В конце декабря на базе МБОУ «СОШ №10» с. Новопокровка был организован и проведён районный семинар по теме «Выявление и развитие художественной одарённости у учащихся». Приехали учителя изобразительного искусства и начальных классов из разных школ нашего района. А также участие в семинаре приняли педагоги дополнительного образования ДДТ с. Новопокровка.
В первой части мероприятия заведующая методическим кабинетом УО АКМР Е.М. Ляжко познакомила с планом работы, рассказала об особенностях обучения одарённых детей и об основных подходах к обучению, о тенденциях развития современного образования.
В рамках семинара учитель начальных классов МБОУ «СОШ №10» Т.Ф. Савина, учитель первой квалификационной категории, руководитель ШМО, провела открытый урок изобразительного искусства в 3 «Б» классе по теме «Мамин платок». Урок прошёл организованно, увлекательно, ярко и позитивно, в соответствии с требованиями ФГОС. Это был урок-праздник.
С первых минут и дети, и гости попали в волшебный мир, окунулись в атмосферу красоты. Группа девочек в ярких сарафанах с платками в руках исполнили русский народный танец под мелодию «То ни ветер ветку клонит». Отгадав загадку, ребята назвали тему урока, сформулировали учебные задачи.
При знакомстве с историей платка учитель использовал презентацию. Оказывается, история русского платка начинается с 12 века, и у платков бывают названия: «Солнечное лето», «Южная ночь». На уроке ребята побывали в роли маленьких исследователей. Они рассматривали узорную ткань и платок и коллективно нашли ответ на вопрос: «Чем платок отличается от ткани?»
А как дружно дети работали в группах, создавая свои композиции платков из растительных элементов. И снова на уроке проблемная ситуация: найти на доске не платок, а ткань. И с этим заданием ученики справились!
Работая с учебником, дети отвечали на вопросы учителя, анализировали полученную информацию. Во время физкультминутки третьеклассники превратились в маленьких бабочек, отдохнули и — снова за работу! Выполняя практическую работу, каждый ученик помнил о поставленной цели: нарисовать платок для мамы, бабушки или сестрёнки. При этом стараясь придерживаться критериев, по которым будет оцениваться работа: аккуратность, оригинальность и цветовое решение. Все ребята с большим желанием принялись творить. И опять на уроке зазвучала музыка, песни «Синий платочек», «Оренбургский платок».
Итог урока. Результат замечательный. Каждый ученик выходил и представлял свою работу. У Ромы платок получился яркий, он использовал растительные элементы. У Полины – платок праздничный, для мамы. А Лера нарисовала для сестрёнки, повседневный. Никита в своей работе проявил оригинальность: большой цветок в центре, олицетворяющий солнце. У Саши на чудо-ветках расцвели розы, Настя совместила растительные и геометрические узоры. В конце урока учитель отметил детей, которые посещают кружок по ИЗО и вручила дипломы победителям Всероссийской олимпиады Ростконкурс по предметам изобразительное искусство и технология.
На уроке Татьяна Фёдоровна показала проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический методы, которые позволяют развивать творческие способности учащихся, изобразительные навыки, воспитывать художественный вкус, интерес к истории и культуре своего народа.
Далее по плану семинара — открытый урок в 5 «В» классе по теме «Искусство Городца. Роспись разделочных досок» показала учитель ИЗО первой квалификационной категории М.А.Саматова. Марина Анатольевна – профессионал: прекрасно владеет материалом, знает возрастные особенности детей, применяет новые образовательные технологии. Учитель показала формы и методы, которые позволяют развивать у учащихся умение анализировать изделие, сравнивать, выстраивать последовательность (алгоритм) необходимых операций.
На уроке учитель погрузила всех в мир красоты, подарила радость и вдохновение. Ребята работали увлечённо, с интересом. Они были в роли маленьких подмастерий, расписывая доски для ярмарки. Во время практической работы учитель давал рекомендации: о технике работы с кистью, о смешивании красок, выполнении «оживки» для цветов и птиц. Доски у ребят получились оригинальными и неповторимыми. Поставленные задачи на уроке выполнили. На протяжении всего урока Марина Анатольевна развивала у учащихся интерес к декоративно-прикладному искусству, воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески.
Каждый учитель провёл самоанализ своего урока. Коллеги, посетившие открытые мероприятия, дали высокую оценку проведённым урокам. Использование новых технологий, знание требований, предъявляемых к современному уроку, позволяют учителям МБОУ «СОШ №10» добиваться стабильных результатов, выявлять и развивать художественную одарённость у учащихся.
Следующий этап районного семинара – это трансляция педагогического опыта. М.А.Саматова обобщила и представила собственный опыт. Вниманию участников семинара были показаны работы детей: коллажи на морскую тематику, рождественские венки, ёлочки, разделочные доски, открытки. Работы достойные и интересные. Марина Анатольевна – человек творческий. Она и своих учеников привлекает к участию в художественно-творческих конкурсах различного уровня. Результат – призовые места. Далее всех гостей ждал мастер-класс по изготовлению новогодней открытки акварелью. Педагог и с этой задачей справилась мастерски. Под её руководством получились хорошие открытки.
Подвела итоги работы семинара заведующая методическим кабинетом УО Е.М. Ляжко. Елена Михайловна отметила высокий уровень общей и педагогической культуры учителей, умение их творчески и рационально организовать и использовать учебное время, заинтересовать учащихся и способствовать формированию у них предметных умений и УУД.
Районный семинар прошёл на высоком методическом уровне. Данные мероприятия всегда были важны и актуальны. Учителя получили в такой форме большой объём нужной информации, положительных эмоций, направленных на обеспечение улучшения качества обучения.
В заключение хочется поблагодарить всех организаторов и участников этого мероприятия за их мастерство и профессионализм.
С.ШИШКИНА,
зам. директора по ВР