Проект «С-А» «Территория здоровья»

Проект «С-А» «Территория здоровья»

Жить не тужить

Отношение людей к выходу на пенсию разнится в зависимости от настроя самого человека. Для кого-то это возможность заняться тем, что откладывалось в долгий ящик, и начало новой жизни, а для других – время дожития, печалей и горестей. А уныние, доказано, очень вредно для здоровья, потому что может привести к целому ряду болезней, имеющих нервную природу.

Две замечательные женщины – Тамара Лаврухина из Новопокровки и Наталья Чумак из Рощино, совершенно не знают, что такое скука и уныние. Их позиция, увлечения – хороший пример тем, кто потерялся в жизненном пространстве после выхода на пенсию.

 

Коврики Тамары Лаврухиной

Когда подходишь к калитке небольшого домика Тамары Лаврухиной, в глаза бросаются высаженные вдоль забора с улицы цветы.

Стройный ряд астильб, пестрых хост, гелиопсиса и ромашек привлекает внимание своей цветовой гаммой и ухоженностью. Во дворе располагается большой цветник, в котором главное место занимают розы — гордость хозяйки. Структуру саду придают декоративные кустарники и еще небольшая шелковица, на которой уже есть ягодки. Чуть дальше растет липа. По словам Тамары Михайловны, она ждет, когда дерево вырастет и своей кроной закроет окна дома от жаркого послеобеденного солнца, а во время цветения наполнит все подворье сладким ароматом.

За домом располагается необычный огород. Он небольшой и весь состоит из грядок шириной чуть больше метра и длиной 13 метров. Все гряды огорожены досками или шифером, проходы между ними — 60 сантиметров.

Тамара Михайловна о своем «умном огороде» говорит, что работать на нем сейчас — одно удовольствие. В свои 70 с хвостиком лет она сама копает все 12 гряд.

— Такой огород мне по силам, — рассказывает она, — земля в грядках мягкая, ведь по грядкам никто не ходит, трактор колесами не трамбует, регулярно именно в грядки точечно вношу компост и навозный перегной, поэтому и урожай больше. Ухаживать за овощами в них очень удобно, можно подойти с двух сторон обработать от вредителей, полить, прополоть. А что надо растениям? Питательные вещества, достаточное количество света, воздух, влага и отсутствие большого количества сорняков.

На грядках Тамары Михайловны чисто, ровные ряды овощей и картофеля ухожены, томаты подвязаны, а огуречные плети комфортно располагаются на шпалере. Проходы она закладывает картоном, оргалитом, опилками, хотя со временем сорные травы и так перестают расти за счет того, что земля в проходах не рыхлится и семена сорняков не обновляются.

После экскурсии по огороду и подробного рассказа об «умном огороде» или, как шутит хозяйка,  «огороде для ленивых» мы проходим к дому.

При входе на веранду нас встречает пестрый круглый коврик, связанный крючком. Мое внимание он привлек насыщенностью цвета и небольшим блеском. Подобные половички, выполненные из старой одежды, раньше были в каждом доме, и никого не удивляли. Оказалось, что этот коврик изготовлен, как подсказала мне Тамара Михайловна, из полиэтиленовых пакетов и ему — уже лет семь.

— Рукодельничаю я уже больше 50 лет, — говорит Тамара Михайловна, — вязать на спицах я научилась еще в молодости, когда находилась в декретном отпуске. А вот вязать крючком половики – уже на пенсии. Такую идею мне подкинула старшая дочь.

Моя мама Александра Васильевна Кучеренко много лет ткала половики на специальном деревянном станке. У многих родных и знакомых они до сих пор сохранились, хотя прошло почти 30 лет, как ее с нами нет.

А лет десять назад у меня начало ухудшаться зрение, и при вязании на спицах я стала допускать ошибки — то петлю потеряю, то в узоре напутаю. А вечером так совершенно стало невозможно не только заниматься вязанием, а вообще какую-то мелкую работу выполнять.

Сидеть без дела, особенно зимой, было невыносимо. И я увлеклась шитьем в стиле «пэчворк». Изготавливала покрывала, одеяла, декоративные подушки, накидки на стулья и кресла. По сей день у моих внуков, детей, родных и знакомых остались многие изделия того периода «лоскутного» творчества.

Но время не стоит на месте, к тому же в нашем селе нет магазина тканей, где я могла бы приобретать материалы для своего увлечения, поэтому постепенно и это увлечение пришлось отложить.

К этому времени в нашей семье, в которой четверо внуков, скопилось большое количество старой одежды. Ту, что была в хорошем состоянии, мы раздали нуждающимся, а вот футболки и другие трикотажные вещи с пятнами, с небольшими прорехами, но в целом еще крепкие, постепенно накапливались в кладовке на всякий случай.

Китайские коврики, на которые мы все перешли в свое время, очень быстро приходили в негодность. Вот дочь и предложила вязать половики, как у бабушки. Крючок применяется большой, петли крупные, и мне комфортно – сидишь перед телевизором, руки заняты. Изделие вяжется достаточно быстро, главное — подготовить клубки, нарезать «пряжу» необходимой толщины и подобрать цветовое сочетание.

Поначалу я с азартом вязала совсем простые круглые коврики, большие и маленькие, цветные и двухцветные или монохромные. Потом стала вывязывать цветы, составлять из отдельно связанных фрагментов большие полотна.

Половички из трикотажа оправдали себя комфортом — весь мусор остается под ним, легкостью в уходе — можно стирать в машинке, и своим удобством при уборке помещений – вынес на улицу и вытряхнул пыль с него.

На сегодняшний день коврики, связанные крючком, сшитые из лоскутков ткани или остатков пряжи, вновь на пике популярности. При этом применяемые для их изготовления материалы – самые разные – трикотаж, пряжа, шнуры и даже полиэтилен.

Из пакетов такие половички я стала вязать по просьбе детей. Сначала для бани, ведь такой коврик не впитывает влагу, быстро сохнет, зимой свои свойства не меняет, долговечен, при этом долго сохраняет первоначальный внешний вид, держит форму и его можно стирать в машинке. А сейчас мы их применяем в кухне, в ванной, на веранде, в прихожей. Такие половички полностью оправдали себя – бюджетные и удобные, хорошая альтернатива покупным.

Для того чтобы приступить к изготовлению такого коврика. нужно правильно подготовить материал: пакет, можно сразу несколько, сложить вдоль, отрезать ручки и дно. Затем, оставшуюся часть, нарезать на полоски шириной около четырех сантиметров – получаются замкнутые колечки. Между собой соединяем их узлом «кольцо в кольцо» и сматываем в клубок. Такие клубки можно приготовить разных цветов или сразу во время соединения отрезков чередовать цвета и получить пестрый меланж. Также необходимо следить за плотностью пакетов, чтобы коврик получился ровным.

Я обычно подготавливаю небольшие клубочки и по мере необходимости нарезаю пакеты нужного цвета, как душа запросит, ведь это в первую очередь – вдохновение и творчество, и только потом практическая польза. Сейчас у меня в работе несколько разных половичков, вяжу по мере поступления пакетов нужного цвета.

Начинать вязание нужно с 3-5 воздушных петель, далее делаем кольцо, петлю подъема, вяжем столбиками без накида, если хотим получить более плотный коврик. Затем в каждую из пяти петель сделать еще по одному столбику без накида. Для круглого половичка в каждом последующем ряду добавляем от трех до пяти петель.

Полиэтиленовые коврики хорошо держат форму, поэтому для их изготовления можно применять любые схемы для вязания салфеток, чтобы получить ажур или филейное вязание – для получения рисунка. В этом виде рукоделия можно воплотить свои любые творческие порывы – от эффектного цветового сочетания до изготовления из пакетов не только половичков, но и сумок, корзин, чехлов.

Газетная лоза Натальи Чумак

Смекалка и умение превращать привычные вещи в необычные, но полезные в бытовом плане, наверно, заложено в каждом человеке и передается из поколения в поколение на генетическом уровне.

Ярким примером этого и является коврик из обычных пакетов, которые с каждым походом в магазин накапливаются в наших домах. А еще — оригинальные плетеные изделия из газет, которые также у многих грудой лежат где-нибудь в кладовке на случай ремонта. Но не у Натальи Чумак, которая вот уже шесть лет увлеченно занимается плетением разных изделий из газетной «лозы».

По своей натуре она всегда была творческим человеком, и считает, это — от мамы, которая,  будучи бухгалтером по профессии, окончила курсы шитья в очень трудное для себя время и сумела не только выстоять, но и достойно воспитать троих детей.

Желание созидать красоту проявляется у Натальи Георгиевны во всем, за что бы она ни бралась. А ответственное отношение, творческий подход к любому делу и жизненное кредо — старость наступает тогда, когда стареет душа, дает возможность воплотить в реальность многие ее задумки.

Наталья Георгиевна хотя и живет в квартире, но при входе в подъезд нас встретила ухоженная ее руками клумба, радующая глаз разнообразием цветов. Здесь и цветущие лилейники, и сальвия, и арабис, и гелиопсис с необычными пестрыми листьями, и пионы, и хосты, создающие зеленое обрамление всей композиции. А крупнолистная гортензия в паре с высокими стеблями мальвы чуть позже будут создавать на клумбе праздничную атмосферу.

По словам женщины, ей нравится возиться с цветами, наводить порядок на клумбе. Это наполняет ее вдохновением и радостью, ведь забота о цветах и создание красивых природных картин тоже является творческим процессом.

— Любовь к рукоделию, — делится мыслями Наталья Георгиевна, — не просыпается внезапно, это всегда длительный процесс. Учась в школе, я как-то не очень стремилась вязать или вышивать. На уроках труда, а я училась во Владивостоке в школе №62, нам преподавали то, что должна уметь хорошая хозяйка: готовить, правильно накрыть стол, развесить на просушку белье. Шить, кроить и вязать тоже учили, конечно, но в таком возрасте – это скорее тягостно и скучно дома сидеть, хотя уже в шестом классе я ходила в шапке, которую сама связала.

Примером для меня была моя мама Мария Евстафиевна Омельянович, на память о ней осталась игольница, ее подарок. Она украшена вышивкой с моими инициалами. Я думаю, что это с ее подачи любимым моим увлечением долгое время была вышивка.

Не люблю сидеть без дела, поэтому вечерами в свободное время вышивала. К создаваемым картинам в мастерской подбирала определенный багет, потому что считаю, что только в правильном обрамлении она начинает «звучать».

Вышивала я не только нитками, но и бисером. В основном это были именные иконы, которые я создавала для родных. Перед тем, как приступить к их изготовлению, я у батюшки в церкви брала благословение на работу. Посчитала, что это нужно сделать, поскольку икона все-таки — не просто картинка. Одну из вышитых икон с деревянным окладом подарила церкви.

Лет десять назад появились проблемы со зрением, и очень мелкой, кропотливой работой становилось заниматься все труднее. Я стала выбирать более доступные формы рукоделия. Например, однажды у соседки увидела куклу Тильду (известная на весь мир тряпичная кукла, которую придумала шведская писательница Тони Финнангер, сейчас это зарегистрированный бренд, товарная марка – прим. автора), которую ей в подарок прислала невестка из Германии.

Интересная, забавная растрепка, она мне очень понравилась тогда. Я посмотрела в интернет-пространстве информацию о ней, мастер-классы по ее изготовлению и с большим удовольствием занялась созданием игрушек. На самом деле это очень увлекательный процесс. Сначала нужно придумать образ куклы, какая одежда на ней будет, волосы, другие аксессуары, которые дополнят и подчеркнут идею образа и только затем приступать к процессу создания.

Вслед за Тильдой я делала куколок – пару, мальчик с девочкой. На такие пары поступило много заказов, дочь дарила их своим друзьям, но это тоже довольно кропотливая работа, требующая внимания к мелочам.

Увлечение плетением из газет пришло в мою жизнь с помощью внучки. В то время я гостила во Владивостоке у дочери, и она попросила отвести внучку на творческое занятие, так как сама была занята в это время. Вместе с ней я пошла на мастер-класс по плетению и осталась посмотреть. Это было более десяти лет назад. Именно там я впервые познакомилась с новым для себя видом творчества и узнала, что такое газетная лоза, техника и азы плетения. Однако заниматься этим я стала позже, лет шесть назад, и необходимую информацию черпала из интернета.

Со временем мне очень понравился новый для меня и необычный вид рукоделия, который открывал совсем другие возможности и перспективы. Тем более, что с материалом для работы проблем я не видела, газеты дома были, кстати, газета «Сихотэ-Алинь» идеально подходит для плетения.

Немного позже, когда я уже научилась основным видам плетения, мне понадобилась чистая газетная бумага, чтобы окрашивать ее в природные цвета и создавать более разнообразные виды изделий. Ее можно выписать в интернет-магазинах уже нарезанной листами или, как у меня, рулоном. До этого мы с мужем даже в редакции местных газет заглядывали и покупали старые газеты.

Самое главное — правильно подготовиться к плетению, сделать заготовки, а точнее — газетные трубочки. Технология несложная, хотя изначально кажется слишком тягомотной, но это только в начале. На самом деле, процесс довольно увлекательный.

Сначала нужно подготовить бумагу, нарезать на полосы шириной 7-10 сантиметров, чем меньше плотность бумаги, тем шире должна быть полоса для скручивания трубочки.

Затем взять тонкую длинную спицу толщиной от 1 до 1,5 миллиметров и, начиная с уголка, как можно плотнее накрутить бумагу на нее, кончик зафиксировать клеем. Таким образом накрутить необходимое количество, которое зависит от размеров предполагаемого изделия. Иной раз требуется несколько сотен и даже тысяч трубочек. Есть одна хитрость – кончик лозы должен быть с одной стороны острым, а с другой – полым, чтобы в процессе плетения было удобно «наращивать» лозу.

Окрашивать морилкой или другими красками можно как заготовки, так и готовое изделие. Я окрашиваю трубочки, тогда плетение получается красивым, окрашенным ровно. Морилку применяю на водной основе, наливаю ее в емкость и туда опускаю трубочки, затем сушу их. Потом обрабатываю составом, где — лак с водой, и снова высушиваю. А перед плетением готовые трубочки увлажняю водой, заматываю в полиэтиленовую пленку, оставляя концы открытыми, и оставляю на ночь. Для чего это нужно? Увлажненная лоза становится податливой и гибкой, работать с ней одно удовольствие. Готовую работу грунтую, если нужно, и покрываю акриловым лаком.

За шесть лет Наталья Георгиевна изготовила много не только декоративных и украшающих интерьер предметов, но и практичных вещей, которые сейчас в магазинах, если и есть в наличии, то по довольно высокой цене. Например, плафон на бра, корзина под клубки или игрушки, летняя сумка, которая, даже если ее рассматривать, держа в руках, не выдаст себя, что она изготовлена не из настоящей лозы. Кстати, сумка придает летнему образу мастерицы легкость и оригинальность уже несколько лет.

В долговечности вещей из бумажной лозы она убедилась давно, на кухне прекрасно себя чувствует салфетница, сухарница, оплеты кувшина с водой и бутылки с растительным маслом, поднос и даже праздничное украшение на новогодний стол для бутылки шампанского в виде елочки.

Наталья Георгиевна с удовольствием делится своими умениями в мастер-классе, который проходит в клубе «Геолог».

Стереотип, что наши бабушки умеют вязать только носки и салфетки, давно устарел. У современных детей очень продвинутые бабушки, которые дружат с интернетом, с воодушевлением обучаются новому и давно шагают в ногу со временем. Сегодня им некогда унывать и скучать, ведь каждый день мир открывается для них с новой, интересной стороны.

Анжела ШАМОВА

 

 

 

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.