В Красноармейском районе сложилась ситуация, в которой родителям подростков становится тревожно. За последние три месяца зарегистрированы четыре попытки суицида, одна из них с летальным исходом.
Суицид – намеренное, умышленное лишение себя жизни. К сожалению, с годами суицид «молодеет”. О нем думают, пытаются покончить с собой и лишить себя жизни. Всем родителям необходимо научиться распознавать суицидальные намерения, чтобы не пропустить тревожный звоночек, сообщающий о душевном дискомфорте ребенка, тем более, что часто после беды выясняется, что друг знал, или ребенок писал об этом в дневниках и т.д.
Необходимо отметить, что подростки, так или иначе почти всегда предупреждают о своем намерении. Вот словесные высказывания, на которые стоит обратить внимание родителям, одноклассникам, друзьям и окружающим: «ненавижу жизнь», «они пожалеют о том, что они мне сделали», «не могу этого вынести», «я покончу с собой», «никому я не нужен», «это выше моих сил».
Родители должны быть в курсе всей жизни ребенка: с кем дружит, что читает, в каких социальных сетях общается, многое могут сказать зарисовки. Поймите, что испытываемое тягостное состояние держать в себе длительное время невозможно, поэтому подросток и пытается рассказать о нем в завуалированном виде. Например: необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду, усиление жалоб на физическое недомогание, склонность к быстрой перемене настроения, жалобы на недостаток сна или повышенную сонливость, ухудшение или улучшение аппетита, признаки беспокойства и вечной усталости, уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, отказ от общественной работы и совместных дел, излишний риск в поступках, нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы, поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни, необычные вспышки раздражительности, усиленное чувство тревоги, выражение безнадежности, приобщение к алкоголю или наркотикам, их усиленное потребление, раздача подарков, приведение всех дел в порядок, разговоры о собственных похоронах, отсутствие планов на будущее, составление записки об уходе из жизни.
Если вы заметили суицидальные наклонности, обнимите ребенка, попросите довериться вам, поделиться проблемами, переживаниями.
Выслушайте ребенка, не перебивая и не критикуя его. Пусть он выплеснет свои эмоции. Наладив доверительный контакт, в дальнейшем вы сможете избежать психологических травм.
Приободрите, успокойте, заверьте, что вместе проблемы легче решать: «У нас все получится, мы справимся». Рассмотрите ситуацию со всех сторон, при этом сохраняя выдержку, найдите оптимальный план решения. Не отказывайтесь от помощи специалиста, если ситуация неоднозначна. Как никогда, ребенок должен чувствовать в вас поддержку и защиту, понимать свою ценность. Принимайте решительные меры по предупреждению дальнейших несправедливых поступков по отношению к нему. Готовность родителей защитить ребенка от несправедливости покажет, что он не одинок.
Учите ребенка не принимать обиды, разочарования близко к сердцу. Проходя в жизни какие- то испытания, мы становимся сильнее, опытнее, что помогает нам расти духовно и физически.
Если случилась трагедия, была попытка суицида. Что делать? Как себя вести?
Вызвать «скорую» медицинскую помощь, в это время берете свои эмоции под жесткий контроль, и совершаете все последующие действия: при попытке отравления следует промыть желудок, а при порезе перетянуть руку жгутом и остановить кровотечение.
Недопустимы в адрес ребенка обвинения, замечания, комментарии. Выяснение причины оставьте на более подходящее время. Ваше поведение должно вселять в ребенка уверенность, что он под защитой, его любят и хотят помочь. Сейчас главное — спасти жизнь и сохранить физическое и психологическое здоровье.
Родителям следует осмыслить, что не так, где они совершили ошибку и когда была потеряна связь, что в их семейных отношениях появилась пустота, которая заполнилась негативом. Проанализируйте, сделайте выводы, чтобы в дальнейшем не повторить своих ошибок. Обратитесь за помощью к психологу. Он поможет и научит ребенка правильно реагировать и решать проблемы, давать оценку происходящему, анализировать поступки и последствия.
Уважаемые родители, чтобы увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребенком, предлагаю вам ответить на вопросы анкеты.
- Рождение вашего ребёнка было желанным?
- Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
- Вы каждый вечер с ним разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
- Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, посещение родственников)?
- Говорите с ним о создавшихся семейных проблемах, ситуациях, планах?
- Обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
- Знаете ли вы его друзей (чем они занимаются, где живут)?
- Вы в курсе о его времяпрепровождения, хобби, занятиях?
- Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
- Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
- Какой его любимый предмет в школе?
- Какой у него любимый учитель в школе?
- Какой у него нелюбимый учитель в школе?
- Вы первым идёте на примирение, разговор?
- Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?
Если на все вопросы вы ответили «ДА», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку.
А если у вас большинство «НЕТ», то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!
За бесплатной консультацией психолога можно обратиться по адресу с.Новопокровка ул.Советская, 80 каб.7.
О.НАСОНОВА, психолог отделения СРЦН «Надежда»