Должность педагога-психолога общеобразовательных учреждениях появилась более 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. В некоторых школах созданы психологические службы, где работают не один, а несколько психологов.
К сожалению, многие родители до сих пор не понимают, зачем в школе нужен психолог. По их мнению, дети целый день находятся под присмотром педагогов, которые в случае чего решают все проблемы. Более того, вокруг школьного психолога существует немало «мифов», которые не позволяют обратиться за помощью или вызывают недоверие.
Ошибочным является мнение, что к педагогу-психологу приходят только слабые, неуверенные в себе люди с явно выраженными психическими расстройствами, которые сами не могут решить свои проблемы…
Хочу развеять все мифы и вселить доверие в скептически настроенных.
К психологу обращается человек, который ощущает потребность изменить своё поведение, свою жизнь в лучшую сторону и ищет грамотный способ, эффективный путь осуществления этих изменений. Психолог — специалист, который может помочь найти такой путь, свой, уникальный для каждого.
Хочется обратиться к родителям, которые понимают, что основное правило работы педагога-психолога — конфиденциальность. Это значит, что никто без вашего согласия не узнает, с каким вопросом вы или ваш ребенок обратились. Что же касается результатов психологического тестирования, которое проводится в школе, о ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде и в процентном соотношении без указанных фамилий.
Целью моей работы является психолого-педагогическое сопровождение всего образовательного процесса, а также создание условий для максимального развития личностного и творческого потенциала ребенка.
В функции школьного психолога входят: психологическая диагностика, коррекционная работа, консультирование родителей и учителей, психологическое просвещение, участие в педсоветах и родительских собраниях, участие в наборе первоклассников и сопровождение их в период адаптации к процессу обучения, психологическая профилактика.
С какими же вопросами можно обратиться к школьному психологу?
Вопросы школьной адаптации,
отсутствие мотивации к учению,
проблемы межличностного общения,
проблемы детско-родительский отношений,
вопрос профессионального самоопределения старшеклассников,
трудности в выстраивании взаимоотношений в классном коллективе,
психологическая помощь в период подготовки и сдачи экзаменов.
В образовательном учреждении в сентябре 2016 года организованы служба школьной медиации и психолого-медико-педагогический консилиум. Работа медиации заключается в том, чтобы обучить всех участников образовательного процесса навыкам цивилизованных способов решения конфликтов, создание в образовательном учреждении комфортной, безопасной среды.
В нашей школе в рамках работы медиации организована рабочая группа, в которую входят педагоги и учащиеся школы с активной жизненной позицией и стойкими моральными принципами.
За последний год работы нами разрешено множество конфликтных ситуаций, возникших между участниками образовательного процесса. В процессе организованных медиаторов примирительных встреч по каждому обращению было найдено компромиссное решение проблемы, подписаны примирительные договоры, в которых прописаны условия соблюдения нейтралитета по отношению друг к другу, а также соблюдение всех условий доброжелательного бесконфликтного общения. Созданная служба школьной медиации зарекомендовала себя как эффективный инструмент в разрешении конфликтных ситуаций.
В последнее время проблема психологического здоровья школьников является весьма актуальной. Под понятием «психологическое здоровье» подразумевается общее состояние и функционирование здоровой психики, что проявляется в качестве познавательных процессов, в эмоциональных реакциях, в поведении.
Современное общество становится все более информированным и технически грамотным, умениями пользоваться современными «гаджетами» уже никого не удивишь. И как обратная сторона этих достижений — общество становится все более «психологически нездоровым». Оглянитесь вокруг. Современная жизнь, к сожалению, не всегда способствует развитию гармонии, смены общепринятых социально-культурных норм. Политическая нестабильность, отрыв человека от истоков природы, отсутствие стойких морально-этических принципов у большинства людей делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным и значимым в наши дни.
Каждый родитель должен задуматься и выбрать для себя правильный стиль воспитания своего ребенка, пути взаимодействия с ним, обдумать и проанализировать причины возникающих трудностей не только в учебе, но и в общении. Оцените свои отношения с ребенком. Все ли вы делаете правильно? С какими трудностями вы сталкиваетесь чаще всего? Своевременное решение возникающих трудностей избавит вас в дальнейшем от накопившегося «снежного кома» неприятных, а зачастую уже трудно решаемых проблем… Помните, что лучший способ сделать ребенка хорошим — сделать его счастливым.
Е.ФЕДЬКО, педагог-психолог
МБОУ СОШ №11 с.Рощино