Маленькие звездочки «Улыбки»
Детский танцевальный коллектив «Улыбка» уже давно снискал уважение сельской аудитории и вполне может называться профессиональным. А ведь это всего лишь дети, выступающие на сцене в ярких и красивых костюмах, с милыми улыбками и светящимися глазами.
Без «Улыбки» не обходится ни один праздник в с.Новопокровка, знают о ней и за пределами района. А с чего все начиналось и какой труд за этим стоит, мы решили выяснить, заглянув за кулисы.
В 2004 году выпускница Краснокаменского филиала Читинского педагогического колледжа Надежда Зарубина решила набрать под свое руководство в с.Новопокровка маленьких танцоров. После года репетиций и занятий с детьми настал важный момент — первое выступление на сцене, и для этого было все: слаженный коллектив, отличный номер и костюмы. Не хватало ансамблю одного — названия, которое должно быть его визитной карточкой.
Вариантов предлагалось немного, но руководитель с юными танцорами решили, что «Улыбка» — это именно то, что нужно им, и чего порою так не хватает каждому человеку, ее через свои выступления ребята и будут дарить публике и при этом так же мило и просто называться.
На момент создания танцевального коллектива «Улыбка» детей было мало — по каким-то причинам детвора не спешила посещать танцевальные уроки. Зато в настоящий момент здесь насчитывается 66 ребят: шесть мальчишек и 66 ребят. Все они поделены на три возрастные группы: младшая, где занимаются дети от 8 до 10 лет; средняя — 12-13 и старшая — 13-14. В каждой — от 12 до 15 человек. А еще в этом году появилась новая группа детей. Это дошколята от четырех до семи лет, практически с таким же названием, как и у старших, но с небольшим дополнением — «Улыбка-кидс».
За плечами «Улыбки» уже три выпуска танцоров. И учитывая тот факт, что танцы занимают у ребенка семь лет его жизни, это немало.
«Что же тут можно делать такое продолжительное время?» – спросите вы. А я вам отвечу: танцы, как и любой другой вид искусства, требует долгой и кропотливой работы. Поэтому, если ребенок решил посвятить себя этому делу серьезно, за это время он хорошо освоит три ступени танцев, на каждой из которых существует определенная программа.
Изначально все осваивают классический танец или, проще говоря, — балет, а также, учитывая возраст маленьких танцоров,- детский.
Правильная осанка, постановка рук и ног, развитие «выворотности», гибкости спины, укрепление мышц — в первые годы обучения это необходимые вещи, на которых будут базироваться остальные направления танцев.
Кажется, что сделать все это легко, но на самом деле достичь успеха даже в чем-то одном, стоит немалых усилий. Но зато тем, кто освоил и преодолел базовую программу, намного проще раскрыть себя на следующем этапе — в народном танце.
Это понятие включает в себя танцы всех народов мира, но «Улыбка» работает только в русском народном направлении, чтобы зритель смог увидеть всю красоту души русского народа.
Ну и заключительный этап, любимый всеми участниками старших групп, — это современный танец, где движения, шаги и па взяты из классического, но умело «замаскированы» под новый лад. Выглядит это очень эффектно и красиво и вполне может называться самостоятельным направлением.
Для зачисления в «Улыбку» нет никаких ограничений. Здесь рады абсолютно каждому ребенку — и тому, у кого для занятий танцами есть все данные, и тому, у кого их немного не хватает. Но, как говорит сама Надежда, вторые порой так удивляют своей дисциплиной и выдержкой характера, что любой одаренный ребенок может этому только позавидовать.
Кроме этого, для малышей существует программа — развитие слуха, где есть упражнения, направленные на выработку ритма и такта. Это делается за два года, с четырех и до шести лет. За это время им также удается не только наработать ритмику, но и подтянуть осанку.
А еще очень хорошо работать с детьми на ассоциациях. Например, на репетициях, когда руководитель видит, что кто-то не идет на носочках, напоминает: « У вас гвоздик под пяточкой, кто опустится полностью на ступню, тот ее уколет», и маленький танцор быстро исправляется.
Конечно, в большинстве случаев дети сами изъявляют желание заниматься танцами, родители немного подталкивают к этому. Но все-таки на первых этапах важно, чтобы мама или папа водили своего ребенка и поддерживали, потому что танцевальная адаптация у него проходит не совсем легко. Мало того, что это в их жизни новое, так еще и ритм репетиций непростой, не все его могут выдержать.
Бывает и такое, что, не справившись с нагрузками, ребенок уходит. Это объясняется только одним — большинство детей, желающих красиво танцевать, считают, что сделать это будет легко — вышел на сцену и станцевал, и не осознают, что хорошему выступлению предшествует большая работа. Девочки, например, преодолевая боль и слезы, делают растяжку мышц, а мальчики – присядки. Технически это означает мышцами ног выбросить свое тело, и для этого нужно иметь очень большую физическую силу.
Но, несмотря на тяжелые репетиции, большинство ребят занимаются танцами и даже не думают бросать их. Немалую роль в этом для каждого играют, конечно, характер, и темперамент. А еще многим, особенно девочкам, нравится сам процесс выступления на концертах, когда они в красивых костюмах порхают по сцене, словно бабочки, и публика смотрит на них с большим интересом. Это очень воодушевляет добиваться в танцевальном искусстве чего-то большего. И очень горьки слезы бывают у тех, у кого это никак не получается. В этих ситуациях Надежда, как требовательный, но чуткий руководитель всегда спешит на помощь.
— Конечно, — говорит она, — важно не равнять всех детей и уметь найти индивидуальный подход к каждому, что бывает непросто. В таких моментах поддерживаешь детей, находишь слова для их вдохновения. Кому-то это помогает — они воспаряют духом, а кому-то — нет. Смотришь: сидит ребенок, нос повесил и ничего делать не хочет. Разговариваешь с ним, утешаешь, обещая ему, что у него обязательно все получится. Еще всегда спасает каждый успешный результат, который важно помнить и применить для поднятия духа ребенка.
Также помогает, когда прислушиваешься к настроению ребенка во время урока, как он реагирует на похвалу и замечания, и от этого уже легче отталкиваться и добиваться каких-то целей.
Бывает и такое, что ребенок занимался танцами на посредственном уровне, а потом так начал показывать свой потенциал в танцевальном плане, что некоторым лидерам уже и на пятки наступает. Тогда и я, и ребенок начинаем понимать всю ценность пролитых слез.
Репетиции — это, конечно, неотъемлемая часть работы над номером. Но для начала его нужно еще придумать. И порою идеи для постановки того или иного танца рождаются совершенно внезапно. Например, благодаря случайно услышанной где-то музыке, на которую у руководителя перед глазами вырисовывается танец. Еще есть возможность купить готовый — с техникой, методикой и хореографией. Но для постановки любого танца всегда нужно отталкиваться от детей. Потому что классический танец у большинства участников не вызывает особого интереса, им хочется чего-то веселого и зажигательного. И тогда Надежде ничего не остается, как идти на маленькие хитрости, — учить детский танец, а параллельно — классический.
Плюс танцевальных занятий не только в том, что ребята учатся красиво танцевать.
— Танцы, — говорит Надежда, — дают возможность ребенку эмоционально выразить себя, приобщиться к миру прекрасного, доставляют ему радость, поднимают настроение.
На занятиях дети делают растяжку, разучивают комбинации движений под популярную музыку. При этом развивается детская память, координация движений, гибкость и сила тела, чувство ритма, осанка становится красивой и правильной, физическое здоровье заметно улучшается.
Кроме всего этого, у ребенка развиваются воображение, творческая индивидуальность, уверенность в себе и своих силах, ему становится легче общаться с ровесниками, потому что его самооценка становится выше.
Я вообще считаю, что тот, кто в танцах, — это сильный духом человек. Те дети, кто до конца все выдерживают, они сильные, эмоционально стабильные, стрессоустойчивые — не каждый сможет выйти на сцену, собраться и оттанцевать номер хорошо.
И это, действительно, дано не всем. При этом сколько бы дети ни занимались танцами, каждый их выход на сцену — как в первый раз, они очень сильно волнуются. Поэтому, чтобы в танце «не потеряться», строго соблюдают наставления руководителя, который в момент их выступления всегда рядом – стоит за кулисами.
— Я всегда, — объясняет Надежда, — говорю им, чтобы считали про себя, при этом и сама, стоя за сценой, сжав руки, делаю это. Также напоминаю, что смотреть на меня не надо, невзирая на то, что я нахожусь рядом. У них должна быть постановка глаз над головами зрителей. Потому что кому-то мама во время танца помахала рукой или бабушка подмигнула, и вроде это приятные моменты со стороны близких людей, но они очень отвлекают танцующих детей, что может навредить номеру.
Кроме этого, им же каждой нужно во время танца и свою улыбку подарить зрителю, что тоже для многих — проблема. Есть такие, кто вышел и за весь коллектив отулыбался, а с другими для этого нужно дополнительно работать.
Кстати, дополнительно работает «Улыбка», когда это касается выездных мероприятий. Пусть их пока не так много, как хотелось бы, но они есть. В 2017-ом и 2018-ом годах коллектив принимал участие в летнем краевом фестивале «Ханкайски зори», в п.Камень-Рыболов, который организован для сельской культуры. Приехать сюда спешат многие творческие коллективы из разных сел. Желающих набирается такое большое количество, что можно сказать, «Улыбке» удалось выступить перед тысячной аудиторией. Чтобы поехать в этом году на «Зори», и дети, и руководитель серьезно готовятся, учитывая то, что уже первого июня танцевальный коллектив должен идти на каникулы.
Но творческая работа требует дополнительных усилий от ребят, и в этом важное значение имеет позиция родителей, которые дают либо нет на это согласие.
И по большому счету, родители для танцевального коллектива — главные помощники. Любую идею руководителя они рады поддержать, лишь бы это было на пользу их чадам. А она, конечно же, есть. Например, показать себя другим коллективам, что они не хуже. Поэтому в настоящий момент у всего состава «Улыбки» идут репетиции ко Дню защиты детей, а средняя группа готовится к танцевальным фестивалям, которые пройдут в Уссурийске и Черниговке. И девчонки с нетерпением ждут этого момента.
Выпуск «У истоков жизни» подготовила Евгения РУДЕНКО