  сажусь напротив на качели, потирая якобы поврежденное место. Заметив ее заинтересованный взгляд, спрашиваю:

— А где здесь аптека?

Конечно, девочка стала мне объяснять и показывать путь к ней, но я делаю вид, что абсолютно не понимаю, куда идти, объясняя, что я не местная, да и жаркая погода дает о себе знать — голова ничего не соображает, и поэтому прошу Дашу провести меня к аптеке.

— Ладно, только быстро, чтобы мама ничего не заподозрила, — отвечает мне девочка и отправляется со мной в аптеку.

В общем, в случае с Дашей на все про все у меня ушло примерно столько же времени, как и с новопокровскими ребятами, —  за полторы минуты я увела девочку с площадки и могла бы идти с ней дальше, но навстречу вышла мама. С недоуменным взглядом, конечно же, она сразу спросила свою дочь, куда и почему она идет с незнакомой женщиной. Но вразумительного ответа от Даши так и не последовало.

«Похищение» десятилетнего Димы было, пожалуй, самым быстрым и интересным. Его мама тоже решила не говорить мальчику, что это всего лишь проверка, поэтому сюжет получился захватывающим.

Мальчик тоже пошел со мной с площадки, причем за очень короткое время. За тридцать секунд я рассказала ему легенду о дне рождении своего племянника, которое будет проходить в китайской кухне, и о сюрпризе с шарами, — их много в машине, и я одна не могу их вытащить. Согласившись мне помочь, Дима через полминуты был уже практически возле названного помещения, где среди деревьев стояла его мама. По сценарному плану я, как настоящая злоумышленница, увидев родителя, должна была развернуться и убежать. Именно так я и поступила после слов удивленной женщины:

— Дима, а что ты здесь делаешь? Девушка, а вы кто?

Спрятавшись в «укрытии», я с нетерпение ждала звонка от Диминой мамы, все-таки нужно узнать, что важного в таком случае отметит для себя мальчик. Он отметил, да так, что вечером собирался ехать с родителями в полицию, описывать мою внешность, чтобы правоохранительные органы начали меня разыскивать, ведь я же хотела его украсть, а раз этого не получилось, значит, и для других детей я представляю огромную опасность.

Хотя в самом начале эксперимента, по словам мамы, мальчик и не понял, что я собиралась совершить плохое деяние. Он до последнего верил, что мне, действительно, нужна была его помощь, потому что взрослых поблизости не было, а из всех детей на игровой площадке только он смог бы мне помочь с шарами. И даже когда мама его спросила: «А почему тогда эта девушка убежала?» Мальчик с уверенностью заявил: «Она сейчас придет, видимо, ей нужно отлучиться».

Только, когда мама разложила все по полочкам, то есть мальчик увидел, что никакой машины с шариками нет, вернее, машина есть, но шаров в ней не наблюдается, когда выяснили, что никакого дня рождения в китайской кухне не планируется, когда сопоставили с этим  факт моего бегства, ребенок задумался. А затем, все поняв, он был, действительно, ошарашен тем, насколько хитрыми бывают преступники, и сказал при этом:

— Мамочка, как же хорошо, что ты вовремя оказалась здесь, и никто не смог меня похитить!

И до того, как его осенила мысль обратиться в полицию, спустя какое-то время после эксперимента, он попросил родителей съездить на площадку, чтобы в случае чего оказаться рядом и спасти других детей от беды.

Мама мальчика была огорчена, конечно, потому что она и отец много раз разговаривали с сыном о злых дядях и тетях, о том, что они могут придумать что угодно, лишь бы заманить ребенка в капкан. Мальчик знал все это, но доверился — попросили помочь, да и тетенька совсем не выглядела злой, а даже наоборот, была доброй и приветливой. Ну как такой можно не помочь?

А проиграли-то взрослые

Давайте подведем итоги. Большинство детей убеждены, что с легкостью узнают злоумышленника на улице — одет в темную одежду, страшный, маскируется, ведет себя необычно, зловеще и наигранно улыбается, предлагает конфеты. Иногда мы, взрослые, сами формируем у наших детей понимание опасности такими словами, как «подозрительный» или «подозрительно». А настоящий злоумышленник очень часто наименее подозрительный из всех окружающих и совсем не привлекает к себе внимания. Им могут оказаться солидный, приятный и аккуратно одетый мужчина, улыбающаяся женщина или добрый  с виду дедушка. Поэтому наши дети не имеют четкого представления, как выглядит злоумышленник, не готовы ему противостоять и не могут объяснить, почему нельзя общаться, а тем более идти с незнакомцем, если он приятно выглядит.

К сожалению, и наш эксперимент  подтвердил этот факт.  Всего лишь четверо из десяти детей никуда не пошли с незнакомым им человеком. При этом только рощинские девочки смогли точно объяснить, почему нельзя общаться с незнакомцами.

Половину из оставшихся шести было легко «поймать» на необходимости их помощи. Конечно, мы учим детей, особенно мальчиков, что нужно помогать, тем более пожилым людям, и так далее. Но, с другой стороны, обычному взрослому человеку, у которого нет злого умысла, от ребенка ничего не нужно, особенно физической помощи.

Представьте себя в подобных ситуациях. Если вам так необходим совет, какой подарок выбрать для ребенка, наверняка, вы будете консультироваться в магазине с продавцом, а не побежите на детскую площадку в поисках мальчика, который знает толк в определенных игрушках. Как пройти к аптеке, лично я спросила бы у прохожих взрослых. Малореальная и история с воздушными шарами.

Но, скажу честно, в перечисленных моментах я тоже пошла бы на помощь, да и многие другие люди также откликнулись бы. Однако, в случае опасности у взрослых больше шансов вырваться и убежать от злоумышленников, а вот у ребенка они минимальны.

С остальными детьми, у которых «выиграла» я, было еще проще. В случае со Стасиком сыграло на руку его любопытство, Машеньку «подвел» ее любимый мультик, ну а для Ирочки ключевыми стали слова «Я знаю твою маму».

В общем, благодаря эксперименту мы нашли ответы на свои вопросы. Как показала практика,  в наше время украсть ребенка совершенно постороннему человеку очень легко, и знание правил общения с незнакомцами  работает далеко не всегда.

Конечно, по выборочному экспресс-исследованию нельзя судить обо всех детях. И, тем не менее, определенную картинку положения вещей в обществе оно дает.

А что касается  тех, кто оказался вовлеченным в эксперимент, я была шокирована результатами не меньше родителей. Только после окончания эксперимента с некоторыми из них мы признались друг другу, что каждый ожидал полного его провала.

— Мы с мужем, — говорит опечаленно мама десятилетнего Димы, — столько раз наставляли сына не общаться с чужими людьми, и я надеялась, что он это усвоил. Вот как теперь быть? Не держать же теперь его взаперти?

Конечно, нет, тем более, что возраст у мальчика такой, что дома его  не удержишь. И в то же время я понимаю, что огороженные игровые зоны, сотовая связь, GPSМаячки не помогут оградить ребенка от угрозы похищения. Единственный способ — это не оставлять своего ребенка без присмотра даже в таких населенных пунктах, как наши села.

По большому счету родители и дети приняли участие в условной игре, где ставка была очень высокой, и  как печально это ни звучало бы, но большинство взрослых в этой игре все-таки проиграло.

Чужие взрослые

Как должен с ними вести себя ребенок

Когда ваш ребенок учился ползать и ходить, вы оберегали его от острых углов, розеток, горячих чашек, предупреждая о том, что может случиться «беда». Ребенок подрос, и теперь самое главное — чтобы он бережно относился к себе и без вашего присутствия. Всем известно, что дети, которые гуляют сами, без родителей, могут стать легкой добычей преступников.Чему нужно научить ребенка, чтобы не волноваться каждый раз о детской безопасности, отпуская на прогулку или отправляя в школу.

О безопасности детей и правильном взаимодействии с «чужими» взрослыми рассказывает психолог.

С самого раннего возраста нужно объяснять своему маленькому ребенку, кто такой незнакомец. Расскажите малышу — это тот, кого он не знает. Большинство незнакомых людей добрые, но иногда встречаются опасные, которые могут обидеть. Это может быть мужчина, женщина, дедушка, бабушка или другой ребенок. Главное, что должен понимать малыш, — это чужой человек, с которым никуда и никогда нельзя уходить, даже если он знает его имя или говорит, что знает родителей. Объясните: если ребенок познакомился на площадке с другим ребенком, играть с ним можно только там, где разрешили родители.

Есть дети, которые сами с удовольствием идут знакомиться со всеми прохожими, рассказывают им о себе. До трех лет такое поведение можно считать нормальным, здесь просто нужно активное участие родителя и напоминание важного правила: если ты хочешь познакомиться с кем-то, сначала спроси у меня. Но если ребенок и в семь лет абсолютно открыт ко всем окружающим, никогда не сторонится чужих и не отделяет посторонних от близких, то стоит проконсультироваться с психологом.

Научите ребенка

Если подошел незнакомец, то нужно сразу отойти от него подальше, подойти к тому, кого знаешь, и рассказать о том, что к тебе подошел чужой человек. Даже если тебе хотят что-то подарить или просят о помощи — всегда говори «нет» и уходи. Если гуляешь возле дома, не забегай в подъезд, позови родителей или знакомых.

Агрессивный взрослый

Опасно, если чужой человек начинает уводить ребенка силой. В таком случае ребенку понадобятся силы и смелость, чтобы громко кричать. Главное — делать это правильно! Просто слезы и крики не помогут. Окружающие могут не понять, что происходит, и подумать, что перед ними обычная картина, когда родитель пытается усмирить капризного малыша.

Научите ребенка

Если кто-то схватил за руку, то нужно отбиваться и кричать, что ты этого человека не знаешь. Например, так: «Помогите! Это не мой папа!» Здесь важно помочь ребенку не стесняться громко кричать.

Знакомые «незнакомцы»

К сожалению, около 80 % случаев насилия по отношению к детям совершают знакомые им люди. Поэтому иногда знакомые даже опасней чужаков. Ребенок должен знать, кто имеет право забрать его из детского сада, занятий в кружке или из школы. Обязательно уточните в учреждениях, которые посещает ребенок, как действуют воспитатели, если за ребенком пришел кто-то, кого они не знают или кого они не ожидали, или составьте список тех, кому можно забирать вашего ребенка, и договоритесь, что вам сразу позвонят, если за чадом придет кто-то другой.

Научите ребенка

Если ты встретил знакомых людей (друзей, соседей, тренера, знакомых твоей семьи) и они тебя куда-то зовут, то всегда сначала нужно рассказать об этом родителям и идти только с их разрешения! Если кто-то из знакомых взрослых делает что-то неприятное, что тебя смущает, трогает за части тела, которые закрываются нижним бельем, заставляет хранить от родителей секреты — обязательно расскажи нам, мы защитим тебя и прекратим это.

Конечно, чтобы объяснить такие вещи, ребенку понадобится не просто одноразовая беседа. Необходимы истории, примеры, которые не напугают его, но помогут реагировать правильно.

Потерялся!

Разминуться с малышом можно и на прогулке, и в магазине — в любом людном месте. Оставшись один, ребенок может испугаться, растеряться и забыть всю информацию о себе. Поэтому нелишне будет с изнаночной стороны одежды, в которой ребенок гуляет, пришить метку. Или в потайной карманчик положить записку с указанием фамилии, имени и отчества малыша, данных родителей и номеров контактных телефонов.

Записка — это всего лишь подстраховка на тот случай, если ребенок растеряется. Минимальную информацию о себе малыш должен знать наизусть. И уметь ее четко произносить, но не всем, кто его об этом попросит, а только доверенным близким людям. В три года ребенок должен знать свое имя, фамилию, адрес и домашний телефон. Хорошо с ребенком заранее обговорить, а лучше проиграть ситуации, в которых он может оказаться один, без родителей.

Немного спокойнее тем родителям, которые знают, что их малыш умеет правильно себя вести в таких ситуациях.

Научите ребенка

Если ты понял, что потерялся, то сделай две вещи: первое — остановись; второе — громко зови того, кого потерял. Никуда не уходи и жди родителей на месте. Если кто-то предложит пойти поискать твоих близких или скажет, что он знает, где они, — не соглашайся уходить с другим человеком. Скажи: «Я буду ждать родителей здесь!»

При попытках его увести, научите его кричать: «Меня хотят украсть! Я вас не знаю» Если малыша уводят насильно или увозят на машине, он должен выкрикивать информацию о себе и родителях — имена, телефон, адрес. Если окружающие не успеют освободить ребенка, то, по крайней мере, будут обладать этой информацией, возможно, запомнят приметы похитителей или номер их машины.

Если на зов ребенка родители не явились, он должен обратиться к кому-нибудь из официальных лиц. Самый идеальный вариант — это, конечно, полицейский. Поэтому в первую очередь ребенок должен искать человека в форме. Как можно раньше научите малыша отличать военных — по погонам, головному убору и т. д. В парке нужно прямехонько бежать к человеку, который заведует каруселями. В магазине — к продавцу или кассиру. На железнодорожном вокзале или в аэропорту — опять-таки к человеку в форме. Эти люди находятся в данный момент на работе, их опасаться не стоит.

Если ребенок потерялся на улице — ему необходимо зайти в любое ближайшее учреждение, например, в аптеку (дети хорошо узнают ее по зеленому кресту), в магазин, кинотеатр. Если ребенок не умеет читать, ориентирами для него могут служить красочные афиши.

Заблудившись, ребенок не должен заходить в неизвестные ему дома, квартиры. Не учите его обращаться к незнакомым прохожим или к покупателям в магазине. Если люди, которых он видит впервые, хотят отвести его домой, уверяя, что знают, где он живет, и что они знакомы с его родителями, обещают подарки и развлечения, ребенок должен встать как вкопанный и кричать: «Я буду стоять здесь и ждать своих родителей!»

Ты пошла направо, я пошел налево

Если вы разминулись с ребенком в транспорте, например, он поехал на поезде (на автобусе), а вы остались на платформе (остановке), он должен выйти на следующей же станции (остановке) и ожидать вашего появления. Если получилось наоборот, и вы вошли в транспорт, а ребенок не успел, он должен вас ожидать там же, где и остался, зная, что вы за ним обязательно вернетесь.

Советы родителям, которые хотят обучить ребенка безопасному поведению

С раннего детства старайтесь вместо запретов формулировать просьбы. Вместо «Не убегай далеко» говорите: «Будь там, где сможешь видеть меня, а я — тебя» или просто «Иди рядом со мной».

Демонстрируйте детям пример осторожного и безопасного поведения: пристегивайтесь в автомобиле, не перебегайте улицу на красный свет, не разговаривайте с незнакомцами. Уважайте ребенка, его чувства, мнения, не высмеивайте его и не учите слушаться кого-то только потому, что он взрослый. Тогда ребенок привыкнет, что его должны уважать и другие взрослые, и не позволит чужим манипулировать собой.

Не запугивайте сына или дочь страшными историями. Лучше играйте и формируйте нужное поведение.

Не принуждайте ребенка к объятиям, когда ему этого не хочется.

Не заставляйте его целовать кого-то из вежливости.

Предупредите детей о возможных приманках. Например, ребенка могут попросить поискать пропавшего щенка или предложат конфеты, которые лежат где-то в машине. Если дети слышат подобные предложения, они должны быстро уйти в безопасное место.

Если кто-то останавливается рядом с ними в автомобиле, они должны убегать в сторону, противоположную движению машины. Так водителю будет сложно быстро развернуться и поехать за ребенком.

Придумайте кодовые слова и расскажите о них только тем, кому вы доверяете. Скажите ребенку, что он не должен ходить с людьми, которые не знают этих слов.

Всегда следите, где играют ваши дети, разузнайте все об их друзьях и семьях друзей. Особенно перед тем, как ваш ребенок пойдет к ним в гости. Узнайте адреса и телефоны друзей ребенка и их родителей.

Покажите детям безопасные места в вашем районе, куда они могут пойти в случае опасности. Это может быть дом проверенного знакомого или друга, полицейский или пожарный участки.

Советы для детей

Не берите лекарства у чужих людей. Их вам могут давать только мама или папа и врач в присутствии родителей.

Отказывайтесь от пива, сигарет и прочего, что может повлиять на вас.

Не разрешайте незнакомым людям к вам прикасаться. Если такое произошло, обязательно расскажите родителям.

Перед тем, как пойти куда-то, всегда спрашивайте разрешения у родителей.

Всегда говорите родителям, с кем и где вы будете играть.

Не общайтесь с незнакомыми людьми. Особенно, если они вас просят пойти к ним домой, найти собаку или кота, покататься вместе в автомобиле.

Не общайтесь по телефону с незнакомцами. Вы можете ответить на звонок, но не рассказывайте какую-либо информацию о себе или семье.

Советы для подростков

Всегда рассказывайте вашим родителям, где вы, с кем и куда идете.

Не путешествуйте автостопом. Особенно в одиночку. Это касается и одиночных прогулок в парках, езды на велосипеде.

Не употребляйте алкоголь и наркотики. Это не только навредит здоровью, но и сделает вас более уязвимым перед похитителями.

Держитесь подальше от мест, которые вы не знаете.

Помните, что самые близкие люди – родители. Если вам нужна помощь, звоните в первую очередь им.

Выпуск подготовила Евгения РУДЕНКО

(Проект «С-А» «У истоков жизни»)

 

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.