Проект «С-А» «Патриот»

Проект «С-А» «Патриот»

 

Хранители памяти

Патриотическое воспитание в современной школе является одной из самых важных её задач и огромное влияние на формирование любви к Родине, гордости за свой народ и уважения к прошлому у подрастающего поколения оказывает историческое краеведение — школьные музеи, музейные комнаты и «Уголки памяти».

Именно здесь ребята узнают о героях-земляках, об истории родного края, округа, села, школы, людях и предприятиях.

«Память» с.Вострецово пожалуй, — самый «старший» из всех школьных музеев Красноармейского района. Он размещен в небольшом кабинете, но места хватает всем. В углу и возле окна расположена инсталляция, созданная из макета русской печи, кухонной утвари, детской металлической кровати, заправленной покрывалом ручной работы и других интересных предметов старины.

Вдоль стен находятся витрины с экспонатами, представляющими историю района и села Вострецово, начиная с эпохи чжурчженей. Информационные стенды рассказывают о герое гражданской войны Степане Вострецове, в честь которого село было переименовано в 1972 году, о командире партизанского отряда Алексее Рощине, расстрелянном белоказаками в 1919 году и захороненном в Вострецово, Дмитрие Маматове, жителе села, единственном герое Советского Союза в районе, погибшем во время ВОВ в Белоруссии, ветеранах-земляках, отдавших свои жизни на полях сражений во время второй мировой войны.

Ольга Усова, хранитель музея, много лет собирала записи, документы, письма, статьи из газет о героях села, ветеранах, складывала в папки и хранила. Благодаря ей и другим неравнодушным к истории села землякам в 2006 году в школе и появился музей.

— Люди, когда узнали, что у нас открылся музей, — рассказывает Ольга Борисовна, — стали приносить разные старые вещи и свои находки. Коллекция экспонатов постепенно увеличивалась.

Теперь, когда дети входят в музей, они сразу видят предметы быта первых переселенцев — печь, кровать, ухваты, прялки, самовары, маслобойку, чугунок, утюги, коромысло, вафельницу, специальное приспособление для очистки кукурузы от зерен и многое другое. Им становится интересно, как жили их предки раньше и они хотят узнать об этом больше.

Так же появились в музее и экспонаты времен ВОВ. Например, у нас есть керамическая кружка, которую привез как сувенир наш односельчанин-фронтовик из Чехословакии, и деревянная ложка, которой пользовался на фронте солдат.

Благодаря связям с Могилёвским электротехническим колледжем, чей поисковый отряд носит имя Дмитрия Маматова, в школьном музее хранится земля с места гибели и братской могилы Дмитрия Маматова в Белоруссии. А внучатая племянница героя подарила музею телевизор для проведения презентаций.

Поисково-исследовательский отряд школьников «Поиск», образованный на базе музея, провел большую работу. Ребята собирали сведения о земляках, участвовавших в ВОВ, ветеранах, тружениках тыла и детях войны. Для этого они использовали воспоминания ветеранов и местных жителей, статьи в районной газете, документы музея.

— Очень нам помог в этом Трофим Трофимович Акиншин, — говорит Ольга Борисовна, — он занимался ветеранами. У меня осталась его папка с фото и записями тех, кто ушёл на фронт, кто из них и где погиб. Для людей это важно.

Итогом поисково-исследовательской работы стал полный список имен и фамилий земляков, ушедших на Великую Отечественную войну из Вострецовского поселения. Их имена увековечены на мемориальной плите памятника погибшим защитникам, а в музее хранятся письма.

Вот строки из письма родным Александра Малиновского, пропавшего без вести в октябре 1944 года в Прибалтике: «Украина отмщена. Фашистская падаль лежит на её полях. Думаю, что война скоро окончится. Гитлер бежит, оставляет всю технику. Выйду из госпиталя – отомщу за разграбленную Украину, угнанных в рабство её жителей и за свой потерянный палец. 22 марта 1944 года».

— Это нужно знать детям обязательно, — говорит хранитель, — чтобы не смогли переписать историю. Мы здесь проводим уроки, ведь в музее находится та самая история, к которой можно прикоснуться. Дети в такие моменты чувствуют свою сопричастность к событиям прошлого. Они хорошо знают историю родного села, их героев — Вострецова, Маматова, Рощина, летчиков и других.

Еще у нас в музее сохранилась деталь самолета, который в годы ВОВ разбился возле Вострецово. Погибли три лётчика. За их могилами сейчас ухаживают школьники. Для подрастающего поколения это тоже важно, ведь это — свидетельство тех событий.

Часто вещи в музей приносят родные ушедших в иной мир близких людей.  Так появилась каска и документы Трофима Акиншина, шахтёра, ветерана ВОВ, общественника и почетного гражданина Вострецово. Их принёс его сын.

В шкафах расположилась богатая коллекция минералов, которую собирал геолог Сергей Жарченко. Позже она пополнилась образцами камней, переданными сыном геолога-любителя Самышкина после смерти отца.

Здесь же хранятся и экспонаты из музея прииска — то, что осталось. Используя их, Ольга Борисовна устраивает ребятам квест-игры на знание недр края.

— Это яшма, — говорит она, показывая большой, бурый, с разводами минерал. — Это самый распространённый полудрагоценный камень. Можно сказать, что у нас он валяется прямо под ногами. Дорога в начале села подсыпана именно им. В каменном веке из него изготавливали орудия труда, наконечники для стрел и копий. В современном мире — это поделочный материал для шкатулок и украшений.

А ещё мы очень бережно храним все экспонаты каменного и железного века. Появились они у нас в результате раскопок. У Александра Ивановича Кравцова, бывшего главы поселения, были охотничьи угодья в том месте, где в древности располагалась стоянка чжурчженей, и там работали археологи Владивостокского университета. Они провели раскопки и забрали все находки, которые посчитали нужными, разрешили нам поискать на небольшом кусочке земли.

Вместе с учениками мы нашли часть железного котла, наконечники для стрел и копьев. Но позже археологи приехали и забрали многие наши находки, а тем, что остались, определили возраст — наконечник копья 15 века, топорик 15 века и другие.

До переселенцев здесь 3,5 тысячи лет назад жили чжурчжени. На территории Вострецовского поселения находится 11, а дальше — еще два памятника той эпохи. Из-за этих памятников, в Вострецово и не построили плотину от паводков, иначе они все ушли бы под воду.

На музейных «витринах» расположились наконечники для стрел, скребки, образцы базальтовой породы, из которой древние люди изготавливали скребки. Из железного века самое ценное в коллекции – котел. Его жители нашли случайно. В нем находились наконечники для стрел, трезубец, топорик, подкова с гвоздями, нож, бритвенный прибор.

Многие предметы вымываются на поверхность после разлива реки Большой Уссурки. Так жители Вострецово нашли черепки посуды из поселений корейцев, проживавших здесь с 1911 года. В 50-х годах их выселили, и они уехали, но местные старожилы помнят об этом.

— Совсем недавно, — говорит Ольга Борисовна, — мужчина принес мне эту чугунную штуку. Нашёл её в воде. На ней написано: «Министерство тяжелого машиностроения СССР. Людиновский локомобилестроительный завод. Год основания 1745». Неизвестно, откуда она взялась в наших местах.

В связке со школьным музеем работает и сельская библиотека. Елена Антипова, библиотекарь, оформляет исторические стенды, готовит фотовыставки к юбилейным датам села и всероссийским праздникам. Здесь же проводятся «встречи» школьников с новыми книгами о родном крае.

В школьном музее «Родник» Лукьяновки исторические вехи развития села, района, края и страны представлены экспонатами, собранными жителями, школьниками и руководителем — Ириной Бересневой, учителем географии.

Этот музей — ее детище. В 2004 году на базе кабинета географии Ирина Георгиевна организовала краеведческий уголок, чтобы предоставить возможность школьникам изучать историко-культурное наследие села на примерах из реальной жизни односельчан.

Музей по её же инициативе был открыт в 2011 году, в 2013-м занял третье место в краевом конкурсе на лучший музей боевой, воинской и трудовой славы в образовательных учреждениях.

Здесь проводятся уроки географии, истории, встречи с представителями «Боевого братства», конкурсы чтецов.

Музей организован таким образом, чтобы школьники могли с комфортом заниматься поисково-исследовательской деятельностью, работать с документами, проводить встречи и другие патриотические мероприятия. В центре помещения находится большой стол, за которым с удобством разместятся 12 человек. По периметру располагаются витрины с экспонатами, на стенах — стенды с фотографиями. Всего музей насчитывает более 500 экспонатов.

На входе гостей встречает коллекция полезных ископаемых нашего района. И главная гордость выставки – кусок настоящего метеорита, который выпал каменным дождем в тайге на западных отрогах Сихотэ-Алиня 12 февраля 1947 года. На двух других витринах находятся образцы природных ресурсов Приморского края – спилы деревьев разных пород, представители обитателей Японского моря.

Возле окна расположилась деревянная парта первоклассника прошлого века. На ней – чернильница и перьевые ручки, а на сидении – настоящий портфель школьника тех лет.

Слева от входа – инсталляция быта переселенцев, выделенная, как «окно» в историю. В его интерьере — глиняные кувшины, самовары, прялки, вышитые картины и вязаные крючком кружева.

Готовясь к открытию музея, поисковая группа школьников собирала фотографии 1940-80-х годов прошлого века, заметки из районной газеты, а также фотографии, удостоверения, награды, личные вещи ветеранов ВОВ и труда. Все материалы размещены на стендах и витринах по темам: «Великая Отечественная война», «Локальные конфликты», «Советская эпоха», «Пионерия», «Комсомол».

После выхода Ирины Георгиевны на заслуженный отдых руководителем музея стала Галина Лукашенко. Под её руководством в 2020 году в ходе поисковой работы и благодаря  статьям Нины Шмелевой в районной газете выяснилось, что в Иманском уезде в 1918-22 годах партизанское движение по защите Покровки от белогвардейских интервентов возглавлял командир взвода Иосиф Канделла. После гражданской войны он был председателем колхоза, затем — председателем сельского Совета в Покровке. К столетию окончания гражданской войны Галина Борисовна провела ряд патриотических мероприятий, где рассказала школьникам о героическом партизанском пути Иосифа Лазаревича. Могилу героя облагородили, поставили памятник, и теперь за ней ухаживают жители Покровки.

А школьным музеем в настоящее время руководит Татьяна Костенко, учитель начальных классов.

Музей в школе села Богуславца в настоящее время — на реконструкции. Помещению требуется ремонт, а экспонаты необходимо систематизировать. По словам Людмилы Зуевой, руководителя, эта работа будет проведена совместно со школьниками в течение учебного года.

В Измайлихе музей из школы «переехал» в отремонтированный сельский клуб — из-за размещения интерната в школьном здании для него не осталось подходящего помещения.

— Знакомиться с историей родного села, — говорит Галина Борадачёва, директор школы, — ученики могут в клубе, там же теперь и все жители Измайлихи могут увидеть экспозицию нашего музея.

В Новопокровке школьный музей был организован по инициативе Светланы Андронюк, учителя истории, но в связи с увеличившимся количеством учеников в школе и соответственно возросшей потребностью в кабинетах его перенесли в школьную библиотеку, где разместить все экспонаты не представлялось возможным. А после ремонта и установки новой мебели все исторические экспонаты убрали вовсе.

В школах поселка Восток и села Рощино патриотическое воспитание учащихся проходит в музейных уголках, организованных Марьяной Митрошиной и Натальей Егоровой, учителями истории. Здесь ребята узнают о воинах-земляках, принимавших участие в ВОВ, встречаются с ветеранами локальных военных действий, проводят патриотические мероприятия.

В школе Мельничного нет музея, но работа по сохранению памяти о земляках, ветеранах ВОВ, а также тружениках тыла и детях войны, в которой принимали участие школьники и жители села, проведена огромная. Её итогом стала «Книга памяти 1941-1945 Мельничное (Сидатун), Благодатный, Пионер, Бейча», вышедшая в 2020 году.

— Идея книги появилась в 2019 году, — рассказывает Татьяна Комонюк, автор и в то время директор школы, — мы участвовали в проекте по возрождению памятников участникам ВОВ. И хотя наш проект не выиграл, Наталья Пантелеева, глава района, помогла найти средства на установку обелиска в Мельничном.

Перед нами тогда встал вопрос: стоит ли устанавливать на памятнике мемориальную доску с именами всех земляков-участников войны. Мы боялись забыть кого-то вписать, тем более памятник также был посвящен труженикам тыла и детям войны. Именно тогда, чтобы точно вписать в историю всех земляков, мы решили выпустить книгу, где по нашей задумке должны были быть только их имена. Но, собирая информацию о людях — воспоминания родных, односельчан, статьи из газеты «Сихотэ-Алинь», и даже сочинения учащихся, например, Ромы Овчинникова, Софьи Погорелой, Юлии Чернолиховой и других, где они писали о своих близких, мы поняли, что нужно не просто увековечить их имена, но и рассказать о судьбе каждого из них.

В подготовке материалов книги нам помогли Нина Николаевна Шмелева и её авторский проект в районной газете «В глубинах памяти», Александр Васильевич Жбанов и его книга «Время судит по-своему», Ирина Александровна Жога, Мария Викторовна Занкина, Василий Максимович Шевченко и его книга «Таинственный Сихотэ-Алинь», публикации Совета ветеранов в газете «Сихотэ-Алинь», администрация Мельничного СП и односельчане.

На выпуск первой книги деньги — более восьми тысяч рублей, собрали жители села, она сейчас находится в сельской библиотеке Мельничного.

Второй тираж к «Киги памяти» на свои деньги выпустил Александр Жбанов, капитан первого ранга, земляк, который родился на прииске Благодатном.

Сотрудничество детей и взрослых Мельничного над книгой памяти – это проявление любви ко всему, что связано с родным краем, к людям, живущим на этой земле, к её традициям. Это тот самый патриотизм не на словах, а на деле.

Сейчас очень непростое время для нашей страны, но каждому её жителю, особенно детям, по-прежнему нужны доброта, милосердие и любовь к Родине. В каждой школе Красноармейского района есть место, где ребёнок может прикоснуться к прошлому своей страны и малой родины. И об этом заботятся хранители памяти – школьные музеи и люди которые за ними стоят.

Анжела ШАМОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.