Очередь в детский сад
Около десяти лет назад устроить ребенка в детский сад было проблемой не только в городах, но и в нашем районе. Чтобы получить место в ДОУ, родителям приходилось становиться в очередь в районном управлении образованием едва ли не с рождения малыша. При этом уровень образования большинства специалистов, работающих в дошкольных учреждениях, оставлял желать лучшего: педагогическим — могли похвастать единицы.
Что сегодня изменилось в дошкольном образовании? Об этом мы говорим с Л.А. Кветкиной, старшим специалистом управления образованием администрации Красноармейского муниципального района.
— Лилия Александровна, сколько дошкольных учреждений сегодня в районе?
— В настоящий моментв районечетырнадцать детских садов. Один из них,в с.Метеоритное, закрыт — здание находится в аварийном состоянии, лицензию учреждения отозвали, и поэтому работать оно не может. Пока официально детский сад приостановил свою работу,а дети устроены детский садс.Измайлиха. Их туда привозят на школьном автобусе.
Раньшев районе было пятнадцать учреждений. Работал детский садв с.Новокрещенка, но так как он тоже был в аварийном состоянии, его пришлось закрыть. Строить новое здание смысла не было – детей очень мало, так же, как и в с.Метеоритное, где дошкольное учреждение посещало всего два ребенка.
— Что означает понятие «очередь» применительно к дошкольному учреждению, и есть ли какие-то трудности с устройством детей в детский сад?
-Очередь в нашем понимании – заявление о принятии ребенка в детский сад.
Лет десять назад было сложно устроить ребенка в детский сад без очереди. Особенно это касалось больших дошкольных учреждений таких, как, например, в п.Восток, с.Рощино, с.Новопокровка. Мы следили, когда и сколько деток сможет принятьдошкольное учреждение.
В то время мамочки, родив ребенка, буквально через месяц шли писать заявление о приеме ребенка в детский сад. Такая ситуация была связана с тем, что вступили в силу меры государственной поддержки семей для демографического роста.Рождаемость детей увеличилась, в том числе и в нашем районе, а вместе с ней — и поток детей для устройства в детские сады.
В п.Восток была очередь в связи с большим количеством детей. Но в последние годы здесь идет сильный отток населения, поэтому сейчас проблем с устройством в ДОУ нет. По крайней мере, в этом году всех деток, которые желают пойти в детский сад, мы обеспечим местом.
В целом, и в районеситуация складывается в обратную сторону — идет значительное снижение детского населения, поэтому сейчас очередности нет.Но, конечно, что касается больших садов, туда родителям лучше написать заявление заранее, так сказать, подстраховаться. Потому как есть льготные категории детей,родители которых работают в правоохранительных органах, суде, прокуратуре. Они пользуются правом на внеочередное устройство в детский сад. Дети из многодетных семей и дети матерей-одиночек тоже имеют преимущества по закону.
Руководители дошкольных учреждений настроены так: если есть место, то проблем с устройством в детский сад не будет, несмотря на то, что родители предварительно и не писали заявление. Если места нет, то они просят подождать какое-то время, потому что каждый год освобождаются места после выпуска детей в школу. Может так быть, что чей-то ребенок не будет посещать детский сад по определенным причинам, место освободится, и примут нового ребенка.
Помимо всего прочего, в 2013 году ввели в действие нормы СанПиНа, которые ограничивают количество детей в группах. На одного ребенка в группе дошкольного возраста положено не менее двух квадратных метров, в группе раннего возраста – не менее двух с половиной. Раньшедеток в ясельных группах было пятнадцать, в старших – двадцать. Могли взять и выше нормы. Сейчас дать мест больше, чем положено по нормативу, мы не можем.
— Но ведь есть дети, которые вообще не посещают дошкольные учреждения. Много таких в районе?
— По статистике, детские садыпосещают64 процента детей. Большая часть остальных приходится на те села, где нет детских садов. Это Гоголевка, Вербовка, Саровка, Таборово. Хотя и в крупных населенных пунктах таких детей достаточно. Это все зависит от желания родителей. Для некоторых проблема состоит не только в оплате за детский сад, но ив том, что надо рано вставать, одевать ребенка каждый день в чистую одежду, а это — ежедневная стирка. То есть, родители не хотят себя обременять дополнительными хлопотами. И для них образование, которое дети получают в саду, особой роли не играет. Такие детки идут абсолютно неподготовленными к школе.
Но из тех, кто постоянно посещает детский сад, тожене все усваивают программу. Поэтому мы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом проводим диагностику по всем направлениям, которые предусмотрены программой детского сада, и смотрим, кто усвоил программу, а кто — нет. Это делается в каждой группе в начале года – входящий контроль, по нему определяют, что ребенок может, что — нет, и в конце – что ему удалось усвоить, а над чем еще надо поработать. И, конечно, если ребенок не усвоил программу, родителям рекомендуют оставить его еще на год в саду, потому как уже в первом классе школы очень сложная программа.
Такие рекомендации — абсолютная норма, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ребенок может до 8 лет находиться в ДОУ, но им мало кто из родителей следует. В основном стараются поскорее отдать ребенка в школу.
— А каким образом сегодня складывается обстановка с кадрами?
— На сегодняшний день педагоги в дошкольных учреждениях есть, но их все равно не хватает в связи с тем, что к кандидатамстали предъявлять очень серьезные требования.
Если раньше, например, на работу воспитателем могли взять любую желающую персону без образования, то теперь требуется, в первую очередь, профильное образование, именно для детского сада. То есть, если работник пришел с педагогическим образованием по специализации школьный педагог, то он обязан пройти переквалификацию на дошкольного работника. К младшим воспитателям это тоже относится. Они должны иметь среднее профессиональное образование и обязаны пройти переквалификацию.
Кроме этого, педагоги в течение года постоянно обучаются, повышают свои знания, навыки, умения. Для этого у нас в управлении образованием работает методический кабинет, работники которого проводят семинары для воспитателей по различной тематике, семинары и совещания руководителей. Благодаря таким факторам, можно сказать, что сейчас у воспитателей очень высокий уровень подготовки.
В систему образования вошли Федеральные государственные образовательные стандарты, и в соответствии с ними требования к воспитателюочень высокие. Но вместе с этим выросла и заработная плата специалистов. В нынешнее время педагоги,особенно те, кто имеет категорию, получают в пределах 26 тысяч рублей, а если есть переработка, то и 30. И это, конечно, стимул для профессионального роста.
Самый лучший в мире папа
Папа – глава семьи, надежный друг, первый советчик во всех делах, учитель и просто хороший, добрый, отзывчивый человек, на которого во всем хочется равняться. Гордиться таким отцом, согласитесь, могут немногие дети, и они считаются поистине счастливчиками. И как это прекрасно, когда ты уже взрослый человек, имеющий детей и внуков, помнишьи хранишь у себя в душе каждое теплое мгновение, связанное с родным человеком. Такими воспоминаниями поделилась с нами Ольга Палади (Завадская) из с.Новопокровка.
Двадцать лет прошло с тех пор, как нет с нами нашего папулечки. Он был самым обыкновенным папой и в тоже время для нас был необыкновенный. Начала писать, и в памяти всколыхнулись воспоминания о таком близком мне человеке, и от них на душе стало теплее.
Более доброго, заботливого и справедливого человека в своей жизни я вряд ли встречала, конечно, не считая мамы. Но сегодня разговор пойдет о папе, и только о нем, и не для того, чтобы похвастаться им, а просто вспомнить. Возможно, вместе со мной еще кто-нибудь помянет добрым словом Николая Павловича Завадского — так звали моего отца.
Мое самое первое воспоминание о папе уходит в далекий 1967 год, тогда мне было два с половиной года. Старые люди помнят, что в то лето было наводнениетакое, что вода была в домах. Но об этом я узнала, конечно, намного позже, когда выросла. Утро этого дня навсегда останется в моей памяти — я встала с кровати, пошла по воде, и тут меня на руки подхватил отец и понес на улицу, а затем — на крышу дома. Ощутить сильные и заботливые руки, увидеть добрый взгляд папы — что еще надо маленькому человечку в такой экстремальный момент?
Его заботу, доброту, участие мы ощущали всю жизнь. Помню, в детстве долгими зимними вечерами он собирал нас вокруг себя и рассказывал истории из своего нелегкого детства, а мы, открыв рты, слушали его рассказы.
Каждый из нас мог бы вспомнить кучу примеров его доброты и заботы. Например, я навсегда запомню случай покупки для меня коньков, хотя для нашей многодетной семьи это была непозволительная роскошь, но благодаря папе мама согласилась выделить из нашего скромного семейного бюджета средства на это приобретение. Моей радости не было предела. Но фигуристки из меня так и не вышло, а жаль.
Папа всегда относился к нам с уважением. Он никогда не позволял себе каких-либо оскорбительных высказываний в наш адрес. Даже когда мы и шкодили, как и все дети на земле, то с нами был простой серьезный разговор, из которого мы должны были сделать соответствующие выводы. Хоть нас было и много, но у него для каждого находилось доброе слово, наставление.
А какими теплыми были отношения мамы и папы друг к другу. Мало кто поверит, да я сама бы и не поверила, не будь у меня таких родителей, но за всю свою жизнь я ни разу не слышала, чтобы отец и мать ругались. А ведь семья была большущая: восемь детей, и проблем, вы понимаете сами, было много. Если возникала какая-нибудь проблема, родители тихо ее обсуждали между собой, и нас, детей, это никак не затрагивало. Терпение и доброту можно назвать поистине интеллигентной чертой его характера, хотя, по сути, он был простой рабочий человек.
Я часто вспоминаю свое детство и до сих пор не могу понять, как наши родители все успевали,ведь дел было по горло — работа, дом, полный двор скота и птицы, огороды, пасека, сенокосы и, конечно же, мы, каждый — со своими проблемами. Где они брали силы, чтобы поднять нас всех на ноги? Родители воспитывали нас личным примером, своим отношением к труду, позитивным отношением к жизни и людям. «Относитесь к человеку так, как хотели бы, чтобы он относился к вам»,- всегда учил нас отец.
А отцовские советы и его помощь всегда были такими ненавязчивыми, да еще с какой-нибудь присказкой, что хотелось сделать это именно так, как сказал он. А с какой лаской и заботой звучали его слова «Куда почапали?», когда мы куда-то уходили. До настоящего времени, вспоминая папулечку, я также говорю и своим детям, а теперь уже и внукам: «Куда почапали?»
С чувством, с толком, с расстановкой, всегда очень аккуратно папа делал все свои дела, и по прошествии многих лет я замечаю у себя тот стержень в работе. Он всегда хотел, чтобы мы все жили дружно и помогали друг другу.
Да, у нас был самый обыкновенный папа, такой, какой должен быть у всех детей, и в то же время я, как ребенок, вернее, когда-то им была, заявляю, что наш папа был самый лучший в мире. В нашей сумбурной жизни часто не хватает времени на текущие дела. Поэтому воспоминания о дорогом сердцу человеке, да еще изложенные на бумаге, дорогого стоят. И я рада, что у меня нашлось время написать их и поделиться с вами, дорогие читатели.
Маленькие няньки
Когда семья планирует рождение второго ребенка, обычно у первенца на полном серьезе спрашивают, хочет он себе братика, сестренку или нет. Хотя, по сути, от желания ребенка мало что зависит. Все решают взрослые.
В этом вопросе большинство родителей почему-то убеждены, что второй ребенок нужен не столько им, сколько первому, дескать, детям вместе будет легче в жизни. Да и маме со вторым будет попроще, ведь всегда на подмоге — старшенький. Но, как правило, на практике все получается не так гладко. И, в первую очередь,у первого ребенка, который даже не представляет, как изменится его жизнь с приездом младенца из роддома.
— У нас с братом разница в возрасте пять лет, — говорит Екатерина, 35 лет, из с. Новопокровка, — поэтому я была уже большой девочкой, когда он появился на свет. Но несмотря на это, если честно, я не помню, какое у меня было отношение к новорожденному брату. Но я помню хорошо первую ночь, когда его привезли из роддома, потому что он орал. Я проснулась и сказала: «Че он орет? Закройте ему рот и отнесите обратно!»
И мне не хотелось с ним нянчиться. Мне надо было гулять с девочками. Конечно, маме я помогала – люлюкалась с ним, но его всегда отправляли со мной гулять на улицу, и мне приходилось за ним смотреть, то есть побегать уже не получалось, он тормозил мне мой процесс гуляния. Поэтому я его всегда быстрей-быстрей пыталась сплавить домой маме.
Как-то меня мама с ним оставила, когда он еще совсем маленький был, положила его в кроватку и говорит: «Присмотри за ним, а я – быстро в магазин». Возвращается и слышит на улице, как он криком кричит. Забегает в квартиру — он орет, а я рядышком сплю и не реагирую на его крики. Вот так я за ним приглядела. Но зато я любила ему пеленки гладить.
— У меня — младшая сестра, разница в возрасте с ней — семь лет,- добавляет Мария, 30 лет. —Конечно, я была уже взрослым ребенком и помню, как с нетерпением ждала рождения сестренки, потому что мама мне всегда говорила: «Она родится, и вы будете с ней играть, вам вдвоем будет веселее». В общем, не жизнь, а настоящий рай настанет. Но каковы же были мои удивление и разочарование, когда в первый раз я увидела ее – маленький сверточек, не умеющий ни говорить, ни ходить, ни тем более играть со мной в какие-то игры. Я была расстроена, меня же не предупреждали, что сестренке надо будет годик подрасти, чтобы она стала хотя бы прямоходящим человеком.
Родители наши всегда были заняты, поэтому мне приходилось ее везде таскать за собой. Это значит – мне толком с детьми не побегать: за сестрой глаз да глаз нужен, идешь только туда, куда ей надо, а не тебе. Короче, такие гуляния я очень не любила. И ее тоже. Ну, как мне тогда казалось. Со временем, когда она стала самостоятельным ребенком, я ее полюбила. И по мере нашего взросления мы стали и играть вместе, а что-то придумывали, веселились. Конечно, сейчас вспоминаешь то время, и становится смешно, от того, как я ее терпеть не могла.
— А я своего брата старше на три года,– рассказывает Анна, 38 лет, — и особо не помню его появления в доме. Да и чтобы мама заставляла меня с ним сидеть, не припоминаю. Может, потому что маленькая была, может, потому что мама не работала, и по факту моя помощь была не нужна.
Мама всегда занималась братом, поэтому меня никогда не заставляли с ним особо нянькаться. Ну, а потом, конечно, мы с ним играли… в куклы. Точнее, я его заставляли в них играть. Когда стали постарше, ходили гулять с ним на улицу. Он играл с мальчишками, а я — с девчонками. Или всем двором играли в какие-то совместные игры.
Что касается моих детей, то старшей дочери, когда родилась вторая девочка, было пять лет. И у меня к ней в таком маленьком возрасте не было большого доверия, чтобы взять и оставить на нее младшую дочь. Поэтому со второй — я тоже все делала сама. А когда появился третий ребенок — мальчик, тут она была уже, конечно, первой помощницей. На ту пору ей было 12 лет. Она могла за ним посмотреть, когда он купался, где-то бутылочку подержать, с коляской погулять. Она спокойно к этому всегда относилась, а сейчас — тем более, ей уже 17, она и кушать варить умеет, и много чего другого. Да и он тоже уже не маленький ребеночек.
Так все- таки, когда рожать второго ребенка, не навредив при этом старшему? Что должны учитывать родители при планировании второго малыша?
На этот вопрос всегда есть ответ у грамотных специалистов, психологов. Они считают, что психология первого ребёнка и его интересы — это то, что нужно учитывать при планировании расширения семьи в первую очередь. Также немаловажное значение играет разница в возрасте.
Например, погодкам проще находить общий язык, и в этом есть большая доля истины. Но годовалый малыш все еще остро нуждается в познании мира, и делать это он намерен через постоянный контакт с мамой. Ему нужно все показывать и рассказывать, пояснять и растолковывать. Все, что происходит вокруг, он ассоциирует в первую очередь, с мамой. Ну, а новорожденному мама и подавно нужна. Погодки обычно не делают разницы между собой, у них одинаковый режим дня, одни и те же игрушки.
Двухлетние дети чрезвычайно ревнивы и могут весьма болезненно принимать факт того, что в их жизни появляется брат или сестра. У него зашкаливают эмоции, которые ему все еще трудно выразить словами. Поэтому кроха может получить сильный стресс.
Трехлетки, а это возраст первого возрастного кризиса, вообще бывают довольно непримиримы. Они уже умеют бескомпромиссно и жестко конкурировать за внимание матери и отца. Если на помощь в уходе и воспитании приходят бабушки, это лишь усложняет ситуацию — первый малыш-трехлетка начинает явственно чувствовать себя вторым. Это для него неприемлемо.
Малышичетырех лет уже могут адекватно понять значимость произошедшего в семье знакового события. Они уже способны проявлять заботу, и вопрос принадлежности мамы кому-либо для них уже закрыт — они точно знают, что их любят и ценят родители.В этом возрасте старший малыш вполне может помочь вам заботиться о младшеньком: налить воды в ванночку для купания, сложить пелёнки, присмотреть за крохой.
А вот начиная с пятилетнего возраста детки способны правильно понять ваши объяснения по поводу скорого появления в семье второго ребенка. Однако, чем больше разница, тем сильнее младший кроха будет воспринимать брата или сестру как еще одного родителя. Да и совместный досуг у детей, если он и будет, то отнюдь не станет интересным для обоих. Слишком разные у ребят интересы.
Ну, а в 7-8 лет? По логике, должно быть ещё проще, ведь ребёнок-школьник уже более сознателен и будет помогать возиться с крохой. Но психологи уверяют, что такая разница в возрасте уже значительная и детки будут расти обособленно друг от друга. Старший — уже школьник, у него много своих забот и дел, новые друзья и знакомства, до малыша, с которым все так сюсюкаются, ему не будет дела.
Основной ошибкой многих родителей является то, что они пытаются представить нового ребенка, как очередную игрушку, с которой первому будет весело и интересно. Именно поэтому старшие дети бывают разочарованы, увидев в первый раз брата или сестру. Кричащий комок мало напоминает идеального партнера для игр. Не следует обманывать ребенка, говоря, что теперь ему будет с кем играть, смотреть мультфильмы или ходить на прогулку. Второй ребенок еще долгое время не сможет всем этим заниматься, а старший малыш будет глубоко разочарован и обижен на родителей за их обман.
Тем не менее, идеальной подготовки не существует. Как бы малыш ни понимал всю значимость предстоящего события, когда появится второй ребенок, первому будет крайне тяжело. Некоторые дети начинают корчить из себя маленьких.
Так они стараются привлечь к себе внимание и вернуть всеобщую любовь. Не стоит ругать ребенка за такое поведение, необходимо дать ему понять, что вы любите его таким, какой он есть, без кривляний и притворства. Вам придется неоднократно объяснять старшему ребенку, чем он отличается от младшего и что вовсе не так уж плохо быть старшим.
При первых признаках агрессии со стороны старшего ребенка, следует серьезно задуматься. Значит, в поведении родителей что-то не так, и необходимо приложить усилия, чтобы исправить ситуацию.Чтобы восполнить пробел в воспитании, вовсе необязательно проводить с ребенком уйму времени, главное — не впадать в крайности.
Случается, что родители начинают излишне баловать старшего ребёнка, чтобы он не чувствовал себя ущербным. Или же наоборот — игнорируют, всё время проводя с маленьким.
Ни то, ни другое неприемлемо. Зато вы можете постоянно повторять ребёнку, что без его помощи вы с папой ну просто никуда. Приобщать его к совместным делам с малюткой. Просите принести чистый памперс, покачать или повезти на улице коляску. Вместе покупать обновки маленькому, но не забывать при этом и поощрять старшего сладостями или новой игрушкой. Он непременно оценит, что вы с ним советуетесь, почувствует собственную важность и гордость.
Когда принесёте новорожденного из роддома, познакомьте деток. Пусть первенец потрогает крошечные пальчики, даст выпавшую пустышку крохе, погладит его по щёчке, поможет искупать.
Тактильный контакт очень важен. «Родня» должна узнавать друг друга на ощупь с первого же дня. Каждый порыв первого ребёнка позаботиться о малыше, чем-то помочь вам, должен поощряться. А вот заставлять что-то делать не следует. Если видите, что ваш взрослый, но ещё такой маленький помощник устал, погладьте его по голове и скажите: «Ты сегодня молодец, так мне помог, а теперь отдохни немного».
Если первый малыш проявляет ревность и даже агрессию в отношении второго, старайтесь реагировать на это адекватно. Не раздражайтесь, не шлёпайте по попе, лучше сядьте и спокойно поговорите на отвлечённые темы. Иногда старшенькому нужно больше внимания, чем крохе, особенно на первых порах. Не забывайте о ласково-«трогательных» моментах. Сажайте старшего на колени, читайте вместе сказки, целуйте, прижимайте к себе. Ваша нежность даст ему уверенность, что с появлением крохи, вы не стали любить его меньше.
Даже если разница в возрасте и велика, не следует относиться к первому ребенку, как к няньке. Одно дело оказать разовую помощь: подать присыпку или принести соску, и совсем другое – поручать ребенку занимать почти весь досуг младшего. У старшего ребенка должна быть своя жизнь. Он имеет на это право. Учитывайте его интересы. И ни в коем случае не воспринимайте старшего, как взрослого! Он не вырос резко после рождения младенца и сам нуждается в присмотре и понимании.
Выпуск «М» подготовила
Евгения РУДЕНКО
(Проект «С-А» «У истоков жизни»)