В депутатской работе мелочей не бывает

В депутатской работе мелочей не бывает

В январе нынешнего года представительному органу Красноармейского района исполнилось 20 лет. По этому поводу мы беседуем с Евгенией Немкиной, председателем районной Думы, которая посвятила депутатской работе 16 лет и является депутатом пяти созывов Думы из шести.

Евгения Алексеевна, отсчет деятельности представительного органа в районе ведется с 1996 года, но, на мой взгляд, муниципальный комитет только примеривал тогда на себя самоуправление. Реально этим стала заниматься уже Дума в 2005 году. Тем более, что и 131-ый ФЗ  был принят только в 2003-м.

— С этим я не соглашусь. Да, тогда 131-го федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  еще не было, но действовал Закон о местном самоуправлении. Так вот, согласно ему первый Устав района был разработан и принят референдумом в 1996 году, и в декабре состоялись выборы первого представительного органа района. Это  муниципальный комитет в составе пяти человек. Возглавил его Николай Леонидович Салюк, умнейший человек, эрудированный и очень ответственный. А уже 28 мая следующего года депутаты впервые принимали районный бюджет на 1997 год. Интересно, что бюджет на текущий год в то время утверждался в мае, и связано это было с тем, что краевой — принимался в апреле. 

Таким образом, депутаты муниципального комитета  утверждали районный бюджет и вносили в него изменения, тогда они были незначительными, много рассматривали вопросов по предоставлению льгот физическим и юридическим лицам. Занимались также формированием территориальной избирательной комиссии. А на заседании 1 ноября 2000  года рассматривали вопрос о сложении полномочий главы района В.И.Никуленко. В том же году в октябре они назначили выборы главы района и депутатов муниципального комитета на второй созыв. И эти выборы тоже прошли в декабре 2000-го.

.

С 2001года уже работал второй созыв. Первые нормативно-правовые документы стали появляться только во втором созыве. Например, о бюджетном процессе и бюджетном устройстве. Менялось законодательство в стране, и  муниципальный комитет шел в ногу со временем. В этом же созыве начали разрабатывать символику района — герб, флаг, устанавливали ставки земельного налога, уточнения по бюджету пошли.

— И все-таки, мне кажется,  когда представительный орган стал работать в  статусе Думы, тогда и начались серьезные  подвижки в районе  в области построения вертикали власти: законодательная — исполнительная, разработка нормативно-правовой базы.

— Думой мы стал и в 2005-ом году. Январь и февраль даже были еще в статусе муниципального комитета, а с марта стали называться Думой. Вышел Закон Приморского края, которым все муниципальные комитеты  были переименованы в Думы.

Мы создали постоянные комитеты, утвердили положения о них, и пошла наработка нормативно-правовой базы. На третий созыв, действительно, легла очень большая нагрузка. Мы разработали и приняли новый Устав. Если  в 1996 году Устав принимало население на референдуме, то новый — принимали депутаты на заседании Думы после проведения публичных слушаний.

За первый год работы третьего созыва было проведено 14 заседаний, принято 172 решения, в том числе 77 нормативно-правовых актов. Считаю, что 131-ый ФЗ полностью откинул  район назад в смысле нормативной базы — пришлось создавать новую. И потом, нужно было четко отделить представительный орган от исполнительного. Тогда это разделение отсутствовало. И в представительном органе появились депутаты, работающие на постоянной основе, — я и С.П.Кипчук. К деятельности исполнительной власти стали относиться более требовательно. Конечно, за третий созыв был заложен фундамент дальнейшей работы в новых условиях местного самоуправления.

Наряду с этим велась большая практическая работа. Мы стали знакомиться с территорией, на которой живем, со своими избирательными округами. Тогда их было пять, и  по три депутата — от каждого округа. Мой округ — поселок Восток. Кроме него, я  ничего не знала. У Сергея Петровича избирательный округ был, по-моему, Новопокровка. И поэтому мы стали ездить по поселениям, тогда они еще назывались муниципальными образованиями, встречаться с людьми, спрашивать их о проблемах. Тогда же ввели в практику совместное проведение сходов граждан.

Если сход собирали, приезжал глава района и депутаты обязательно. Глава поселения отчитывался о своей работе. Присутствующие жители задавали много вопросов исполнительной власти. А. А. Каверзин, как глава района и районной администрации, брал с собой ведущих специалистов, начальников отделов.

Мы рядом с ним всегда  стояли, выслушивали чаяния, записывали и, естественно, пытались решать их. Проблемы, конечно же, были одни и те же. Первое — это дороги, второе — медицинское обслуживание и образование,  в некоторых селах — неустойчивая телефонная связь, энергоснабжение. Отсутствовало автобусное сообщение между населенными пунктами, и люди не понимали, почему рейсовый автобус не ходит в Мельничное. И мы не понимали. Потом только разобрались, что  по сути-то дороги и нет — на балансе она нигде не стоит, юридически не оформлена. Кто запустит туда автобус?

 — А как внутри Думы работалось, ведь депутатский корпус тогда был очень неоднородным по своему составу. Это не мешало?

— У нас хоть и были представители партий:  ЛДПР — это В.С.Сотников и С.П.Кипчук, единороссы — В.А.Подкуйко и Н.Н.Гриценко, остальные не принадлежали никакой партии, но это не мешало работать слаженно. В тот созыв мало кто хотел идти в депутаты, но те, кто пришел, работали самоотверженно, не побоюсь этого слова.

Что еще сделали в этот период — создали нормальные условия для работы представительного органа. Нам предоставили помещение, мы его обустроили, оснастили мебелью, оргтехникой. Все это — на добровольные пожертвования предпринимателей и депутатов, которые входили в состав третьего созыва. Ни копейки на это у администрации не было взято.

— В 2013-ом начала работу Дума шестого созыва, а в 2014-ом принят 136-ой ФЗ и снова — реформа самоуправления…

— которая обязывает тоже пересматривать нормативную базу, и в этом смысле досталось Н.Н. Гриценко как председателю Думы и главе района.  В 2014 году только 23 нормативно-правовых акта в виде положения было принято. Это достаточно много. В этом созыве по инициативе Натальи Николаевны была создана общественная палата, которая должна помогать органам местного самоуправления, организован молодежный совет.

А роль местного самоуправления как раз в том, что оно является связующим звеном между гражданским обществом и государством, потому что органы местного самоуправления не относятся к органам государственной власти. Не каждый житель может управлять своим селом или районом, они делегируют это депутатам своим, избранникам народа.

 

— Кто из депутатов внес наибольший вклад в работу Думы, развитие района?

— За  20 лет работы через  Муниципальный комитет и Думу прошло 38 депутатов. За шесть созывов  уже должно быть 70, а у нас 38.  Это объясняется тем, что многие депутаты переизбирались по два-три-четыре-пять раз и говорит о высоком доверии к ним. В.А.Лыков, Н.Н.Гриценко из года в год шли на выборы, и с огромным отрывом их избирали — это свидетельство абсолютного доверия людей  и признания их работы. Я просто горжусь, что у нас среди депутатов есть такие личности.

Очень трудно выделить кого-то. Каждый выполнял свою работу ответственно. Первые депутаты районного муниципального комитета В.Д.Дземин, В.В.Руденок, Л.Ф. Тоескина, Н.К.Сидорова, Л.Г.Синицина были свидетелями и непосредственными участниками становления и развития местного самоуправления. Вероника Петровна Ильина небольшой срок была депутатом муниципального комитета, но после избрания в ЗС ПК оказывала большую помощь депутатам.

Один из старейших по годам депутатской деятельности — А.В.Лыков. Он избирался депутатом 3, 4, 5 и 6-го созывов, т.е. на депутатской работе уже 12 лет. Земляки не зря оказывают доверие своему врачу. Его постоянно беспокоит состояние дел на его округе, медицинское обслуживание жителей отдаленных сел, вопросы образования.

Также депутатом 4-х созывов была Н.Н.Гриценко. Неугомонная, энергичная, деловая, она умела совместить трудную преподавательскую деятельность и общественную нагрузку. Одна или вместе с другими депутатами она ездила в села своего округа, бралась за решение, казалось бы, неразрешимых проблем и решала их. Как член комитета по социальной политике, законности  и защите прав человека, внесла значительный вклад в реальную защиту интересов жителей района.

В.А.Подкуйко был авторитетным депутатом двух созывов.  К его мнению в Думе прислушивались, он не хитрил и не юлил. Он упорно отстаивал интересы сельхозтоваропроизводителей, ратовал за возрождение сел.

А.А. Каверзин был депутатом МК второго созыва и сейчас является депутатом. У него большой опыт управленческой работы, хорошее знание района и руководителей предприятий. Коллеги  прислушиваются к его мнению, часто спрашивают у него совета и помощи. Он много внимания уделяет проблемам жизнеобеспечения отдаленных сел.

В.С.Сотников был депутатом 3-го и 4-го насыщенных работой созывов и избран депутатом —  шестого. Сам по характеру горячий, он сразу же окунался с головой в проблему и не отступал, пока она не начнет решаться.

Работу с избирателями ставила во главу угла своей деятельности Г.Ф.Харченко. Она много ездила по селам своего и не только своего избирательного округа. Близко принимая чужие проблемы к сердцу, она самостоятельно или через руководителей градообразующих предприятий решала проблемы жителей отдаленных сел.

Активно и сразу включилась в работу Думы О.Г.Воронкова. Для неё не было чужих проблем. Профессионал в своём деле, очень отзывчивая, всегда старалась помочь словом и делом.

Два созыва депутатом Думы является Е.А.Карпович. Довольно сложно избираться во второй раз. Сельчане более требовательны к такому кандидату, судят не по словам и обещаниям, а уже по делам, которые он успел сделать за предыдущий срок. И Елена Анатольевна делом оправдывает доверие избирателей.

Работа депутата трех созывов С.В.Шуляка основана на неразрывной связи со своими избирателями, постоянном и тесном общении с населением. Он много внимания уделяет вопросам образования (школы, ДОУ), налогообложения. Вдумчиво относится к принятию нормативных правовых актов. В его работе как депутата нет мелочей, старается держать на контроле, охватить и решить все вопросы сразу.

Спокойный, уравновешенный А.Н.Хитрый как-то незаметно, но довольно прочно влился в депутатский коллектив. Его вопросы всегда конструктивны, а обсуждения деловые. Это  честный, порядочный, к тому же еще и добрый человек.

О.В.Светличный – депутат 2-х созывов. Опыт производственной работы, уровень экономических знаний, сопереживание и неравнодушное отношение к проблемам людей позволяют Олегу Валерьевичу с честью носить депутатский мандат. Его жизненный девиз – хочу быть полезным людям.

Совсем молодые депутаты – депутаты шестого созыва: А.П.Андреев, С.Л.Бойко, Ю.В. Козлов, М.Я.Радченко, И.В.Тарасенко и заместитель председателя Думы  А.С.Байнякшин. Сначала они присматривались и прислушивались к старшим товарищам, но быстро включились в нормотворческую деятельность, в работу с избирателями на округе. Зарекомендовали себя как инициативные и  неравнодушные люди, готовые с энтузиазмом взяться за любое порученное им дело.

К горькому сожалению, не все из тех, кто был депутатом за 20 лет работы Думы, сегодня рядом с нами. Ушли из жизни: Ю.А.Дземин, П.Г.Зуев, С.В.Караваев, В.В.Барабаш. Только добрым словом можно вспомнить их дела на благо своих избирателей.

— Сегодня, наверное, есть прекрасный повод вспомнить и  председателей Думы?

— Хочу сразу отметить, что председатели районной Думы всех созывов умело руководили депутатским корпусом, рационально организовывали его работу. Начинал работу, как я уже говорила, Н.Л. Салюк.  В особо трудное время пришлось исполнять депутатские полномочия В.Г.Шагойко, но ему хватило мудрости, терпения и хозяйского видения, чтобы поставить деятельность Думы на правильные рельсы, создать прочное правовое поле для успешного развития нашего района. Его дело продолжил Н.Н.Стасенко.

Молодой, энергичный, грамотный Т.Г.Фищук старался продолжить лучшие традиции в руководстве районом и депутатским корпусом.

Не  отстала от мужчин  и женщина — председатель Думы и глава района Н.Н.Гриценко. Избрание ее главой района —  это высокая оценка ее депутатской деятельности и большой кредит доверия. Много лет знаю Наталью Николаевну и не припомню, чтобы она поступала не по совести. Красноармейцы только выиграли от такого руководителя.

— Две недели назад на собрании, посвященном юбилею Думы, было много поздравлений от глав. Как взаимодействовали все эти годы  депутаты с поселениями?

— Мне приятно было читать отзывы глав поселений о работе депутатов на их избирательных округах. И обидно, что не все главы поселений нашли, что сказать. Может, им хотелось, чтобы депутаты сделали что-то значимое для поселений. Например, заасфальтировали 2-5 километров дороги или добились авиасообщения с краевым центром, но мы не маги и не волшебники. У нас нет таких возможностей, как у депутатов Законодательного Собрания Приморского края, мы не можем выделить 10 миллионов рублей на ремонт дороги в поселении (у нас нет такого фонда). Но взаимодействие с краевыми депутатами позволяет притянуть такие деньги на нашу территорию.

Да, мы не можем пока добиться того, чтобы самолеты летали на Восток, но и не оставляем попыток сделать это. А в том, что дорога на Восток приведена в нормальное состояние, считаю, тоже заслуга депутатов и администрации района. А вопросы здравоохранения, образования, транспортного обслуживания? Депутаты никогда не уходили от решения этих проблем. И считаем, что благодаря совместной работе с АКМР данные вопросы уже так остро не стоят в нашем районе и в отдельно взятых поселениях.

Спасибо главам поселений, которые вспомнили много добрых дел, сделанных депутатами. Н.Ю.Бажан написала много и перезванивала: «Ой, я, наверное, не все вспомнила».

Мы работали на этом округе, когда в него входили Измайлихинское поселение, Мельничное, Таежное, Молодежное. В Метеоритном даже дом под клуб купили, вернее, убедили И.С.Шепету выделить деньги. В Мельничное — музыкальный центр. В Мельничное направляли и участников нашей художественной самодеятельности, чтобы они, по-русски говоря, веселили народ,  помогали в оснащении медпункта и машины скорой помощи.

Еще об одной значимой сфере деятельности депутатов третьего созыва я хотела бы сказать. Когда столкнулись с тем, что у нас порядка 650 километров бесхозных дорог, приняли решение создать Фонд развития района. А ведь надо было привлечь внебюджетные средства в этот фонд. Миллионы, не тысячи. И тогда В.Г.Шагойко, будучи председателем Думы и главой района, очень жестко разговаривал с предпринимателями: какую-то социальную направленность ваш бизнес должен иметь, вы ездите по этим дорогам и получаете деньги, поэтому давайте фонд создавать и паспортизировать дороги.

Жители Измайлихинского поселения жаловались на очень плохое состояние дороги, а она была вообще разбита, так как по ней вывозили лес в Дальнереченск. И тогда что сделал В.Г.Шагойко — он разделил всю дорогу на участки и закрепил за предприятиями, которые должны были  их содержать, а зимой очищать от снега. Надо сказать, что Приморский ГОК всегда в порядке держал свой участок, другим приходилось напоминать. Были изготовлены огромные стенды, которые установили на въезде в Лимонники и в Метеоритное, то есть, с одной и с другой стороны, и на них были указаны участки дороги. Мы призывали жителей — видите, чей участок в плохом состоянии, останавливайте транспорт, записывайте, откуда он, не говорит, записывайте номер, мы через ГАИ узнаем, чтобы потом разговаривать с лесопользователями. Это здорово тогда помогло.

— А Таежненское поселение? Депутаты там тоже, помнится, были частыми гостями.

Когда мы впервые приехали в Молодежное и увидели «Грозный» — по-другому не назовешь: двухэтажные развалины, трубы торчат и кругом горы помоек, зловоние, а был июнь, мы пришли в ужас. Скооперировались: В.Г.Шагойко дал два бульдозера, С.В.Караваев — горючее, выкопали огромные ямы,  все помойки туда сгребли и сровняли с землей.

В следующий приезд предложили жителям Таежного переехать на Восток.  Привезли два больших стенда с фотографиями для знакомством с поселком — вот  наше предприятие, вот рудник, вот больница, школа, а вот соцкультбыт и вот наш жилой фонд. Есть желающие поехать на Восток — мы вам дадим квартиру, ваши дети будут устроены в детский сад, школу? Ни один не захотел.

Несмотря на это, мы несколько раз организовывали экскурсии для детей Таежного и Молодежного на Восток.

В 2008-ом году районная дума рассматривала уже первое обращение к губернатору о закрытии Молодежного и Таежного, и в марте 2011 года я и  О.И.Зайцева, председатель муниципального комитета поселения, ездили в Москву, в Министерство регионального развития по этому вопросу.

Хочу сказать, что 13 января этого года состоялось заседание межведомственной комиссии РФ, члены которой единогласно проголосовали за принятие решения о признании сел Таежненского поселения закрывающимися. Точку, конечно, ставить рано, но такой значительный шаг в решении этого вопроса уже сделан.

И вот, казалось бы, ничего такого значимого и не делается депутатами. Но как определить, что значимо, а что нет? Простой пример. На декабрьское заседание в этом году пригласили руководителей школ, и директор Новокрещенской школы говорит: «Я не знаю, как Новый год у меня пойдет, мне негде взять елку». Заседание закончилось, я подхожу к ней: «Ну, что Вы переживаете? Обратитесь к С.В.Шуляку, он ваш депутат». Пообещала, что тоже  поговорю с ним, и забыла. Через какое-то время приходит Сергей Владимирович: «Докладываю: елка в Новокрещенке стоит, сколько денег надо на сумку Деда Мороза?» Вот как оценить: значимая или незначимая эта работа депутата? А результат —  дети в Новокрещенке нормально встретили Новый год, у них были елка и подарки.

В Новопокровке построили горку на площади. Кто-то из жителей написал письмо С.А.Байнякшину — плохая горка. Он почитал и сказал: «Ну, всем не угодишь». Через время смотрю — опять крутится на площади: «Со Смеликом переговорил, сейчас доски привезем, загородим, дети падать не будут». Тоже работа депутата. Хотя основная деятельность его — законотворческая: принятие нормативных документов, участие в общественных слушаниях, ну, и работа с избирателями.

— Евгения Алексеевна, сделано, действительно немало, но район, тем не менее, все слабеет. Неужели никак нельзя переломить эту ситуацию?

— К сожалению, сегодня идет большой отток населения, и  не только из нашего района, а  в целом из Приморского края. А это значит, потеря НДФЛ со всеми вытекающими.

Поэтому очень трудно поднимать  район. И я хочу отдать должное Н.Н.Гриценко, она возглавила район и добилась хороших результатов. В ноябре я была на Совете председателей представительных органов, перед нами выступала руководитель департамента финансов и в числе лучших назвала наш район. Сколько я езжу на подобные совещания, мы были всегда в последних рядах. А это стали говорить о нас с хорошей стороны. Кредиторку закрыли, отопительный сезон проходим без срывов, не с колес работаем, все налажено.

Депутатская закалка позволила главе работать на пять, с полной ответственностью. Район не хуже других. В некоторых, где основа — сельское хозяйство, и таких перспектив нет. А у нас в Вострецово новые предприятия начинают работу — «Новохлад», рудник «Забытый». Так что развитие у района будет, надо только умело направлять деятельность этих предприятий. Если они создаются, значит, должны регистрироваться в нашем районе, создавать рабочие места, платить людям белую зарплату.

— Я с незапамятных времен присутствую на заседаниях Думы и отметила для себя, что в последнем созыве Думы они стали проходить гораздо спокойнее, организованнее. Как этого удалось достичь, ведь сегодня вопросы не менее значимые решаются?

— Да, раньше споров было очень много. Дело в том, что тогда мы многого не понимали и пытались друг другу что-то доказать. А у нас такие горячие головы были, как В.С.Сотников, С.П.Кипчук, С.В.Караваев, В.В.Барабаш — трибуны… «Что это денег не дают?! А давайте свою методику распределения субвенций предложим краю, пусть нашу методику берут!» Сколько было таких предложений: давайте, разработаем, давайте кого-нибудь наймем, заплатим. А сегодня депутаты говорят: «Это не наши полномочия» — уже есть четкое понимание, что мы должны делать и каким путем идти.

И еще, среди депутатов последнего созыва новеньких только пять человек, а десять в одной связке уже работали и понимают друг друга. Это тоже помогает принимать решения без лишних споров, демагогии, дебатов. И есть доверие к разработчикам документов, с администрацией района выстроены очень хорошие рабочие отношения. Но это не мешает нам и спрашивать.

Мы уже четыре года, например, заслушиваем администрацию по  программе поддержки малого и среднего предпринимательства и предупредили, что еще будем слушать. Потому что  нельзя раздавать бюджетные деньги и не требовать никакой отчетности за их использование. Поэтому сегодня администрация знает — ей придется перед нами стоять и за каждый рубль отчитываться.

Ну, а депутаты, хочу сказать, каждый  на своем месте, где бы он ни работал, какими бы вопросами ни занимался, большими или малыми, он все равно вносит свою лепту в улучшение благосостояния жителей.

 

Беседовала Ольга РУДЕНКО

Фото из архива Думы КМР

Похожие записи

Только один комментарий к “В депутатской работе мелочей не бывает

  1. РобинГуд

    Район «живет» исключительно до тех пор, пока, более или менее, работает горно-обогатительная промышленность на Востоке. Производства как такового в районе нет, а большая часть стать похожа на лозунги «ЕР» о том. что через тернии к звездам мы добились немыслимых результатов. Самолет на восток — еще одна сказка. Подумали бы депутаты на кого ляжет бремя содержания ВПП и инфраструктуры? На местную власть с ее скудными налогами?! А в свете экономии, о которой говорит В.В. Путин в госсекторе и на местах, расточительное содержание органов муниципальной власти — безграмотность и финансовая небрежность по отношению к местному бюджету. В районе и представительный и исполнительный главы получают зарплату, на Востоке председатель мун.кома получает зарплату чуть ли не на ровне депутата Зак. Собрания региона, при этом бюджеты верстаются с дефицитом. Зачем вешать лапшу людям что все такие хорошие. Все во власть приходят преследуют свои, в основном меркантильные интересы, и не надо говорить что все депутаты прежде всего, идя на выборы, думают об избирателях и их чаяньях. Воронкова, будучи депутатом «отжала» себе недвижимость на Востоке — выкинув библиотеку, Харченко реализовывала свои амбиции — не хватала ей звания «всея Востока», Шагойко пытался делить лес вместе со своим бывшим зятем Осиюком, впрочем, также как и депутаты представлявшие Рощино. Депутатам же Новопокровки оставались только переделы сфер торговли в районном центре и контроль за исполнительной властью в районе. Ну и наконец извините за моветон, но как учитель географии, не имеющий элементарных познаний в экономике, а также знаний в ФХД простого предприятия управлять экономическими и политическими процессами района. Просто очередная марионетка Востокских бизнес-структур, которые в очередной раз не хотят вступать в конфронтацию с краевым центром, потому что понимают, что останутся вообще без своего предприятия, если вновь полезут на рожон, а то и вовсе сядут на полное гос. обеспечение. Поэтому не пудрите людям мозги, а зайдите на сайт по оценки эффективности работы глав поселений и муниципальных районов Приморского края, и посмотрите как простые люди оценивают работу этих «чудо руководителей»!

Что Вы думаете по этому поводу: