3 июля 1936 года Постановлением Совета народных Комиссаров утверждено первое положение о Государственной автомобильной инспекции в составе рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. С этого момента начинается история ГАИ. За 80 лет пройден очень большой путь. Рост службы ГАИ, в дальнейшем — ГИБДД, и количественный, и качественный, был напрямую связан с развитием дорог и автомобильной промышленности страны.
В Приморском крае первенцы отечественного машиностроения появились в 1929 году. Это были полуторатонные грузовики АМО. Вскоре началось постепенное насыщение автотранспортом промышленных отраслей края.
Наш район до Великой Отечественной войны также стал получать первые автомобили, которые в небольшом количестве использовались в колхозах района. Работал Ханихезский леспромхоз (Рощинский), на приисках при добыче золота использовался автотранспорт.
С началом ВОВ большая часть автомобилей была отправлена в войсковые части. К сожалению, время стирает из памяти не только цифры, но и лица, но в районе еще помнят первых водителей. Это Сергей Васильевич Рыбак, Иосиф Васильевич Ивчик, которые в далекие 30-е-40-е годы прошлого столетия управляли нашими отечественными автомобилями.
В 60-е-70-е годы район стал стремительно развиваться. Появились новые поселки Таежное, Молодежное, рудник «Тернистый». В этих отделенных селах работала обогатительная фабрика, гараж №7 ХТОК, на балансе которого было около 70-ти автомобилей. В основном это большегрузные самосвалы для вывозки руды на обогатительную фабрику.
Была пущена первая очередь Приморского ГОКа, где также работал и работает автотранспорт. В то же время получила развитие лесная промышленность. Таким образом, всего в районе работало около 1400-1500 автомобилей различной модификации. На дорогах стали появляться личные автомобили, мотоциклы. Но если в 1970 году на учете в госавтоинспекции стояло 25 личных автомобилей, то в настоящий момент их далеко за несколько тысяч.
Сегодня я могу назвать первого гаишника на три района: Пожарский, Дальнереченский и Красноармейский. Это младший лейтенант милиции Олег Смирнов, его сменил младший лейтенант В.А.Тищаев. А первым гаишником в нашем районе был М.И.Сидякин, ему на смену пришел С.Ф.Варакин, затем — В.В.Лайков. После его перевода в г.Партизанск возглавил госавтоинспекцию в составе одного человека А.С.Варакин. Постепенно в ряды ГАИ вливались новые, ответственные люди, навсегда сделавшие для себя единственный выбор. Большую часть жизни связали со службой в ГАИ Виктор Щербина, Александр Белов, Валерий Грищуков, Александр Плясенко, Алексей Донецков. К сожалению, ряды ветеранов редеют.
Во все времена стержнем любого общества были люди, которые активно помогали сотрудникам госавтоинспекции в обеспечении безопасности дорожного движения, это общественные инспекторы.
Отмечая 80-ую годовщину создания ГАИ-ГИБДД, нельзя не вспомнить тех людей, кто просто посвятил свою жизнь нелегкой службе, непосредственно осуществлял реформирование и укреплял ее авторитет, держа в руках, как говорится, руль.
Я был направлен по путевке РК ВЛКСМ на службу в ГАИ, в то же время начальником ГАИ края был назначен Семен Елисеевич Шлапунов, его сменил Владимир Ильич Расторгуев, после окончания службы в ГАИ переведен на другую должность, и его сменил Виктор Петрович Волков.
Мне хотелось бы поздравить своих ближайших соседей, ветеранов Лесозаводского района — Валерия Пономаренко, Дальнереченского района – Григория Меньшова, Александра Кузина, Владимира Синякова, Пожарского района – Валерия Новикова, которые долгие годы возглавляли госавтоинспекции.
В юбилейную дату хотелось бы в первую очередь поздравить всех ветеранов ГАИ-ГИБДД, которые в разные годы несли службу по обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов, независимо, в каком районе края проходила служба.
В сегодняшних условиях к сотруднику ГИБДД предъявляются более высокие требования, нежели десять или пять лет назад. Сегодня инспектор – это человек, который отвечает за обеспечение жизни села, района, он является помощником как для водителя, так и для пешехода, а самое главное, он — лицо всей полиции.
Как правило, именно доступность сотрудника ДПС, который стоит на дороге, дает возможность пешеходам, гражданам обращаться в первую очередь к нему. Поэтому и требования к инспектору выше: в службе ГИБДД – только офицерский состав, а это значит, что и образовательный уровень, соответственно, более высокий.
Время идет вперед, меняются люди, уходит старшее поколение, на их место приходят новые, более энергичные сотрудники. Я полагаю, что у нас выросла достойная смена. Совсем немного времени прошло, и вот, он уже майор полиции Р.В.Лебедь, замкомандира роты ДПС, человек, отвечающий за большой участок работы. Он называет сотрудников, которые несут службу хорошо. Это старший инспектор ДПС, капитан полиции С.К.Парфентьев, офицеры А.А.Суровый, А.В.Полозков. Неплохих результатов в работе показывают молодые инспекторы ГИБДД С.А.Варакин, А.А.Рожков. Отдельно хочу сказать о молодой женщине-инспекторе ДПС, капитане полиции Татьяне Валерьевне Федоренко. Она — просто пример сослуживцам.
Действующим сотрудникам в этот день не всем доведется принять участие в праздничных мероприятиях. Многие останутся на своих постах, чтобы охранять от беды наших сограждан. И все же для каждого из вас этот день особый. Пусть он будет добрым и светлым для всех. Счастливого пути!
А.ВАРАКИН, бывший начальник ГАИ района, подполковник милиции в отставке
На фото: Техосмотр в ДРСУ, 1986г.