Вспомнить детство, вспомнить юность

Вспомнить детство, вспомнить юность

В 1970 году в 12 лет в Лукьяновскую восьмилетку (так называли школу, если в ней учились дети с 1 по 8 классы) я пришла в 6-й класс.

А школа — просто маленький деревянный домик в пять небольших комнат-классов. Да и незачем было иметь больше, ведь количество учеников в каждом классе не дотягивало и до десятка. В моём 6-м  нас было пять человек, иногда — шесть, когда из соседнего села приезжал мальчик. А в 1-м классе училась вообще одна девочка – Света. И меня назначили у нее быть пионервожатой. Вначале это  было странно  после Гончаровской школы, где нас  в классе училось 16 человек.

Но в этом были свои плюсы. Уроки приходилось делать не просто добросовестно и каждый день, а будто идешь в дружную семью, и не знать урок было стыдно. Поэтому  учились неплохо, без троек, и помогали друг другу с удовольствием.

Классным руководителем у нас была Мария Федоровна Скрипко. Преподавала она  русский, английский языки, литературу,  историю. Удивительный  человек! По какой причине она с мужем и двумя детьми из Ленинграда оказалась в нашем краю, я точно не знаю, но это был для нас подарок судьбы. По крайней мере, для меня.  Всегда безукоризненно одета:  элегантный сарафан темного цвета и светлые блузки-кофточки. В кармане сарафана у нее лежал белоснежный носовой платок, которым она умело пользовалась.  Темные кудрявые волосы коротко пострижены. Карие глаза внимательные и добрые. Она никогда не кричала на нас, хотя мальчишки не всегда вели себя хорошо. Мария Фёдоровна сумела нам, деревенским, привить любовь не только к литературе, но и к русскому языку. Научила не просто грамотно писать, но и грамотно разговаривать, правильно выражать свои мысли. Однажды весь класс не мог понять, почему нельзя говорить: «Идем сюдой или «Пойдем тудой».

Вечерами Мария Федоровна вела кружок рукоделия.  Здесь можно было поговорить обо всем, обсудить все, что в голову пришло. И я позже поняла, как ненавязчиво были нам привиты правила хорошего тона и поведения. Она, учительница французского языка, который преподавала в Ленинграде, учила английский язык в институте совсем не профессионально, но сумела вложить в нас свои знания. Мне их стало достаточно, чтобы помочь своим детям полюбить английский язык. А сейчас, когда приходится бывать за границей, этих знаний достаточно понять английскую речь и воспользоваться для минимального разговора.

С большой теплотой вспоминаю Нину Кирилловну Сидорову, которая проводила с нами все свое и рабочее и нерабочее время. Я часто задумывалась, кто же дома занимается с ее маленьким сыном? Потому что днем она преподавала, а вечерами занималась с нами художественной самодеятельностью. К каждому празднику мы готовили школьный концерт, который показывали в сельском клубе. Она нас научила всему. Мы пели, танцевали, декламировали стихи, ставили пьесы, спортивные постановки.  Я выучилась на барабане бить. А потому что надо было на сцену выносить знамя школьное под горн и барабан! Это была большая честь! Концерты готовили к советским праздникам – 1 Мая, 7 ноября, на День конституции. К тому же, ежегодно в марте,  на весенних каникулах, проходили районные  смотры художественной самодеятельности, и наша школа всегда участвовала в них и занимала призовые места.

Помню, в Новопокровской школе проходил слет, где  ребят учили  оказывать медицинскую помощь пострадавшим, накладывать повязки. По результатам присваивалось звание «Юный санитарный инструктор» с вручением значка и удостоверения.

Наша школа участвовала в ежегодной игре «Зарница», которая проводилась совместно с воинской частью в Новопокровке.

Но самыми любимыми для меня были  выезды на туристические слеты, на которые все школы Красноармейского района, из всех сел и деревень, съезжались куда-то в лесополосу между Гончаровкой и Новопокровкой.

Вот где были соревнования: бег с препятствиями, ориентирование на местности, тарзанки через овраги, заполненные водой, доставка раненого товарища на носилках. И самое чудесное – это перейти речку Найцухе (я уж и не знаю, как теперь она называется) по бревнам, которые скреплены друг с другом в цепочку (это не плот)! Вот так скреплены, что бревна крутятся по своей оси  и в разные стороны, и как угодно. Нужно очень быстро перебежать на другой берег и вернуться. К тому же, не упасть в воду. Я была легкая и быстрая, у меня это получалось.  А жили ребята из нашей школы в самой большой палатке. Она становилась  шатром, и мы все там помещались. По вечерам шутили, играли, пели песни и принимали друзей из других школ, потому что в нашем шатре было много места.

Когда я вспоминаю школу, то  перед глазами встает зимний пейзаж. Много-много снега, береза вся в инее. Растет ли она сейчас, как тогда у забора? А мы, пионеры-тимуровцы, соседской бабушке помогаем дрова во дворе колоть и складывать.  Да и сама школа отапливается печами, и топливом служат дрова, которые  ученики должны сами поколоть и сложить в поленницы.

Возвращаемся на уроки в солнечные и теплые классы. В окна бьет солнечный свет, а в ведре цветет роза, которую моя мама отдала школе, и я поставила ее в своем классе. А на стене висит график успеваемости нашего класса. Я его сама рисовала. Нас мало, учеников, поэтому я придумала высокую ель, ниже — дуб, еще ниже — береза, куст шиповника, цветок  и гриб. На них и разместились наши фамилии. У кого больше пятерок, тот выше «сидит».

Мы готовимся к Новому году. Украшается только один класс, самый большой. В нем учатся традиционно ученики 8-го класса. Вешаем снег из ваты на длинных нитях под потолком, вырезаем снежинки, а самое удивительное — кто-то придумал разукрасить круглые печи, которые оббиты жестью и покрашены в черный цвет. Ура-а-а! Нам разрешили! И мы рисуем на них снежинки и разномастных снеговиков, развешиваем на елке елочные игрушки. Обязательно цепочку,  сделанную своими руками из крашеной цветной бумаги. И когда собираются дети на праздник, становится понятно, что класс настолько мал, что все еле-еле помещаются. Я стою в сторонке и наблюдаю за товарищами, все веселы и водят хоровод.

Уроки физкультуры зимой – это гонки на лыжах! Вот уже 40 лет я не стояла на лыжах и не испытывала такого восторга: солнце, белый снег, иней на деревьях, лыжня, синее-синее небо и скорость! Будто на крыльях летишь. А сейчас дети так же бегают на лыжне?

Весной, когда снег таял, и начиналась слякоть, у входа в школу стоял таз с водой. Можно было вымыть обувь. Вешалка для верхней одежды была одна на всех детей, в коридоре и без дверей, на крючках висели пальто, в полной доступности, без номерков.

А уроки физкультуры и труда проходили в другом здании, куда нужно было идти через две улицы по проулку. Но зато физкультурный зал был с самыми настоящими матами, можно было кувыркаться, а самое главное — исполнять всевозможные физкультурные фигуры. Я со своим маленьким ростом и небольшим весом всегда была наверху таких пирамид!

На уроках труда в столярных мастерских работали все: и  мальчики, и девочки. Строили скворечники и табуретки.  Мальчишки, конечно, успешно мастерили….

Обидно, что было такое время, когда  сделать фотографии класса было сложно. Но зато у меня сохранилось несколько любительских снимков того времени. Современные дети могут посмотреть на нас, школьников прошлых лет.

Закончили мы 8 классов и разъехались кто куда. С кем-то видимся изредка, с кем-то нет. Однако хочется верить, что вспоминают все нашу маленькую и уютную школу, наших добрых и мудрых учителей, которые дали  нам не только знания. Они выпустили нас в жизнь сложившимися, уверенными в себе, достойными людьми.

Татьяна Шабанова (Олейник)

(1970-1973)

 

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.