Проект «С-А» «У истоков жизни»

Проект «С-А» «У истоков жизни»

Говорить – это не трудно

Когда ты – мама, любящая безмерно своего ребенка, то все вопросы, связанные с его развитием находятся у тебя на первом месте. И не дай Бог встретиться на детской площадке с другой мамой двухлетнего малыша, которая скажет тебе как бы между прочим: «А вам сколько? Два года, и вы не говорите? А мы уже вовсю болтаем. Представляешь? И небольшие стишки учим иногда».

Понятно, ей хочется поделиться своей радостью, а ты после этого разговора, несмотря на то, что знаешь – каждый ребенок индивидуален, приходишь домой и судорожно ищешь в Интернете ответ на вопрос: «Во сколько лет должен заговорить ребенок?» Знакомая ситуация, не правда ли?

Чтобы не переворачивать всемирную сеть с ног на  голову, мы решили обратиться к Светлане Юрьевне ШКИЛЁВОЙ, учителю-логопеду КГБУСО СРЦН Дальнереченский «Надежда».

— Светлана Юрьевна, в чем суть работы логопеда, и так ли он нужен детям?

— Многие считают, что логопед — это специалист, который занимается исключительно постановкой звуков, но это наиболее заметная для окружающих часть его труда. А в целом педагог работает над развитием всех компонентов речи. Кроме правильного произношения, сюда входят и формирование фонематического процесса, и лексические занятия — расширение и активизация словарного запаса, и грамматические, и работа с просодикой — интонация, дикция и прочее, и связной речью – умение пересказывать и составлять рассказ по картинке. А также логопед помогает развить мелкую моторику, графические навыки, что напрямую связано с речевым развитием ребенка.

Кроме этого, логопед всегда может помочь ему устранить дисграфию – специфическое нарушение письма, когда школьник пишет слова с фонетическими ошибками. Например, вместо «п» — «б», «т»-«д», неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные. А также и дислексию – при чтении путает звуки, переиначивает слоги, неправильно понимает смысл прочитанного.

Как вы видите, проблем, связанных с нарушением речи, достаточно, поэтому иногда ребенку без помощи специалиста никак не обойтись.

— Когда ребенок должен заговорить, существуют ли какие-то нормы речевого развития?

— Речь, как важнейшая, высшая психическая функция, организует и связывает все другие психические процессы. Когда ребенок начинает разговаривать, общаться, у него формируются такие процессы, как восприятие, память, мышление, воображение.

Соответственно, если речи нет, происходит задержка речевого развития, которая может повлечь за собой отставание  психоречевого развития.

Само понятие «возрастные нормы речевого развития детей» включает в себя не только количество выговариваемых ребенком слов и их правильное произношение. Сюда же относится и умение составлять словосочетания, предложения, распознавание местоимений и многое другое.

В целом, нормы развития речи у ребенка можно разделить на несколько этапов – крик, гуление, лепет и речь.

С рождения до двух месяцев нормально развивающийся младенец общается с родителями через свой плач. Затем, с 2 до 4, на его смену приходит гуление, ребенок произносит свои первые звуки «а», «ы», «у». Ориентировочно с 4 до 8 месяцев начинается лепет, который к первому году жизни прогрессирует до одинаковых слогов «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». А в год малыш может произнести 5-10 коротких слов, и в пассивном словаре должно быть 10-20.

После года развитие речи малыша идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, а в процессе общения просит, указывает, требует и сообщает, поэтому все реже он будет общаться при помощи мимики и жестов.

В два года в активном словаре должно быть 100-300 слов, из которых появляются простые короткие предложения.

В три — словарный запас увеличивается до 1000. При этом ребенок должен дать адекватный ответ на простой вопрос взрослого.

В четыре — уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги. Словарный запас — 1500-2000 слов, в том числе, обозначающих временные, пространственные понятия, а также ребенок начинает понимать применение слов: много — мало, большой – маленький и так далее.

В пять — может сказать предложения из девяти слов. Он активно употребляет обобщающие — «одежда», «овощи», «животные». В его рассказах уже не встречаются пропуски, в словах — перестановки звуков и слогов.

В шесть лет он должен знать уже более двух тысяч слов. В этом возрасте он может составить историю по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

Семь лет – этот возраст считается гранью, когда у ребенка должны полностью сформироваться все компоненты речи – связная, грамматическая, лексическая и фонематический слух.

Если у ребенка нет нарушений со стороны центральной нервной системы, патологий головного мозга, аномалии развития артикуляционного аппарата (в него входят зубы, язык, губы, небо), посттравматического синдрома, и он не переносил серьезное заболевание, то к тому, что ему исполнилось 2,5 года, а он молчит, можно отнестись спокойно и не бить тревогу. Нужно набраться терпения и подождать.

— Существует ли такое понятие, как сложные и простые звуки для ребенка, и каковы границы их формирования?

— Процесс усвоения звуков у каждого ребёнка индивидуален, и однозначно сказать, какой самый сложный в произношении нельзя. Кому-то «р» сказать легко в три года, а в семь лет возникают трудности с «ш».

Но от года до двух лет ребенок должен овладеть произношением простых по артикуляции звуков. Например, гласными «а», «о», «э» и согласными губными «п», «м», «б».

От двух до трех – «й», «и», «ы», «у», «ф», «в», «к», «г», хотя и в полгода он может сказать «агу», «кака».

Более трудные звуки – это свистящие, они появляются в звуковом запасе ребенка в возрасте от трех до четырех лет. С четырех до пяти – он должен произносить шипящие. И в возрасте от пяти до шести — овладевает нормальным произношением и сонорных звуков «р», «л», которые считаются одними из самых сложных в произношении, поэтому чаще всего они устанавливаются в детской речи последними и до семи лет.

— На что в речевом развитии ребенка родителям следует обратить внимание, чтобы вовремя принять необходимые меры? 

— Симптомы нарушения речевого развития бывают разные. Уже на первом году жизни можно определить сигналы, которые говорят об отставании речевого развития ребенка, и их много. Например, малыш не реагирует на звуки; для него характерно однообразное гуление; у него нет избирательного внимания к речи мамы, папы и посторонних людей; ребенок не реагирует на свое имя, и отмечается отсутствие лепетных слов. А также, когда ему исполнилось три года, и у него одно слово обозначает разные предметы, или уже возникшая к этому возрасту речь внезапно начала распадаться, и ребенок замолчал. Он переставляет слоги в словах (зажигать — жазигать).

Если ребенок старше 6 лет, и у него нет проблем с постановкой звуков, но он не может ответить на простой вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги, и если у школьника возникли проблемы с письмом — все это является поводом для визита к логопеду.

Когда подобных признаков нет, то лучше всего привести его на первую консультацию в три года. Чем раньше логопед диагностирует патологию, тем меньше времени потребуется на ее коррекцию и усилий, чтобы помочь малышу.

Если к этому возрасту он не говорит, я в первую очередь рекомендую родителям показать его невропатологу, который назначит необходимые обследования, на этой основе сделает то или иное заключение и поставит диагноз. При отклонениях проводится совместная работа – врач лечит медикаментозно, а я работаю над тем, чтобы у ребенка появилась речь.

— По каким причинам происходит нарушение речи?

— Нарушение речи означает наличие различных видов отклонений в ее развитии. Это, как правило, серьезные диагнозы, поставленные врачом. Например, алалия — отсутствие речи с рождения, афазия – потеря или нарушение уже сформировавшейся речи.

Существуют еще и задержка речевого развития — это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми, и дефект речи – различные речевые недостатки, неспособность правильно произносить звуки, шепелявость, заикание.

Причины их возникновения разные. Многие особенности, например, прикус или посадка зубов, которые повлекут за собой различные трудности в речевом развитии, передаются ребенку от родителей. Кроме наследственных факторов, имеет место быть и внутриутробная патология, вирусные и эндокринные заболевания мамы и многое другое.

Тяжелые роды, вследствие чего были получены травмы, асфиксия (кислородное голодание мозга из-за нарушения дыхания) также могут стать одной из причин нарушений. Плюс серьезные заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни, психологические стрессы, травмы головы и другие, которые могут негативно сказаться на его общем развитии.

В моей практике был случай, когда ребенок до полутора лет нормально развивался во всем. А потом получил 60 процентов ожога на теле и стал аутиком. Он замкнулся, ушел в свой мир и замолчал.

Также посещал мои занятия мальчик с афазией, то есть у него была речь, а потом из-за сильного испуга он перестал говорить. С ним также проводилась кропотливая работа, благодаря которой он заговорил, разучил звуки, стал читать и пошел в первый класс.

Нередко встречаются дети с проблемами аденоидов, которые являются наиболее частой причиной затрудненного носового дыхания. Соответственно из-за этого идет неправильное произношение звуков, и поставить их так, как нужно, при неполноценном дыхании трудно. По каким-то причинам родители боятся операции по их удалению и оттягивают ее до последнего, когда ребенок уже становится взрослым, и в речи у него возникают достаточно серьезные дефекты.

Я занималась с мальчиком, у которого была такая проблема.  И проводилась непростая работа. Но потом аденоиды ему удалили, и буквально за пару месяцев мы все звуки поставили, благодаря тому, что у ребенка нормализовалось дыхание.

Немаловажную роль в развитии речи играет и среда, в которой живет малыш, — ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ним дома жестоко обращаются.

Кроме этого, некоторые родители допускают и другие, на первый взгляд, безобидные ошибки, которые впоследствии ведут к неправильному формированию артикуляционного аппарата, и негативно сказываются на развитии речи.

Это продолжительное сосание сосок, применение поильников, а также кормление мягкой пищей — после двух лет в рационе у ребенка должна быть обязательно твердая еда, пережевывать которую он должен самостоятельно. Благодаря этому разрабатываются все необходимые мышцы, играющие важную роль в формировании артикуляционного аппарата.

И, конечно же, у любого ребенка должно быть нормальное общение как с родными в домашних условиях, так и со своими сверстниками за пределами семьи. То есть, если малыш в два года не говорит, он обязательно должен ходить в детский садик, чтобы слышать речь других детей.

У многих школьников сейчас логопедические проблемы «благодаря» сотовым телефонам. Теперь дети ведут переписку голосовыми посланиями, а значит, у них отсутствует практика правильного  написания. Нет общения между собой, в котором они учились бы выражать свои мысли и эмоции словами.

Еще частыми причинами нарушения речи являются двуязычие в семье, и то, как сами родители произносят звуки. Если у кого-то в семье есть дефекты в речи, то и у ребенка могут  возникнуть трудности с произношением.

Ко мне на занятия ходила девочка, которая не произносила звуки «к» и «г», и ее мама тоже их не говорила. Я смогла поставить ребенку эти звуки, но занимался с нею родной дядя, который мог правильно произносить их.

— Все ли проблемы речи поддаются исправлению, и какую роль в этом играет возраст ребенка?

– Большинство проблем поддается коррекции, но не стоит забывать о причинах нарушения речи. Если первичная проблема скрыта в нарушении ЦНС или в патологиях головного мозга, то в этом случае, конечно, работа усложняется и длится годами параллельно с лечением. Эффект коррекции будет зависеть от сложности того или иного заболевания.

Но быстрые и качественные результаты всегда зависят не только от специалиста, но и от работы, и помощи родителей и, конечно, самого ребёнка. Если не выполнять рекомендации и домашние задания, результат от занятий будет, но не так скоро, как этого хотелось бы маме или папе. Моя задача — поставить звуки, а дальше родители должны помочь ребенку закрепить их в слогах, словах, предложениях.

Дефект речи можно исправить в любом возрасте — и в 15, и в 16, и в 18 лет, но здесь большую роль играет желание подростка, у которого существуют эти проблемы.

Однажды ко мне на занятия пришел парень, который хотел стать судьей, а звук «р» не выговаривал. Но у него было такое большое стремление к хорошему произношению, что за месяц он его автоматизировал.

А вообще, самый благодатный период для преодоления нарушений речи — это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-логопеду. По мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

— Какие упражнения Вы посоветуете делать с ребенком дома, чтобы его речь формировалась правильно и была красивой?

— Я всегда рекомендую родителям развивать язык ребенка — это мышца, и она, как и другие, требует тренировок. Поэтому я даю упражнения по артикуляционной и дыхательной гимнастике – это обязательные компоненты для нормального речевого развития. Особенно важно правильное дыхание: вдох носом, выдох – ртом.

Это можно делать и с интересом для ребенка, в игровой форме. Например, игра «Мыльные пузыри», когда вдыхаем носом, а пузырь дуем на выдохе, имитируем задувание свечек. Также дети очень любят «Воздушный футбол», когда кусочек ватки дыханием перегоняешь по столу, забивая гол в ворота противника.

Пальчиковая гимнастика и мелкая моторика рук тоже играют немаловажную роль в речевом развитии.

Кроме всего этого, существуют и более серьезные мероприятия для детей с тяжелым нарушением речи или совсем слабым артикуляционным аппаратом. Это языковой логопедический и массаж лицевой мускулатуры, где массируются все точки и мышцы, задействованные в речевом развитии.

— Что должны делать мама и папа, чтобы помочь ребенку достичь результата и чего делать ни в коем случае нельзя?

— Самые распространённые ошибки, совершаемые родителями в период занятий с логопедом, заключаются в том, что они заставляют ребенка дома заниматься «по-взрослому». Таким образом у него быстро пропадает желание посещать уроки логопеда.

Это нужно делать ненавязчиво. Например,  гуляете вместе на улице, увидели на детской площадке горку — сделали упражнение «горка», сразу вспомнили, как скачет лошадка, и так далее. Ситуаций можно придумать много.

Если у ребенка не получается произнести какой-то звук, его нельзя за это ругать и наказывать. Значит, еще не пришло время и нужно немного подождать. От суровых родительских наставлений процесс не ускорится, а наоборот, может затянуться.

Родители не должны разговаривать с ребенком детским, искаженным голосом. Вместо: «Ты, мой малысок!», говорить: «Ты, мой малышок!» Мама и папа должны ребенку показывать свою правильную речь, и она для него должна стать примером.

Важно позитивное подкрепление — указывать не на ошибки, а на успехи и при этом восхищаться ими и хвалить ребенка. Достигнув первых результатов, не бросать занятия с логопедом, а пройти весь курс до конца. Правильная, красивая и связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, что помогает полноценно овладеть не только родным, но и иностранными языками.

 

Евгения РУДЕНКО

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.