Не надо за них решать

Не надо за них решать

(Проект «С-А» «У истоков жизни»)

Вопрос о самостоятельности детей всегда был сложным и вызывал много споров среди родителей. А что думают об этом профессионалы. По традиции за советом мы обратились к Оксане Николаевне Насоновой, психологу социально-реабилитационного центра г.Дальнереченска, нестационарного сопровождения семьи по КМР.

— Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным. Научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Поэтому развивать самостоятельность нужно постепенно  достаточно рано — с самых первых моментов, когда ребенок хочет сделать что-то сам. И на этот счет существует всего пара простых, но в то же время ключевых правил для родителей, которые хотят приучить своего сына или дочь к самостоятельности. Первое – это обучать ребенка делать все самостоятельно, и второе – не делать за него того, что он может сделать сам. Здесь, конечно, идет речь о задачах, которые посильны для его возраста.

Если разобраться, то каждый ребенок рождается без каких-либо навыков или умений, которые тесно связаны с воспитанием самостоятельности, все это он приобретает не сам по себе, а усваивает через взаимодействие со взрослыми. Он живет в семье, где очень внимательно всегда наблюдает за мамой и папой – как они общаются, что делают.

Благодаря этому уже со второго года жизни и до трех лет у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. За это время он совершает большой скачок в развитии. Малыш учится делать все самостоятельно: одеваться, кушать ложкой, умываться и т.д. и, конечно, это все может у него получаться не сразу.

На этом этапе родителям главное поддерживать его первые старания, хвалить и набираться терпения, то есть уметь ждать, когда их кроха справится с задачей. В таких жизненных моментах, в силу обыденной суеты, родители часто допускают ошибки, не давая ребенку полноценно справиться с тем, что он может сам сделать, и в спешке готовы сделать все за малыша, ведь так быстрее и аккуратнее.

Ничего страшного не случится, если, собираясь в садик утром, вы будете давать малышу возможность самостоятельно одеваться. Пусть это займет немного больше времени, чем обычно, но именно в такие моменты и воспитывается самостоятельность. Или ребенок пролил воду, а вы подождете, пока он сбегает за тряпкой и вытрет за собой, а не  кинетесь убирать за ним, дав ему возможность исправить свой промах. Как ни парадоксально, но основная роль родителей в деле воспитания самостоятельности у ребенка заключается в том, чтобы как можно меньше вмешиваться в его естественную потребность все испробовать на собственном опыте. Все, что неопасно, надо дать ему сделать. У него для каждого своего действия есть свое объяснение, просто мы, взрослые, это не всегда понимаем. А на самом деле он так развивается, хочет сделать и понять, что из этого получится. Иначе как ему учиться?

Также в этом возрасте малыши начинают интересоваться занятиями родителей и пытаются всё повторять за ними. Поэтому для воспитания у ребенка желания трудиться родители должны показывать, как трудятся сами, и обязательно поддерживать интерес ребенка к домашнему труду.

Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в три года, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!», убирая ваши руки, когда вы завязываете ему шапочку или застегиваете кофту. В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. В это время необходимо с очень большой осторожностью и терпением, корректностью относиться к ребенку, чтобы не отбить у него охоту именно к действию. Если он берется застегивать на себе пальтишко, то он понимает, что он должен это сделать и не просто сделать, а так, чтобы у него это получилось, и хорошо. Таким образом он проявляет свою потребность взросления – берет на себя ответственность что-то сделать. К этому надо относиться серьезно и начинать уважать его поступки уже в этом возрасте.

Роль мамы на этапе прививания ребенку самостоятельности, конечно, не переоценить, но почему- то зачастую в этом плане забываем о роли отца, которую ребенок видит и полностью принимает на себя. Девочка старается перенять мамину – мыть посуду, полы и т.д, и мальчики – забивать гвозди, ремонтировать машину. И очень хорошо, когда папа пускает ребенка в свой гараж, дает ему свои инструменты. Эти действия совместно с отцом для ребенка неоценимые. Убирать инструменты тоже важно. И говорить, что нужно молоточек положить на место, потом придем и будем знать, где он лежит.

Если ребенок не хочет этого делать, можно дать ему и ошибиться. Это называется контролируемые ошибки, которые очень важны. Не положил инструмент на место, в следующий раз придет и пусть ищет его. А вы можете подчеркнуть: «Где он, куда делся? Вот сколько времени мы потратили, чтобы найти его, а если бы он лежал на месте, мы бы его не искали».

Но в то же время, не стоит подгонять малыша и требовать быстрого выполнения задач. Дети приспособлены к миру по-другому, они более медлительны, а постоянные упреки могут развить нервозность или вообще отбить желание что-то делать самому. Хотя маленькие дети не ленятся – им либо не интересно, либо они устали, либо они болеют. А вот у детей постарше уже есть лень, здесь могут быть вопросы.

Очень хорошо, когда ребенок начинает проявлять заботу о ком-то. Например, помогает маме застегивать пуговичку на ее пальто. Маме важно не отбрасывать его помощь, даже если она торопится. Когда ребенок проявляет такие качества, это не просто он чему-то учится, он заботится о вас, проявляет чувство ответственности. И это тоже относится к этапу воспитания самостоятельности.

Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий. Поэтому в возрасте от трех лет ребенку можно давать право выбора, но в рамках. Например: «Ты хочешь сложить свои игрушки сейчас или после прогулки?» Здесь важно заметить, что уборка игрушек будет в любом случае, но малыш может сам решить, когда ему удобнее это сделать.

Если же малыш занят решением каких-то задач, не нужно сразу же идти ему на помощь, пусть он сам пытается найти ответ. Это формирует чувство уверенности в правильности своих действий. Зачастую, родители делают все наоборот, считая ребенка слишком маленьким для выполнения определенных действий. На пути воспитания – это самые злейшие враги самостоятельности.

По мере взросления ребенка и прививается самостоятельность. Это же научение жизни идет, опыт жизненный приобретается. Поэтому с возрастом они и меру ответственности начинают понимать. Но в то же время ко всему надо подходить с пониманием, если  с ребенка постоянно только спрашивать и говорить: ты обязан, ты должен, то есть большая вероятность того, что из вашего ребенка вырастет человек с заниженной самооценкой. Но все, что вы в них вложили и то, как вы относитесь к жизни, все это будет в них.

Потом один из этапов самостоятельности, когда ребенок идет в первый класс. В семь лет уже можем обязанности ребенку дать —  то, что ему посильно. Посильно ему кровать за собой заправить? Он должен это сделать.

Какая может быть учебная деятельность, если ребенок не научился элементарным вещам, вплоть до того, что приходить вовремя в школу, собирать портфель самому с первого класса. То, что вы тихонечко подойдете и проверите, все ли необходимое лежит там, пока ребенок не видит, это уже другой вопрос, это ваша ответственность за него, но собрать его он должен сам.

Если вовремя не дать ребенку понимания о самостоятельности, которая подразумевает и ответственность, то затем в жизни ему будет очень тяжело. Маленьких мы учим самостоятельности, они на уровне подсознания чувствуют, что это ответственность. С детьми постарше – уже самостоятельность и ответственность на одном уровне.

Родителям важно помнить, что на всех этапах взросления  ребенка, где вы пытаетесь приучить его к самостоятельности, не должно быть рыночных отношений, например: «Иди поставь свою обувь на место, а потом я дам тебе конфетку». Потому что с возрастом цена будет возрастать вместе с их обязанностями.

Но это все общие моменты, надо не забывать, что каждый ребенок индивидуален и многогранен.  Можно сделать для них очень много хорошего, полезного и научить вещам, которые ему потом помогут в жизни. Это все закладывается в его будущее.

Применяя все эти правила на своем малыше, родитель будет уверен, что воспитывает настоящую самостоятельную личность.

Евгения РУДЕНКО

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.