Они вовсе не тени безмолвные

Они вовсе не тени безмолвные

foto._1.

Иван Бондаренко

nik._1.Николай Березин

fo._1.

Великая Отечественная война… День Победы… Каждый год с замиранием сердца ждешь этого, зачастую пасмурного дня, пахнущего цветущей черемухой и почему-то невольно начинаешь трепетать и бояться встретиться взглядом с людьми, для которых война – не выцветшие фотографии в старых альбомах, не километры кинопленки и сотни архивных газет, а глубокий отпечаток, саднящая рана в душе. 

ф1

fj._1.

ф3

Война – это всегда смерть. Смерть страшная, нелепая, беспощадная. Каждый год уточняются статистические данные, общественность узнает подробности военных операций, но никто до сих пор не может с точностью назвать число погибших и пропавших без вести в период 1941-1945 гг. Но ведь на самом деле многие из них таковыми не являются.

В нашем крае боевые действия в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. не велись. Однако в это время на территории Красноармейского района было минимум три военных аэродрома, на которых базировались резервные части, и были потери личного состава в тылу.

На сельском кладбище села Вострецово есть две могилы.  Могилы пяти летчиков, которые разбились недалеко от села в 1943 году. Селяне о захоронении знают, ухаживают за ним. До сих пор живы очевидцы трагедии, известны их имена, но родные и близкие этих людей, оставшиеся в западной части нашей страны, так и не узнали о судьбе своих сыновей, братьев, внуков, друзей, они до сих пор считаются пропавшими без вести.

Существует ошибочное мнение, о том, что военные, которые погибли, находясь в резерве, в учебно-тренировочных полках, не внесли должного вклада в Победу. Нельзя считать, что на войне побеждают только те, кто стреляет и убивает. А кто будет кормить солдат? На чем они будут воевать? У каждого есть своё дело, которое человек делает хорошо, и нельзя отправлять конструктора с автоматом на войну, у него есть своя война, которая происходит в цеху. Также и у летчиков в резерве была своя работа. Они защищали границы Дальнего Востока от возможного нападения. Резерв – это постоянная готовность к войне и охрана тыла. История – это большая мозаика, которая состоит из маленьких пазлов, каждый пазл – это история каждого человека. И каждая большая история состоит из тысячи маленьких, поэтому и история картунских летчиков стала для нас так важна.

В 1938-1939 году началось строительство военного аэродрома за селом Картун, которое ныне носит название Вострецово. По воспоминаниям Евдокии Ткачевой (Кочетовой), аэродром строили заключенные. В 1940 году появились первые самолеты. По словам очевидцев, на аэродроме базировались тяжелые четырехмоторные бомбардировщики с экипажем 8 человек (ТБ-3), двухмоторные бомбардировщики (АНТ-40 (СБ), возможно ДБ-3), истребители И-153 и И-16. Велись постоянные учебные полеты.

После начала Великой Отечественной войны все войска Дальневосточного фронта были приведены в повышенную боевую готовность.  Летчики круглосуточно дежурили возле своих самолетов, прогревая двигатели каждые 4 часа.

Военные самолеты 9-ой Воздушной армии в Красноармейском районе  базировались на аэродромах в селах Богуславец, Полтавка, Картун.

17 августа 1943 года в районе перевала Золотой ключ (около 3 километров севернее аэродрома), разбился самолет, который только взлетел (уходил по кругу в сторону Незаметного) — раздался жуткий рев, самолет упал, стали рваться боеприпасы.  После были похороны летчиков на сельском кладбище в Вострецово.  Надпись на одной надгробной плите гласит «Летчики Н. Березин, И. Бондаренко, В. Горбань трагически погибли в 1943 году». На второй могиле имена восстановлены силами местной администрации — «Михаил Грегушкин, Виктор Хомяченко. Погибли в августе 1943 года».

Спустя 60 лет Евдокия Ткачева (Кочетова) прислала в Вострецовский школьный музей «Память» две фотографии погибших летчиков и письмо с достаточно подробным описанием знакомства с Николаем Березиным, коротких дружеских отношений  и его трагической гибели.  Через всю жизнь Евдокия Александровна пронесла память о молодых мальчишках, бережно хранила их фотографии.

Нашей поисковой группе по сведениям, размещенным в ОБД «Мемориал», удалось частично восстановить биографию командира экипажа сержанта Николая Степановича Березина, 1920 г.р. Получилось это только благодаря воспоминаниям Евдокии о том, что Березин родился  под Сталинградом, там же осталась и вся его семья. Мы отработали более 500 записей в банке данных и нашли сведения о Николае.

Николай Степанович Березин родился в 1920 году в с.Мокрая Ольховка Неткачаевского (ныне Котовского) района Сталинградской (Волгоградской) области. Николай воспитывался матерью Полиной (Пелагеей) Ивановной и отцом Степаном Алексеевичем Березиными.  Всего в семье было четверо детей (три сына и дочь). До призыва в армию Николай успел выучиться на слесаря.

В 1940 году Березин был призван в ряды РККА (Дзержинским РВК г.Сталинграда) и в октябре 1940 года зачислен курсантом в Коростенскую военную авиационную школу пилотов.

Николай окончил летную школу уже после начала Великой Отечественной войны. 13 июля 1941 года прибыл в Омскую военную авиационную школу пилотов, 3 августа этого же года окончил ее с присвоением ему звания «сержант». На основании телеграфного распоряжения Управления кадров ВВС КА от 28 июля 1941 года откомандирован в распоряжение 168 Резервного авиационного полка, который представлял собой промежуточную инстанцию, из которой личный состав разбрасывали в регулярные части (полк в годы войны базировался на Дальнем Востоке).

По сведениям матери в дальнейшем Николай числился командиром экипажа бомбардировщика, писал домой из Хабаровска, в котором была расквартирована 9-ая Воздушная армия Дальневосточного фронта. Приходили письма от сына из 2-й эскадрильи 782 бомбардировочного авиаполка.

Связь с сыном прервалась в мае 1943 года. Все это время мать, братья и сестра Николая находились в родном селе, всего в 250-ти километрах от пылающего Сталинграда.

Во время службы на Картунском аэродроме летчики быстро нашли общий язык с жителями  села. Николай сдружился с Евдокией Кочетовой. По ее воспоминания, утром 17 августа 1943 года самолет, которым управлял Березин, должен был взлететь вторым.  Первый самолет ушел на задание, а самолет Николая на взлете, выходя на круг, потерял управление и разбился в сопках за селом недалеко от перевала Золотой ключ.

Степан Алексеевич (отец Николая) был призван в ряды РККА 24 августа 1941 года. Числился стрелком 1131 стрелкового полка. Пропал без вести в мае 1942 года. Также во время войны без вести пропал дядя Березина, его двоюродный брат.

Вскоре после войны Полина Ивановна с тремя детьми уехала из Мокрой Ольховки на ст. Лапшинская. Достоверно известно, что мать искала сына, по меньшей мере, на протяжении шести лет после окончания войны женщина неоднократно обращалась в соответствующие инстанции, но так и не узнав о судьбе своих родных, скончалась в конце 50-х годов.

К сожалению, живых родственников Николая мы не нашли, о судьбе родных братьев Николая пока ничего неизвестно, а сестра вышла замуж и уехала с мужем в город Камышин Волгоградской области. Мы обращались в архив Котовского муниципального района Волгоградской области. К сожалению, похозяйственные книги за тот период не сохранились и нам не удалось узнать имя его сестры. Мы писали письма многим людям через одну из социальных сетей, набрав в поиске лишь «Березина, Камышин».

К сожалению, не удалось выяснить судьбу Ивана Бондаренко, второго члена экипажа. Требуют проверки данные, о том, что Иван Бондаренко (предположительно 1923 г.р.) являлся земляком Николая Березина. Не установлены достоверно имена остальных летчиков: В. Горбань, Ф. Хомяченко (по словам очевидцев – Виктор), В. Грегушкин (по словам очевидцев – Михаил). Материалы о летчиках мы разместили на странице национального парка в Интернете. На нас вышла девушка из Перми, вполне возможно, что Иван Бондаренко является ее родственником, но информация требует проверки.

Отдельного внимания заслуживает самолет, на котором предположительно разбились летчики. Активисты нашего отряда РоЭпик обратились за консультацией к командиру Приморской региональной молодежной общественной организации «Поисковое объединение «АвиаПоиск» Я.В. Ливанскому. Согласно имеющимся данным (количество членов экипажа, аэродром базирования), разбившийся самолет либо Ил-4 (ДБ-3), либо АНТ-40 (СБ). По воспоминаниям летчика В.А.Пшенко, Ил-4 был капризным самолетом. Строгим он был при взлёте, и пилоты со средней подготовкой часто не могли выдержать направление взлёта. Особенно капризным был при посадке. Вполне возможно, что именно техническая неисправность послужила причиной аварии. Также, по словам Ярослава Ливанского, количество часов налета у  пилотов в резерве было ничтожно малым, в среднем от 10 до 40.

Работа всего нашего отряда РоЭпик на архивных поисках не закончена. Силами нашей команды по этой истории написан сценарий мини-спектакля «Мы вовсе не тени безмолвные», который был показан в Красноармейском районе несколько раз в марте-апреле 2013 года. Большой интерес у ребят вызвали съемки видеоролика для спектакля.

В настоящий момент наша команда занята монтажом короткометражного фильма под предварительным названием «Нас не забудет небо», в основу сюжета которого положена история о картунских летчиках. Съемки фильма проходили в апреле-ноябре 2015 года, отснято материала более чем на 8 часов.

География съемок обширна: Рощино, Вострецово, бывшая воинская часть, непосредственно территория Картунского аэродром. Задействовано 19 актеров  в возрасте от 7 до 60 лет.  Ребята обращались к жителям Североморска через социальные сети с просьбой снять на видео один из авиапамятников, воздвигнутых недалеко от города. Кадры необходимы были для фильма. И североморцы откликнулись!

Мы сотрудничали с музеем КНААПО, была версия, что разбившийся самолет был выпущен на Комсомольском авиазаводе.

Ярослав Ливанский со своей командой «АвиаПоиска» работал в Центральном архиве Министерства обороны, помогал, подсказывал и консультировал нас.

У нас была копия письма от Евдокии Кочетовой, и мы решили отправиться по адресу, указанному на конверте. Не передать словами, как мы трепетали, подойдя к дому и не решаясь позвонить в дверь. Мы очень обрадовались, узнав, что Евдокия жива. Однако нам не удалось поговорить с ней. Пожилая женщина переехала вместе со своей дочерью в одно из сел Приморья.

В наше время, когда оскверняют памятники ВОВ, чернят имена настоящих героев, заново переписывая историю и преподнося все как истину, восстановление исторической военной хроники  очень актуально. Историю своей Родины надо знать без искажений, потому что это опыт твоих отцов, дедов, прадедов. Чем больше у тебя опыта, тем мудрее твои поступки. Мы убеждены, что над могилой летчиков должен стоять мемориал, а их имена не должны значиться в списках пропавших без вести. Поисковая работа на этом не закончена, это только начальный этап наших общих усилий. Наша активная группа хотела бы, чтобы по Приморскому краю был создан единый реестр заброшенных или неучтенных военных захоронений, где не выяснены имена и биографии похороненных солдат. Задача посильная и выполнима, если это станет общим делом.

Мы хотим,  чтобы люди не проходили мимо безымянных могил, а потомки знали о своих прадедах. А самое главное — чтобы наши односельчане помнили и любили историю не только своей страны, но и своего края, района, села. Ведь прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и, тем более, будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.

Хочется иметь более обширный доступ к информации  о действующих и резервных воинских соединениях, дислоцированных на территории Приморского края в годы Великой Отечественной войны, ведь для многих муниципальных образований (особенно для севера Приморского края) – это утерянная память.

Мы будем рады, если наша работа станет для кого-то отправной точкой, посылом, началом глобального поиска своих пропавших без вести родственников, односельчан и жителей нашего края в годы Великой Отечественной войны.

Ирина МЕРЗЛЯКОВА,

Павел КОЛЕСОВ

 Национальный парк «Удэгейская легенда» выражает благодарность администрации Вострецовского сельского поселения за предоставленные фотографии летчиков, копию письма Е. Ткачевой,  список имен погибших солдат.

P.S. Фото со съемок короткометражного фильма о картунских летчиках. Девушка с парнем — Ирина Форшнева и Роман Семенов в ролях Евдокии Кочетовой (Ткачевой) и Николая Березина.

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.