С первого декабря 2018 года в Приморском крае введены новые социальные гарантии для педагогических работников, где особое внимание уделено поддержке молодым специалистам. Теперь для тех, кто в течение трех лет после очного окончания колледжа или института пришел работать в школу, предусмотрен целый ряд социальных мер.
Одни из наиболее значимых — единовременные и ежемесячная выплаты. Единовременные — смогут получить молодые учителя, которые впервые устроились в школу на ставку и более. Размер их зависит от нескольких факторов: уровня образования, а также населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение, где будет работать специалист.
Так, например, выпускник с красным дипломом о среднем профессиональном педагогическом образовании, устроившись в школу городского округа, получит 300 тысяч рублей, в то время как выпускник вуза в районах, приравненных к территориям Крайнего Севера, — 440.
Есть еще и добавка к зарплате — 10 000 рублей. Ее молодой специалист будет получать ежемесячно первые три года. Также ему положена и компенсация за найм жилья на год.
Несмотря на то, что новые меры поддержки вступили в силу прошлой зимой, они будут распространяться и на тех учителей, которые устроились в школы с 1 августа 2018 года.
Таким образом, правительство Приморского края хочет не только решить проблему кадрового дефицита, но и вернуть престиж профессии. И мне кажется, это должно сработать. По крайней мере, такая финансовая помощь — отличный стимул для любого выпускника школы, чтобы выбрать профессию педагога и получить соответствующее образование.
Конечно, пройдет не один год, когда наладится система и в школах Приморского края, в том числе и отдаленных районов, будет наплыв молодых специалистов. А пока в Красноармейском районе, например, всего один учитель, который полностью подошел под критерии закона, и работает он в «СОШ №24» с.Богуславец.
21-летний Артем Житецкий, учитель географии и английского языка, родился и вырос в Богуславце, здесь же окончил школу — на «отлично» по всем предметам. За новомодными профессиями не гонялся – выбрал ту, которая была по душе. Подал свои документы в филиал Дальневосточного федерального университета в г.Уссурийске, в школу педагогики на географическое направление. Произошло это не случайно — учитель географии так преподавала свой предмет, что Артем влюбился в него со школьной скамьи.
Педагогическую практику Артем тоже проходил в своей родной школе. И неудивительно, что после окончания института он приехал сюда работать, пройдя заблаговременно курсы повышения квалификации по английскому языку, чтобы еще и своему коллеге немного помочь «разгрузиться» по часам.
— Быть педагогом, — говорит Артем, — сейчас, может быть, не совсем престижно, но зато очень интересно, потому что есть большие возможности для самообразования и саморазвития. Учитель каждый день узнает что-то новое, познавательное, полезное не только для своего предмета, но для жизни в целом.
Кроме этого, работа с детьми всегда увлекательна, потому что они все разные, и к каждому нужен индивидуальный подход, в чем, конечно, есть и небольшая сложность.
Безусловно, опыта работы со школьниками у Артема мало, но это придет со временем. Главное, чтобы не пропал интерес к школе, людям, своему делу.
Сегодня молодой специалист с увлечением преподает английский язык в начальных классах, в пятых и шестых – географию, пяти и шестиклассники любят предмет. На уроках, кроме основной темы, обсуждают с учителем дополнительную информацию, которую находит в Интернете кто-нибудь из ребят.
А вот школьники старших классов почему-то считают, что география особых знаний не требует, а ведь, говорит педагог, это далеко не так. Да, предмет интересный, но и сложный одновременно. Здесь важно понять правильно природные процессы на земле. Все они взаимосвязаны, поэтому ученики должны представлять это масштабно, на всей планете, а не в определенных местах на карте мира.
Иногда донести это до ребят бывает непросто. Но это не пугает Артема. Вести уроки ему нравится. В это время, как он говорит, от детей заряжаешься их позитивной энергией и отдаешь им при этом — свою.
Ежедневная вечерняя подготовка к урокам, конечно, отнимает много времени, а после рабочего дня – еще проверка тетрадей, и опять подготовка — к следующему. Тяжеловато с непривычки, но эти трудности легко преодолеть, по мнению Артема, если работаешь в хорошем коллективе. Кроме того, в Богуславецкой школе у него есть наставник — Людмила Владиславовна Рокина. Она более опытный преподаватель по географии, помогает ему с методикой ведения уроков, подготовки к ним. Посещает занятия, а если есть замечания, то всегда озвучивает их, направляя молодого педагога на правильный путь.
Артем Житецкий выбрал свою профессию задолго до введения новых социальных мер, но считает, что поддержка молодых специалистов в настоящее время все-таки очень нужна и важна.
— Профессию учителя, — говорит он, — считают трудной, а где-то и неблагодарной — работы, как правило, много, а платят за этот труд начинающему специалисту мало. Поэтому отдать свое предпочтение педагогике выпускники школ не спешат.
Например, в моей группе в институте училось всего 11 человек. И только пять из них изъявили желание работать учителями, остальные устроились кто куда.
Возможно, теперь, благодаря такой краевой поддержке, у молодого поколения появится стимул преподавать в школах.
Татьяна Немцева, директор школы, тоже надеется, что со временем образовательные учреждения, и СОШ с.Богуславец в том числе, обязательно пополнятся кадрами, потому что новые меры поддержки значительно облегчают старт молодым педагогам.
— То, что с прошлого года, — говорит Татьяна Анатольевна, — молодым специалистам стали помогать, выделяя денежные средства, очень хорошо. Я помню, как начинала работать в свое время. Я, молодая девочка, пришла в школу после института, и не было у меня никаких подъемных, и жилье никто не оплачивал, и было непросто.
А сейчас у выпускников, получивших педагогическое образование, появилась такая хорошая поддержка. Мне кажется, она сыграет положительную роль при выборе института и профессии одиннадцатиклассниками. И для нашей школы это тоже прекрасная возможность привлечь своих выпускников на работу.
В настоящий момент у нас работают 19 опытных учителей и среди них — Артем Александрович, умный, грамотный и достаточно перспективный преподаватель. Им довольны родители, ему рады дети, и, конечно, наш коллектив. Мальчик, которого когда-то учили мы, теперь наш коллега.
Евгения РУДЕНКО