Возрасту дошкольника характерны интерес к окружающему миру, желание познать и освоить все новое. Такая работа осуществляется в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.
Дети очень наблюдательны от природы, и поэтому в ходе опытно-экспериментальной деятельности им легко сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы и устанавливать причинно-следственную связь.
В конце апреля в МБДОУ №10 с.Новопокровка прошел районный семинар-практикум по теме «Необыкновенные превращения или опыты и эксперименты для детей старшего дошкольного возраста».
Педагогам была предложена фотовыставка «Мы экспериментируем», а также выставка методических пособий по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ. Затем прошли открытые просмотры образовательной деятельности в данном направлении.
Л.И.Лукьянова провела занятие по развитию познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Марсиане к нам летят – познакомиться хотят».
Дети получили письмо от марсианчиков, которые хотели бы прилететь на Землю в гости, но не знают, смогут ли они ходить без скафандров. Воспитатель – старший научный сотрудник исследовательской лаборатории предложила ребятам узнать свойства воздуха и ответить на вопрос марсиан. С помощью опытов и экспериментов юные исследователи определили, что воздух есть внутри людей и содержится в различных предметах, что воздух прозрачный, его нельзя увидеть, но можно почувствовать, у воздуха есть давление.
А у детей подготовительной к школе группы прошло развлечение по развитию познавательно-исследовательской деятельности «Удивим принцессу Несмеяну». Ребята попали в сказку, где капризная царевна ревела днями и ночами, потому что ей было скучно. Уж чего только не предлагал ей царь-батюшка – воспитатель Л.А.Уфимцева, но Несмеяна по-прежнему громко рыдала. Тогда царь издал указ: созвать всех, кто сможет удивить его дочь. Приходили зверята, играли на музыкальных инструментах, танцевали, но принцесса ревела пуще прежнего.
На выручку пришли дошкольники, которые удивили Несмеяну своими опытами и экспериментами. Они показали принцессе, как в простой воде яйцо тонет, а в соленой — плавает на поверхности, как в молоке, словно по волшебству, образуются разноцветные узоры, как при помощи воздушного шарика и шерстяной ткани можно легко и просто собрать рассыпавшийся перец, как апельсин в кожуре плавает, а без кожуры тонет, и еще несколько других экспериментов. Принцесса так увлеклась проводимыми опытами, что и забыла о своём плаче, ей тоже захотелось экспериментировать, и она вместе со свои отцом отправилась к своим друзьям рассказывать об увиденном.
По итогам открытых просмотров был проведен анализ, воспитатели ознакомились с целями, которые они ставили в работе с детьми, и рассказали, чего они добились в ходе проводимой педагогической деятельности. Затем высказались методист УО Н.Л.Карабанова и приехавшие педагоги. Они отметили результативность работы, заинтересованность дошкольников, умение действовать самостоятельно и делать умозаключения.
Семинар на базе нашего ДОУ был завершающим в теме организации педагогической работы методического кабинета управления образованием по развитию познавательно-исследовательской деятельности. В течение всего учебно-воспитательного года коллеги со всего района узнавали что-то новое по этой теме, обменивались опытом. Таким образом, все пришли к выводу, что использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у детей исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.
Н.ЗАБОЛОТНАЯ,
заместитель заведующей по ВМР