Проект «С-А» «У истоков жизни»

Проект «С-А» «У истоков жизни»

Первый раз в первый класс

Пожалуй, самым важным этапом в жизни каждого ребенка является поступление в первый класс. Что могут и должны сделать родители, чтобы переход к нему прошел безболезненно и успешно? Какой должна быть подготовка в школе?

На эти и многие другие вопросы ответила Л.А.Кветкина, старший специалист управления образованием АКМР.

Лилия Александровна, сколько всего в этом году в Красноармейском районе выпускается дошколят, и как складывается обстановка с неорганизованными детьми?

— В дошкольных учреждениях района в этом году выпускается 181 ребенок. Цифру по неорганизованным детям мы узнаем позже из статистических данных, но могу сказать, что дошколят с каждым годом становится меньше – несмотря на принятие государством мер материальной поддержки семей, рождаемость падает.

В связи с этим снижается и численность детей в ДОУ. В прошлом году, например,  в начале мая она составляла 891 ребенок, в этом – 840.

Но и благодаря социальным выплатам на детей до трех лет многие мамы не спешат выходить на работу, а значит, не ведут своего малыша в садик в полтора года.

Вторая причина — отток населения, многие уезжают из района. Особенно страдают села, где люди получают жилищные сертификаты и покупают жилье в городах. В этом плане наиболее уязвимыми стали Вострецово, Мельничное и Восток.

И третья причина — у многих родителей нет постоянной работы, а из-за этого нет возможности оплачивать детский сад, соответствующе одевать и обувать ребенка и так далее.

— Какой порядок поступления детей в первый класс на сегодняшний день?

— По общим правилам поступить в первый класс государственной или муниципальной школы может ребенок, достигший возраста шести с половиной, а лучше — семи лет при отсутствии у него противопоказаний по состоянию здоровья, и не позже достижения им возраста восьми лет.

Поступить в школу в более раннем  возрасте можно по заявлению родителей ребенка и по разрешению учредителя образовательного учреждения.

С целью организованного приема детей в первый класс школа размещает на своем информационном стенде, официальном сайте в сети Интернет, а также в СМИ информацию о количестве мест в первых классах и о наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории.

Прием заявлений в первый класс на детей, проживающих на закрепленной территории, проходит с 1 февраля по 30 июня текущего года. А для не проживающих на закрепленной территории – с 1 июля до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября.

Распределение детей по классам проходит с учетом характеристики воспитателя, выпускающего группу, чтобы классы были равнозначными по знаниям. Но если родитель желает, чтобы его ребенок учился у определенного педагога, то он может по этому поводу обратиться к администрации школы.

Вместе с заявлением нужно будет представить паспорт родителя или законного представителя, свидетельство о рождении ребенка, данные о регистрации ребенка по местожительству и медицинскую карту о состоянии здоровья.

Последнему подпункту хочется уделить особенное внимание. Раньше прохождение медицинской комиссии перед поступлением в первый класс было обязательным требованием, а теперь – нет, и многие родители не хотят тратить на это свое время. Но я считаю, что это нужно сделать. Информация о здоровье будущего первоклассника должна основываться на заключениях специалистов.

Например, далеко не все родители знают, какое зрение у ребенка. Возможно, у него есть какие-то проблемы, и он не видит полноценно, а учитель, придя в свой класс, не зная об этом, посадит его за последнюю парту. И отсюда пойдет ряд других проблем. Особенно много сейчас детей идет в школу со сколиозами, различными искривлениями спины. Родителям просто необходимо дома заставлять их сидеть на стуле ровно, поправлять осанку, напоминать об этом  чаще. Поэтому в соответствии с заключением врача родитель сможет  предупредить педагога о проблеме ребенка.

— Довольно часто родителям приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда их ребенку на момент поступления в первый класс нет полных семи лет. Например, шесть с половиной или шесть и девять месяцев. И они не знают, как поступить: отдать в школу пораньше или еще год подождать. Что может помочь мамам и папам определиться?

— Около 15 лет назад Закон РФ «Об образовании» предполагал поступление детей в школу только с семи лет, но в настоящее время первоклассники-шестилетки — не редкость.  Некоторые родители считают, что их ребенок в шесть лет уже способен успешно обучаться в первом классе, и предпочитают не тратить еще целый год на посещение детского сада. Или просто не хотят отрывать ребенка от давно сложившегося коллектива.

Однозначно сказать, в каком возрасте лучше идти ребенку в школу, нельзя. Каждый — индивидуален, как и его психологические особенности, уровень развития, физическое здоровье и так далее. Подготовленность его к школе складывается из целого комплекса факторов. И если хотя бы один из них менее развит, то у ребенка будут проблемы с обучением.

Поэтому, если родители решили отдать сына или дочь в первый класс с шести лет, то рекомендуется проконсультироваться со специалистом, чтобы он определил, готов ли ребенок к школе. Это может быть психолог или воспитатель, который работал с ним в течение многих лет. Подобная консультация не помешает и тем ребятам, которые идут в школу с семи лет, потому что бывает такое, что и к этому возрасту ребенок не освоил дошкольную программу. На этот случай в законе прописано, что он может посещать детский сад до восьми лет.

Но я бы рекомендовала водить в детский сад детей до семи лет. Не зря же в советское время именно этот возраст был предусмотрен для поступления в первый класс, потому что все-таки к этому времени у ребенка полностью сформированы навыки обучения, письма, он становится внимательным, мыслит уже не совсем по-детски, но и не по-взрослому, а в шесть с половиной — все это находится в «сыром» состоянии.

— Есть ли определенные критерии, которым должен соответствовать будущий первоклассник?

— Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений, навыков, которыми должен владеть дошкольник. Она подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспекты, каждый из которых включает в себя ряд составляющих. Если разобрать более подробно каждый, то можно отметить, что физиологическая готовность ребенка к школе означает, что состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу, должны быть хорошо развиты мелкая моторика рук, координация движения. К семи годам у предстоящего школьника должен быть достаточно крепкий   костно-мышечный аппарат.

В психологический аспект входят три компонента: интеллектуальная, личностная и социальная, эмоционально-волевая готовности. У каждой из них много различных аспектов, и о каждом можно немного рассказать. Например, в интеллектуальном плане ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве – знать, как пройти в школу, до магазина и обратно. Его память, речь и мышление должны соответствовать его возрасту.

Личностная и социальная готовность подразумевает, что ребенок должен быть коммуникабельным, в общении не должно проявляться агрессии, он должен понимать и признавать авторитет взрослых людей, а также адекватно реагировать на замечания взрослых и сверстников.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает понимание ребенком важности обучения, наличие интереса к получению новых знаний, усидчивость – способность в течение определённого времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы.

Наиболее обширная – это познавательная готовность, которая означает, что будущий первоклассник должен обладать определённым комплексом знаний и умений, которые понадобятся ему для успешного обучения в школе. Например, находить сходства и различия между предметами, легко играть в игры на внимательность, уметь считать от 0 до 10 и обратно, знать и различать между собой арифметические знаки, пересказывать небольшие тексты, правильно держать в руке карандаш, кисть  и регулировать силу их нажима при письме или рисовании, уметь пользоваться ножницами.

Кроме этого, нужно немало знать и из окружающего мира — домашних и диких животных, птиц, цветы, ягоды, времена года, месяцы, дни, а самое важное – свои и родителей имена, отчества и фамилии, место их работы и свой полный домашний адрес.

И очень важную роль играет, насколько правильно развита речь у будущего первоклассника. Минимум, который он должен уметь, – составлять предложения из нескольких слов, а также связный рассказ по картинке или серии картинок. И у современных детей с этим большая проблема — многие разговаривают односложными предложениями: «Да», «Нет», «Не знаю». Одна из причин – недостаточное общение ребенка в семье. И понять это можно довольно просто, став случайным свидетелем того, как, например, родители отводят своих детей в детский сад и забирают их оттуда.

Очень часто можно пронаблюдать такую картину: ребенок сам по себе идет позади мамы, а она с кем-то говорит по телефону. Она с ним не общается, ничего у него не спрашивает, да и сама ничего не рассказывает. И такую тенденцию я замечаю уже несколько лет, что очень плохо, ведь за это время, пока они идут домой, ребенку можно столько разных интересных и полезных вещей рассказать об окружающем мире, но этого не происходит. А ребенок должен слышать речь мамы (желательно грамотную) и уметь делать какие-то выводы, благодаря совместным наблюдениям.

Уважаемые родители!  Хочу отметить, что наши дети не знают сказок, им их не читают. Читайте  детям сказки, слушайте, как они будут вам их рассказывать, сочиняйте вместе с ними.

— Достаточны ли те знания, которые дают детям в детских садах, для поступления в школу, или все-таки стоит позаниматься с репетитором?

— Многие родители обеспокоены тем, что в ДОУ дают недостаточно знаний, поэтому и считают необходимым дополнительные занятия у различных репетиторов. В дошкольных учреждениях нашего района работают грамотные воспитатели, которые дают детям все, что нужно для первого класса.

Но, если мама понимает, что ребенку пора идти в школу, а у него имеются какие-то пробелы в знаниях, то, конечно, нужно задуматься о дополнительной подготовке.

— Неорганизованные дети уступают в своих дошкольных знаниях воспитанникам детских садов?

— Я скажу так: если ребенок не посещал дошкольное учреждение, а родитель заинтересован в его образовании, то ребенок сильно отличаться от того, который посещал детский сад, не будет. Сейчас очень много развивающих игр, благодаря которым можно хорошо подтянуть знания во многих сферах. И если мама занимается с ребенком надлежащим образом, то в школе ему будет во многом проще.

— Чего не нужно делать родителям детей, идущих в первый класс?

— В первую очередь, заниматься самодеятельностью — учить писать, читать. Именно для этого и существует первый класс, где педагог грамотно показывает и рассказывает, как нужно это делать. Хотя учителя говорят о том, что, если ребенок читает по слогам, – это большой плюс в их работе. Родитель, конечно, тоже может научить многому, но велика вероятность, что сделает он это неправильно. И когда ребенок придет в школу, от полученных родительских знаний и от наставлений учителя у него в голове может получиться большая каша и, как результат, — предметная неуспеваемость.

А кроме этого, у любого ребенка все-таки должно быть детство, и раньше времени его лишать не надо, тем более, что умение писать и читать — это не самое важное для успешной адаптации в школе. Главное – принять те требования, которые предъявляет школа: внимательно слушать учителя, выполнять задания, сидеть на уроке и уметь контролировать свое поведение.

А еще не нужно слишком много требовать. Многие родители считают, раз ребенок пошел в школу, то он резко повзрослел, и начинают завышать свои требования к нему. Но это неправильно. С момента окончания детского сада и до начала занятий в школе проходит всего несколько месяцев. За это время ни один ребенок так быстро не повзрослеет. Мамам и папам это нужно понимать и быть к своим детям более снисходительными.

— Что ждет детей в первый год обучения в школе?

— Первый класс является, пожалуй, самым важным и волнительным этапом в жизни как для детей, так и для родителей. Но сильно переживать по этому поводу не стоит. В первом классе учеников стараются не сильно загружать, но все равно предметов предостаточно. Всего их будет восемь.

Первая четверть начнется с трех основных. Письмо – на этом уроке учитель будет учить писать палочки, крючочки и сами письменные буквы, кроме этого, научит различать гласные и согласные буквы, делить по слогам слова и ставить ударения.

Математика. Здесь детей научат считать, писать цифры и решать задачки. Чтение. На этом уроке ребенок учится читать и в дальнейшем правильно излагать свои мысли.

Уроки будут длиться первую четверть по 35 минут, а со второй четверти, как положено, — по 45, и к этим  предметам добавятся еще пять: физическая культура, окружающий мир, уроки музыки, ИЗО  и труда.

Первый и второй классы будет действовать безоценочная система. Учитель может только поощрить, например, звездочкой или цветочком и другими знаками, но ставить оценки не будет. Домашние задания будут обязательно задавать, благодаря этому учитель сможет понять, насколько хорошо ребенок усвоил материал.

Несмотря на всю серьезность, обучение в первом классе проходит все еще в игровой форме, но при этом объем изучаемого материала для ребенка большой, особенно по чтению. К концу первой четверти первоклассник должен брать определённое количество слов в минуту. Определенные нормативы существуют и по математике, и по русскому языку.

В этом плане родителю нужно не бросать ребенка наедине с новыми трудностями, а постоянно с ним заниматься, тогда он будет успевать по всем предметам, и все будет хорошо.

— С какими недочетами у первоклашек в процессе учебы приходится сталкиваться учителям, и какие есть положительные моменты?

— Самое первое, с чем приходится сталкиваться учителям, когда начинают обучать первоклашек, — много детей держат неправильно ручку, и переучить на правильный лад  требуется немало времени и сил. Последнее время много детей леворуких, хотя сегодня есть специальные ручки, ножницы для них, но им очень трудно дается письмо.

Еще педагоги отмечают, что среди детей есть и такие, где в семье не соблюдается правильный режим дня, вследствие чего ребенок спит на уроках.

Кроме этого, бывает, что дети не воспринимают обращения учителей, не реагируют на их замечания и просьбы. Да и родители, в свою очередь, не должны обижаться на замечания учителя, если таковые бывают, и помогать педагогу в его работе.

Не остается не замеченным и тот факт, что даже среди первоклашек есть большая зависимость от гаджетов, особенно сотовых телефонов, которые в большинстве случаев используются не для звонков, а для различных игр. Такая проблема иной раз присутствует и на самом уроке, когда учитель объясняет тему, а школьник тычет на кнопки телефона под партой.

Обратите внимание на одежду детей: учителя жалуются, что дети не умеют завязывать шнурки, шарфы, шапки, застегивать пуговицы. Уходит много времени  на сборы, когда дети идут в столовую.

Положительных моментов, конечно, больше. Например, сейчас родители более активны, чем несколько лет назад. Любые интересные предложения всегда поддерживают и стараются принять участие в их реализации вместе с детьми.

— Что можно порекомендовать родителям первоклашек?

— Подготовка к школьному обучению — процесс длительный, требующий усердия и терпения. Для того чтобы он протекал увлекательно, помните слова отечественного педагога В.Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Пусть этот рецепт помогает вам заниматься с будущим школьником и сохранит ваши отношения дружными.

Так спокойнее

В современном мире трудно обойтись без средств родительского контроля, особенно в случае с первоклассниками. И на потребительском рынке есть варианты устройств, предназначенных для этого. Задача родителей – сделать правильный выбор.

Недавно в Интернете я прочитала мнение мамочки первоклассницы: «Телефон дочке купили к 1 сентября. И он очень пригождается всегда. Если, например, животик заболел или что-то потерялось, если вдруг очень страшно стало, ну, мало ли что там. Это ведь не садик, никто сюсюкаться с ребёнком не будет. Телефон необходим для уверенности, что в любой момент мама ответит и поможет».

А вот еще одна ситуация — у друзей дочка тоже пошла в первый класс. Утром ее отводит мама, после уроков забирает бабушка, хотя ребенок живет в пяти минутах ходьбы от школы.

Этот случай сразу напомнил мне мое детство, когда на следующий день после школьной линейки, мама открыла мне двери дома, провожая в школу, и спросила на дорожку: «Точно запомнила, в какой класс нужно будет зайти?» Услышав мое: «Да», добавила: «Молодец! После школы – сразу домой». А жили мы тогда далеко – для  взрослого человека время в пути составляло около 20 минут, ну, а для ребенка — все полчаса. Но я считала себя взрослой, да и не принято было тогда и даже неловко приходить «за ручку» с родителями, поэтому, если и жили за тридевять земель, шли одни в любое время года и при любой погоде.

«Тогда время другое было», — часто слышу от своих ровесников, и не только, а сейчас,  для ребенка быть «на связи», особенно в данном случае, — необходимость. Поэтому, собирая сына или дочь в школу, многие родители в список необходимых покупок включают средства связи – либо мобильный телефон, либо смарт-часы. Но, чтобы понять, какое из средств родительского контроля лучше, нужно комплексно подойти к их «изучению».

Современные дети сталкиваются с гаджетами еще задолго до наступления школьного возраста. Вполне естественно, что к первому классу им хочется иметь уже свое собственное устройство, и многие родители не отказывают в этом. А решающим аргументом является возможность в любое время выйти на связь с ребенком.

Во-вторых, взрослые считают, что ребенок учится бережному отношению к вещам, когда у него есть свой собственный телефон, ведь для первоклассников это, пожалуй, первая и единственная ценная вещь, которую они носят с собой в школу.

В-третьих, ребенок с телефоном не будет белой вороной среди одноклассников.

Но часть родителей все же считает, что наличие мобильного телефона у первоклассника скорее навредит ему, чем принесет пользу, — вместо реального общения с друзьями, дети выбирают виртуальное.

Кроме этого, смартфоны рассеивают внимание и отвлекают от учебы. Довольно трудно сконцентрироваться на задаче, когда на телефон приходят уведомления или в нем установлена интересная игра.

А еще у школьников формируются неправильные жизненные установки. Они начинают оценивать друг друга по стоимости телефона, который, кстати, маленький ребенок может легко потерять или сломать.

Порой мамы и папы полностью уверены, что ребенку хватит самого обычного телефона, который только звонит. Вот тут-то и оказывается, что ребенку нужен не просто телефон, а телефон с играми, камерой, Bluetooth, MMS, Интернетом и многими другими функциями! Дети есть дети. Для них телефон – это, прежде всего, игрушка! Родители же, приобретая сотовый телефон, должны опираться на основные критерии.

Первое — это прочность. Слайдеры и раскладушки не подойдут. Ребенок будет снова и снова открывать свою «мобилку», из-за чего механизм может быстро износиться.

Вторая — телефон не должен быть слишком дорогим, чтобы в случае поломки или утери вы не рвали на себе волосы.

Третье – надежный аккумулятор. Если в самый неподходящий момент у ребенка телефон разрядится, вам это будет стоить нервов.

Наличие Интернета, во всяком случае для малышей, совершенно не нужно! Вы не сможете контролировать посещаемые сайты. К тому же зависимость детей от социальных сетей сказывается на их общении вживую, дети могут стать более замкнутыми и уйти в другую реальность, где они крутые и смелые.

И не забудьте у операторов связи отказаться от рекламной рассылки! Взрослые уже привыкли, что провайдеры предлагают множество услуг (новые рингтоны, гороскопы, игры и прочее), а дети не научились это игнорировать. В лучшем случае, это выльется в огромный счет! В худшем — ваше чадо «засядет» в мобильные знакомства, что не всегда безопасно.

Альтернатива телефону — умные часы. Это не только устройство, которое показывает время, но и инструмент, позволяющий родителям постоянно держать контакт со своими детьми и в любое время выходить с ними на связь.  Они с успехом выполняют функции няни, частного детектива, переговорного устройства с мамой, «прослушки», мобильного телефона, будильника, а также имеют тревожную кнопку SOS для быстрой подачи тревожного сигнала и оповещения при выходе ребенка за установленную зону.

В модном дивайсе нет практически никаких развлечений, это значит, что ребенок не будет в нем зависать, тогда как мама с папой могут потратить не один час, отслеживая перемещения своего чада и прослушивая, что творится вокруг него.

Принцип работы детских часов достаточно прост. Они находятся на руке у ребенка, а вот все управление ими совершают родители через свой смартфон, предварительно установив на него специальное бесплатное приложение, которое синхронизирует два устройства и позволяет отслеживать местонахождение ребенка. Чтобы обеспечить связь между родителями и их ненагляднными дочкой или сыночком и, к примеру, совершать звонки, необходимо в специальный разъем в часах установить микросим-карту любого оператора сотовой связи, который предоставляет стабильное мобильное подключение к Интернету.

Рынок умных часов для детей довольно обширен, есть модели подороже, есть совсем дешевые. Задача родителя — найти оптимальный баланс между функциональностью, качеством и стоимостью, поэтому есть основные моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе детских умных часов.

Цветной или нет дисплей — в принципе, параметр не самый важный, но дети с большим удовольствием будут носить яркий и интересный гаджет, чем часы со скучным черно-белым дисплеем.

Телефонная книга на 10-15 номеров. На эти номера телефонов сможет позвонить ребенок и только с этих номеров могут позвонить ему. Есть модели и с памятью на два номера, то есть, номер мамы и папы сохранить можно, а вот дедушки с бабушками пролетают.

GPS-модуль. Это очень важный момент, на который обязательно нужно обращать внимание. Если вы хотите контролировать местонахождение вашего ребенка, он должен быть  обязательно в порядке.

Датчик снятия с руки. Очень полезная функция, которая отправит вам уведомление о том, что ребенок снял или потерял часы.

Наличие вибромотора. Звонок ребенок может и не услышать, но вибрацию он почувствует обязательно.

Выбирая смарт-часы для ребенка, стоит понимать, что вы выбираете не просто очередную игрушку, а весьма полезный аксессуар, который избавит вас от лишнего беспокойства, а быть может, даже спасет здоровье и жизнь вашему ребенку.

Что касается личного примера, могу сказать, что я тоже была озадачена вопросом — что лучше приобрести: сотовый телефон или смарт-часы? Решить задачу мне помогли мои городские подруги.

Оказывается, своим детям смарт-часы они покупали, когда те переходили в подготовительную группу в детском саду. Правда, с условием, что, когда детвора пойдет в первый класс, обязательно купят сотовые телефоны. Но, увидев все плюсы наручных часов, они поняли, что лучше контролера не найти.

Во-первых, если ребенок уходит из дома, и у него на одежде нет карманов, особенно у мальчиков, то телефон положить уже некуда. В руках он его носить не будет, да и на веревочку  не повесит — при активных играх мобильник будет сильно мешать. Девочки, как маленькие модницы, носят сумочки, но есть большая вероятность, что и оттуда он может с большим успехом вылететь. А с часами нет никаких заморочек – одели их на руку ребенку, и они всегда при нем.

Во-вторых, в любой момент вы можете позвонить ребенку, и он обязательно ответит на входящий звонок, потому что услышит сигнал часов, которые в прямом смысле под рукой.

В-третьих, любому родителю всегда интересно, чем занимаются дети без присутствия взрослых, а с часами – это довольно просто узнать, сделав тайный звонок.

Ну и кнопка SOS — отличный сигнализатор. Когда ребенку срочно понадобится помощь родителей, он нажмет ее, и на телефоны взрослых придут сообщения-оповещения.

И, конечно, стоимость такого продукта приятно удивляет. В городе смарт-часы можно купить в пределах двух тысяч рублей, и мне кажется, это оптимальная цена для такого контроля.

Этих, хоть и не всех, но основных функций, мне хватило, чтобы сделать свой выбор в пользу смарт-часов. И пока об этом не пожалела. Еще осенью они стали незаменимым помощником, когда сын самостоятельно гулял во дворе. Мне не нужно было выходить на балкон и кричать на всю округу или ходить от одного дома к другому в поисках сына. Достаточно было нажать кнопку на своем телефоне, и уже через секунду я знала, где он и с кем.

Ну, а чтобы проверить это, можно посмотреть его геолокацию. Она, конечно, не отличной точности, но примерное положение ребенка показывает, благодаря чему можно понять, где ребенок находится: возле дороги или на игровой площадке. А еще пару раз при помощи тайного звонка удалось «засечь» и пресечь мальчишечьи шалости и даже понять, что дети во дворе нашли живую змею.

А поначалу я слушала, как мой ребенок ходит самостоятельно в магазин, уж очень было интересно, как он умеет один совершать покупки.

И кнопка SOS тоже выручала. Было такое, что сыну срочно нужна была моя помощь, он нажал ее, и уже через несколько секунд я знала, что произошло.

В общем, смарт-часы – вещь очень полезная, главное — чтобы не было перебоев со связью, иначе это отразится на их основных функциях, а также не забывать их надевать, когда ребенок выходит из дома.

 

Школьные неожиданности

Не за горами первое сентября, и, мы надеемся, начальная школа вновь распахнет свои двери для маленьких первоклашек. Вчерашние детсадовцы и их родители с большим волнением ждут этого события. Правда, даже не все взрослые представляют себе, с чем придется им столкнуться, когда начнется школа.

В связи с этим мы решили составить «картинку» школьных неожиданностей с помощью родителей, чьи дети окончили в этом году первый класс. 

Для всех опрошенных мам, конечно, больной темой оказалось дистанционное обучение. Вот такого поворота в системе образования точно никто из них не ожидал. Но как бы тяжело ни пришлось, с этим испытанием справились все. А вспомнив начало учебного процесса, рассказали и о других моментах адаптации своих детей к школьной жизни.

Валентина, 30 лет:

— В начале года у моего сына, как и у всех других детей, кто пошел в первый класс, была адаптация к школе, которая длилась около полугода, и давалась она и ему, и нам, родителям, непросто.

Подниматься по времени раньше, чем в детский сад, у ребенка проблемы не было. Чтобы это проходило легко, в августе он перешел на новый распорядок дня – стал раньше ложиться спать, соответственно и просыпался тоже рано, поэтому к сентябрю у него уже выработался определенный режим.

С коллективом тоже проблем не возникало, потому что половина ребят в классе – дети из его садовской группы.

Не было трудностей и с самими занятиями в школе. Он высиживал положенное время урока, отвечал учителю на вопросы, делал все, что нужно было делать, а вот с выполнением домашнего задания возникли большие сложности.

У моего сына в голове никак не укладывалось, почему он должен делать еще «какие-то», по его мнению, уроки дома, если половину дня он и так учился в школе. Видимо, сказался режим детского сада. Там в первой половине дня проводились занятия, а во второй – дети больше  играли. Поэтому, придя из школы домой, он всегда торопился идти гулять на улицу с друзьями, а на мой вопрос: «Сынок, а уроки делать?» он отвечал в недоумении: «Мам, какие еще уроки?»

В связи с этим нам пришлось очень много времени провести за разговорами, а иногда и ссорами на тему, что уроки – это обязательная часть школьной жизни, за которые он теперь полностью ответственен.

Татьяна, 36 лет:

— Для моего сына и для нас новый школьный этап в жизни ребенка прошел, можно сказать, гладко. Он просыпался утром легко, с выполнением домашнего задания проблем вообще не было, потому что есть старший брат, который был в этом ему хорошим примером.

Да и самому нашему первокласснику очень нравилось самостоятельно садиться за уроки. Но большой неожиданностью для нас стало то, что мой ребенок очень болезненно, до слез, принимал критику, связанную непосредственно со школьным обучением. Причем достаточно  было сказать, например: «Здесь ты допустил ошибку», и он начинал плакать.

Пока он ходил в детский сад такого поведения не было, а здесь пришлось столкнуться, что для меня было небольшим шоком. Со временем эта ситуация, конечно, выровнялась, и он стал контролировать свои эмоции, но факт остается фактом.

Мария, 29 лет:

— У нас проблем вообще никаких не было. Моя дочь уже умела читать и писать когда пошла в первый класс. Просыпаться рано ей было трудновато, но она быстро к этому привыкла. А вот почему-то взаимоотношения с мальчишками-одноклассниками, причем со своими же, с кем ходила в детский сад, перестали быть дружными. Были моменты, что они ее стали обижать. Может, конечно, это своеобразное проявление симпатии с их стороны, но ей это не очень нравилось.

Татьяна, 43 года:

— К первому классу мы свою дочь готовили. И несмотря на то, что в школу она пошла, уже умея читать, приходилось трудно, особенно по письму. Для нас, взрослых, всегда кажется, что выполнить тот или иной элемент прописи просто, а для ребенка – это очень сложная и порой непосильная задача, и родителям это важно вовремя понять и поддержать своего первоклашку.

Иной раз уроки давались со слезами, какое-то задание не получалось, и она не хотела уже вообще ничего делать. Только убеждениями и разговорами получалось ее уговорить выполнить домашнее задание. Теперь, когда мы преодолели адаптационный период, вопросов по этому поводу нет, и она старается делать уроки пораньше, не откладывая их на вечер. Потому что стала понимать: чем раньше она их сделает, тем быстрее освободится.

Были и другие трудности. Как и все дети, в детском саду моя дочь привыкла много играть, общаться со своими друзьями, а на десятиминутной переменке всем этим насладиться вдоволь не получалось. И в самом начале  школьного обучения она долго еще вспоминала детский сад и время, проведенное в нем.

Олеся, 37 лет:

— Мой сынок тоже пошел в школу подготовленный, поэтому учеба давалась легко. Но большой неожиданностью стали сложности с застегиванием пуговиц на рукавах рубашек. Прежде он надевал и снимал рубашки дома, где всегда кто-то из взрослых помогал с этим справиться. А когда у сына в расписании появился предмет физкультура, вот тогда и начались психи.

Моторика рук, я думаю, все равно еще не у каждого ребенка развита настолько хорошо, что в семь лет он может самостоятельно застегнуть и расстегнуть пуговицы на рукавах сначала правой рукой, потом — левой. Причем это нужно сделать быстро, потому что времени на переодевалки дается мало, и важно не опоздать к началу урока. А у сына это не получалось,  поэтому спустя какое-то время нам пришлось все рубашки на пуговицах заменить на те, у которых были пришиты клепки. И тогда жизнь в школе у ребенка снова наладилась.

Людмила, 44 года:

— Конечно, обучение в школе – это совершенно новый этап в жизни моей дочери. Ей очень нравится, хотя в самом начале обучения были небольшие сложности с ранними подъемами, при выполнении домашних заданий не было усидчивости, ребенку хотелось побегать, попрыгать, а не сидеть в одном положении продолжительное время. Но в этом плане для любого первоклассника важно правильно сформировать его распорядок дня, что мы и делали. Дочь приходила из школы, обедала, немного отдыхала от школьных занятий и садилась за домашнее задание.

Но при всем этом посещать школу ей нравится больше, чем детский сад. Она очень любит предметы, кружки и, конечно, своего учителя – Наталью Леонидовну Стаценко. В первые месяцы посещения школы я также заметила и положительные моменты. Дочь стала более дисциплинированна и развита.

 

Советы родителям первоклашек

Заканчивая первоклассную тему сегодняшнего выпуска «У истоков жизни», мы предлагаем родителям первоклашек десять дельных советов от психологов и педагогов.

Ребенок идет в первый класс: советы родителям

1. Настроить на учебу

Настрой на учебу — это очень простой, но продолжительный по времени этап. Примерно за год, а можно и за два — до школы ребенка стоит приучить к положительному мнению об учебном процессе. А потом добавить к этому предварительную адаптацию.

Для этого родителям будущих первоклассников рекомендуют:

много и светло рассказывать о собственных школьных годах, друзьях, интересных событиях;

если нужно, провести подготовительный курс для знакомства с требованиями школы, учителями.

Ну и, конечно, важно соблюдать режим, чтобы в дальнейшем у ребенка не было проблем с ранним подъемом.

2. Работа над самооценкой

Адекватную самооценку нужно формировать у ребенка с самого раннего возраста. Основной ориентир для школьника – мнение родителей.

Нужно хвалить чадо за реальные, пусть и небольшие достижения, формировать ситуацию успеха.

Нельзя оценивать личность школьника, обвинять его в несостоятельности и плохих способностях.

3. Предупредить стеснительность

Стеснительность появляется по двум причинам:

копирование модели поведения в семье;

неуверенность в собственных силах.

Чтобы стеснительность не стала преградой к хорошей учебе, необходимо внимательно относиться к ребенку.

Важно! Хвалить и ругать нужно за действие, поступок, не акцентируя внимание на личности самого ребенка.

4. Будить с учетом «раскачки»

Необходимо точно понимать, сколько времени нужно ребенку на «раскачку». И будить от этого времени немного с запасом.

Плохое настроение и нежелание что-то делать рекомендуется гасить спокойно без эмоций, по возможности поясняя, что каждый может быть по утрам букой.

Прощаться психологи рекомендуют без негатива. То есть, отказавшись от фраз: «давай сегодня без драк», «жду домой без двоек». Просто «Пока, хорошего дня» будет достаточно.

5. Снижайте требования

Часто в школе дети начинают врать. Причина – резкое увеличение ответственности и высокая требовательность родителей.

Если ребенок не справляется с моральной нагрузкой, то он начинает уходить во вранье. Решить эту проблему смогут только низкий уровень критики взрослых и их желание помогать без оценки ситуаций.

6. Мотивируйте правильно

Лень – это первый признак усталости. И не надо говорить, что первоклассники не устают. Устают. Из-за чрезмерной опеки родителей, многообразия новых впечатлений, эмоций и адаптации, да много из-за чего. Но в этом можно помочь.

Самый простой путь – правильная мотивация. То есть не обращение к совести ребенка и запугивание: «Ты будешь работать дворником», а повышение уровня интереса к учебе.

Хорошо работает простейший трюк: попросить первоклассника рассказать родителям «забытый» ими материал. В этом случае ребенок не просто выучит тему, но и поймет ее.

7. Помните о безопасности первоклассника

Чтобы чадо не попало в беду, надо заблаговременно научить его поведению с незнакомыми людьми.

Знакомые – те, кого знают родители и с кем общаются, а также те, к кому можно приходить в гости и даже ночевать, — это родственники и ограниченный круг друзей. Остальные – незнакомые.

Поведение с ними простое. При попытке контакта ребенок должен оценить человека, отойти на безопасное расстояние, извиниться при необходимости и уйти или сразу убежать к знакомым и безопасным взрослым.

Безопасные в данном контексте – учителя, работники ближайших учреждений, охрана, если есть, продавцы магазинов.

8. Будьте осторожными с дополнительными занятиями

«Допы» – сегодня дань моде, поэтому с ними нужно быть особенно осторожными.

Точно на пользу пойдут все занятия, связанные с физической активностью, – спорт, танцы, плавание. А также остальные по увлеченности ребенка, но все — без фанатизма.

Перегрузки дошкольники переносят очень тяжело. Если ребенку сложно, лучше отказаться от чего-то, чем давить и заставлять «пахать» во имя родительских амбиций.

9. Управляйте гиперактивностью детей

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – частый диагноз у дошкольников. Жить с ним спокойно и счастливо можно. Правил всего несколько: четкий распорядок дня; естественная или спортивная активность; спокойная домашняя обстановка.

10. Учите тайм-менеджменту

Учить ребенка управлять временем можно уже в первом классе. Для этого нужен распорядок дня, план/расписание на неделю.

Хорошо работают собственноручно сделанные схемы, в которых отмечены дополнительные и обязательные занятия по дням с отметками времени.

Такая таблица должна быть постоянно в поле зрения школьника, чтобы он учился жить в правильном и понятном режиме.

Когда ребенок идет в первый класс, это волнительно, но сделать школьную жизнь более легкой и спокойной в состоянии каждый родитель.

Выпуск подготовила Евгения РУДЕНКО

 

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.